Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.
Задачи:
- Развивать у детей последовательную связную речь, учить детей грамматически строить предложения;
- Активизировать словарь по теме «Зима»;
- Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы;
- Формировать навыки правильного поведения в лесу;
- Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой,
- Закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной зиме;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zimniy_les_v_starshey_gruppe.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №56 общеразвивающего вида»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес»
для детей старшей группы
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории
Сергиенко Е.А.
2018 г.
Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.
Задачи:
- Развивать у детей последовательную связную речь, учить детей грамматически строить предложения;
- Активизировать словарь по теме «Зима»;
- Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы;
- Формировать навыки правильного поведения в лесу;
- Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой,
- Закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной зиме;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Предварительная работа:
Использование наглядно-дидактических пособий с изображением лесных диких животных, деревьев, птиц.; беседы и наблюдения о зиме, проведение вечера загадок про птиц, животных; чтение художественной литературы о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; конструирование зимних кормушки для птиц и помощь птицам (кормление).
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу и гостям хорошее настроение.
Воспитатель:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель:
- О каком времени года говорится в стихотворении? ( о зиме)
- А какие вы знаете приметы зимы?
Дети:
- День становится короче, а ночь длиннее.
- Солнце светит, но не греет.
- Стоит мороз, холодно.
- Идет снег.
Воспитатель:
Зима - это не только самое холодное время года, но и самое сложное время для животных. Я предлагаю понаблюдать за тем, как дикие животные приспособились к непростым условиям.
Воспитатель:
Тогда мы сегодня отправимся в зимний лес. А на чем мы доберемся в лес?
Дети: На лыжах.
Воспитатель:
Зимой холодно в лесу. Нам надо потеплее одеться. Давайте назовем теплую одежду, которая начинается на звук «Ш».
Дети: Шапка, шуба, шарф, штаны.
Воспитатель:
Теплую одежду мы одели. Ребята, звери в лесу очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети:
- Не обижать лесных обитателей.
- Не шуметь, не оставлять мусор.
- Не разжигать костер.
- Не забирать из леса домой животных.
- Не разорять птичьи гнезда.
Воспитатель:
Молодцы. Вспомнили правила. Чтобы губы в пути не замерзли, давайте их разомнем.
- Ма-ма-ма - наступила зима.
- Ме-ме-ме - рады мы зиме.
- Ду-ду-ду - в зимний лес иду.
Воспитатель:
Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом. (звучит музыка). Дети имитируют движения лыжников, подходят к экрану, где появляется зимний лес.
- Вот мы и пришли в лес, полный сказок и чудес. Прислушайтесь, какая тишина. Давайте назовем лес красивыми словами.
Дети:
- Таинственный, волшебный, сказочный, удивительный.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, здесь и пенечки есть, давайте присядем. Какой чистый воздух в лесу, давайте им подышим.
- Скажите, вы знаете, почему снег под нашими ногами так сильно скрипит? (ответы детей). Отчасти вы правы. Скажите, вы знаете, почему снег под нашими ногами так сильно скрипит? (ответы детей). Отчасти вы правы. Но, я хочу открыть вам секрет: дело в том, что снег под нашими ногами – это маленькие снежинки, которые представляют собой еле заметные хрусталики. Обратите внимание, они представлены на экране. И когда мы делаем шаг, они просто ломаются. Их так много, что нам кажется, будто на земле лежит белоснежное покрывало. И главная особенность в том, что все снежинки разные. Посмотрите, дети, снежинки похожи чем-то или же абсолютно разные? (похожи формой, отличаются узором) Совершенно верно! И теперь, дети, вы знаете, почему под ногами снег так сильно хрустит.
- Ребята, в лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам погреться и выполнить со мной игровые упражнения.
Да – да – да – наступили холода.
(потереть ладошки друг о друга)
Да – да – да – превратилась в лёд вода.
(провести пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду – ду –ду – поскользнулась я на льду
(указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду- ду- ду – я на лыжах иду.
(растереть ладонями уши)
Ды – ды – ды – на снегу есть следы.
(растереть лоб).
Ди – ди – ди – Ну, зайц, погоди!
(погрозить пальчиком)
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать, кто живет в лесу?
Дети: по следам и по звукам.
Воспитатель:
Прислушайтесь, вы слышите эти странные звуки? Их издают обитатели леса. А сейчас давайте попробуем узнать животных по их следам.
1 слайд: Белка
- Чем питается белка? (ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). Белочка очень запасливая. Недаром ее в народе называют хлопотуньей.
