моделирование в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой. Для достижения цели мы решаем следующие задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Мы учим детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению. И в этом нам помогает моделирование .
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе по экологическому воспитанию детей, мы используем разные виды моделей.
1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов
З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
В предметные модели воспроизводят конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Во время наблюдений на прогулке ребята рассматривают бабочку, стрекозу, жука, сравнивают их по внешнему виду, по способу передвижения, находят сходство и различие. В группе мы совместно с детьми изготавливаем из бумаги или другого материала изображения насекомых, с которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Во время изучения обитателей соленых и пресных водоемов мы создавали модели моря и пруда, дети отмечали с помощью игрушек-моделей особенности животного мира . Во время игры «Природная семейка» дети устанавливали взаимосвязи в животном мире, отмечали изменения, которые произойдут при исчезновении того или иного вида. Таким образом, подходили к выводу о значении каждого вида в природе.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Наблюдая за свойствами воды, вместе с детьми с помощью условных знаков отмечали действия предметов (тонут в воде или нет, растворяются или нет), из чего в последствии делали выводы о свойствах воды. Рассматривали схемы «Состояние воды», «Значение воды». Наблюдая за ростом лука, дети отмечали все этапы его роста, количество дней необходимых для каждого этапа, также отмечали условия роста. В последствии они могли рассказать по схеме все о росте растения. В игре «Птичья пирамидка» дети, раскладывая кольца, рассказывают о птице: об образе ее жизни (домашняя или дикая, перелетная или зимующая), о местах обитания (водоплавающая или нет). В игре «Кто, где живет?» дети рассказывают об обитателях рек, морей, болот. Наблюдая за природой на прогулках, мы стараемся сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы о природе помогали детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.
При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями природы мы успешно применяли графическую модель: календарь природы, в котором регулярно фиксировали состояние природы. В течение одной недели каждого месяца совместно с детьми наблюдали за погодой, растительным и животным миром. Наблюдая за состоянием природы, дети с помощью символов отмечали облачность, осадки, за какими птицами наблюдали, наличие и силу ветра, природные явления (гроза, заморозки, роса и т.п.) . В процессе наблюдения дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. После мы сравниваем погоду в начале, середине и конце каждого сезона, в разные времена года. На этапе обсуждения результатов наблюдений дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на разных страницах календаря состояния меняющегося явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливать простейшие закономерности. Развитие логического мышления в процессе работы с календарем неразрывно связано с речью, которая служит и средством его активизации, и содержанием, т.е. календарь (модель) служит наглядным средством обучения дошкольников.
В беседах о природе мы широко используем не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины помогают расширять знания детей о мире природы, уточнять их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.
Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей еще недостаточны и умение рассмотреть картину, выделить главное в ней - несовершенно. Если же дети имеют уже определенные знания, они могут в достаточной мере разобраться в замысле художника.
Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. Мы предлагаем детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Демонстрации моделей используется и для обобщений, а на этой основе - для систематизации знаний детей.
Таким образом, применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.
В старшем дошкольном возрасте дети успешно применяют метод моделирования для систематизации знаний об окружающем мире.
Работа по экологическому воспитанию необходимо вести в тесном взаимодействии с родителями, при этом мы используем различные формы:
- тематические беседы;
- библиотека для родителей;
- информационные доски;
- домашние задания;
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
.-экологические акции – конкурсы: «Золотая осень», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».
Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.
Таким образом, моделирование является важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Оно успешно дополняет наблюдения за природой, существенно расширяет круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Моделирование является одним из эффективных методов ознакомления детей с природой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»
Моделирование
в экологическом воспитании дошкольников
сообщение на педсовете
воспитатель: Абдрашикова АФ
г. Егорьевск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...
Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”
laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...
Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников
В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...