2 слайд: Заяц
- Чем питается заяц зимой? (корой деревьев, мелкими ветками).
- Очень трудно жить зимой зайчику. А почему ребята? (трудно добывать пищу, и на него охотится волк и лиса).
- А почему заяц зимой белый, а летом серый? (помогает скрыться от врагов)
3 слайд: Лиса
- Что защищает лису от холода? (густой пушистый мех)
-Что помогает лисе поймать добычу? (чутье, острый слух)
4 слайд: Волк
- На кого охотятся волки? (на животных: оленей, лосей, зайцев). У волка очень сильные ноги. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный и умный волк.
5 слайд: Кабан
- Какое любимое лакомство у кабана? (желуди). Поэтому он живет в дубовом лесу.
Воспитатель:
- Как приспособился к зиме медведь? (впадает в спячку).
Медведь – огромное животное. Ему необходимо много пищи, но зимой он не может прокормиться, поэтому впадает в спячку.
Дидактическая игра «Какой, какая»
Волк (Какой?) – злой, голодный, серый
Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый
Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая?) – запасливая, юркая
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю на минуточку представить, что вы - зайчики.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки) .
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель:
Обратите внимание, когда мы были на поляне, животные появились на экране. И каждый в своем жилище. Скажите:
- Как называется домик для белочки? (дупло)
- Как называется домик для лисички? (нора)
- Как называется домик для медведя? (берлога)
Вот так, по-разному животные приспособились к зиме.
Воспитатель:
Ребята, а что это такое? (письмо)
«Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом.
Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша».
Воспитатель:
- О каких птицах говорит дядя Миша?
- Как называется птица с красной грудкой? (снегирь)
- Как называется птица с желтой грудкой? (синица)
- Как называется птица с серой грудкой? (воробей)
И еще других птиц узнайте по голосу.
(Показ слайдов с голосами птиц)
1 слайд – снегирь
2 слайд – ворона
3 слайд – сорока
4 слайд – клест
5 слайд – дятел
6 слайд – воробей
7 слайд – синицы
Рассказ о птицах
- Сорока. Ее называют еще воровкой. Крадет яйца у других птиц. Любит разную пищу, ест жуков, гусениц. Сорока даже ловит мышей. А зимой ни жуков, ни гусениц нет, вот она и летит поближе к людям. Сорока зимующая птица. Где корочку хлеба съест, где мясную косточку. Сороки любят собирать яркие вещи.
- Дятел. У него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает доставать личинки жуков и других насекомых. Питается семенами еловых и сосновых шишек.
- Клест. Питается семенами хвойных деревьев. Выводят птенцов зимой, когда согревают семена еловых шишек. Гнезда устраивают на елях.
- Воробей. Питается крошками, зерном, ягодами вишни. Когда очень холодно на улице птички распускают перья и становятся похожими на теннисные мячики. Так они греются зимой.
- Снегирь – перелетная птица. Любит питаться семенами деревьев. Любимое лакомство - рябина.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, как люди могут помочь животным и птицам пережить зиму? И как они это могут сделать?
Дети:
Для птиц - развесить кормушки, для зайцев и лосей – кормушки с сеном.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю сделать грудки птичкам и приклеить их на веточки возле кормушек. Будет проходить мимо лесник дядя Миша, увидит птичек, узнает, что мы отгадали его загадку. (Приклеиваем грудки под музыку).
Нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь на лыжню. Поехали!
Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Каких зверей мы там видели? Что вам больше всего запомнилось?
У меня в руках кормушка, давайте вместе покормим птичек на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по познавательно-речевому развитию на тему «Зимние виды спорта»
Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии зимних видов спорта. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид зимнего спорта, какой спортивный инвентарь ...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми разновозрастной группы от4 до 6 лет "Путешествие в зимний лес"
Занятие формирует представление у детей о диких животных средней полосы, вопитывает понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесоообразно....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие в зимний лес» для детей второй младшей группы
Данный материал содержит конспект занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы, включает в себя: цель, задачи, предварительную работу, основные организационные м...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию "Зимние забавы" 2 младшая группа
«Зимние забавы» Конспект открытого занятия по познавательному развитию...
Конспект занятия по познавательному развитию "Зимние забавы" для детей второй младшей группы
Итоговое занятие по познавательному развитию«Зимние забавы» для детейвторой младшей группыПрограммное содержание: обогащать и закреплять знания о зиме, ее характерных признаках; уточнить знания об оде...
Конспект занятия по познавательному развитию "В зимнем лесу"
Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой...