«Как избавить ребёнка от страхов».
консультация (старшая группа)
Консультация на тему: «Как избавить ребёнка от страхов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_izbavit_rebenka_ot_straha.docx | 982.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Как избавить ребёнка от страхов».
- Страх, тревога — это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. Многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку.
Есть даже понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. По их наличию можно судить о соответствии психического и умственного развития ребенка своим годам. Но есть и такие, что мешают нормальной деятельности ребенка, его адаптации в коллективе и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Каждый из нас прямо или косвенно встречался с проявлениями детских страхов, будь это страх темноты или боязнь людей в белых халатах, страх одиночества или чего-то неизвестного, а значит непременно страшного. Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребенку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребенка, считая со временем, это пройдет само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребенка, полагая, что все страхи ребенок выдумал с целью получить определенные послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.
Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
Не засыпает один, не разрешает выключать свет.
Часто закрывает уши ладонями.
Прячется в угол за шкаф.
Отказывается от участия в подвижных играх.
Не отпускает маму от себя.
Беспокойно спит, кричит во сне.
Не хочет знакомиться и играть с другими детьми
Отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом
Категорически отказывается принимать незнакомую пищу
Есть и другие признаки страхов, но в каждом случае могут быть и свои индивидуальные проявления.
Выявление страхов у детей
- В чём проявляется возникновение страхов, что вы чувствуете, когда ощущаете всё возрастающее беспокойство?
Внутри все холодеет, «тело наливается свинцом», ладони становятся влажными. Но, к сожалению, ощущения ребенка нам не доступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребенок чувство страха?
- Ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным.
Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.
Однако наряду с такими страхами существуют другие — устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.
Возможные варианты причин появления детских страхов:
1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.
2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.
З. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.
5. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
6. Гиперопека над единственным ребёнком в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать «гения». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
7. Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 8-9 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
8. Одиночество, боль вызывают страх.
9. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Такие дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.
10. Одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища.
11. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками.
12. Страхи перед получением плохой оценки.
Зная все это, родители должны отнестись к своему ребенку с пониманием и участием в любом возрасте.
Как можно помочь ребёнку преодолеть страхи?
1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмористической, даже карикатурной, форме.
3. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успехам и неудачам.
4. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряжённость можно снять, используя приём «щита»: взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.д.
Вот несколько полезных советов, которые помогут Вам и Вашему ребенку:
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.
- С утра не дергайте по пустякам, не подгоняйте, не укоряйте за ошибки и оплошности.
- Отправляя в школу, пожелайте удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
- После школы не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, выслушайте обязательно.
- Если ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
- Во время любых занятий с ребенком необходимы спокойный тон, поддержка. («Не волнуйся, все получится». «Давай разберемся вместе». «Попробуй еще раз, но учти свою ошибку». «Я тебе помогу»).
- В общении старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…». Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Что касается старших детей, подростков основным моментов в преодолении страхов и тягостных душевных переживаний является доверительная беседа. Расскажите ребенку о своих страхах и переживаниях в этом возрасте, обсудите его проблемы, поделитесь опытом как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил подобную ситуацию и сумел преодолеть страх.
Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней и поставить перед ним цель, когда он психически готов принять ее и следовать ей. Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.
В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами, и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к детскому психологу, который подскажет вам, как избавиться от детских страхов. Как правило, проблему можно устранить в любом, даже самом тяжёлом и запущенном случае, однако желательно не тянуть время, чтобы не травмировать детскую психику.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным. Даже если вы почти всё время проводите на работе, или же у вас родился младший ребёнок, или по каким – либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.
Однако и прививать ребёнку чувства собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.
Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это приведёт к появлению страхов перед школьной жизнью. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример ребенку те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.
Говоря о том, как побороть детские страхи, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все детские страхи носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. И еще несколько пожеланий.
Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родители, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
Обсуждайте с ребенком его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу.
Заключение
Из всего выше сказанного делаем вывод, изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей. Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, помогите своему ребенку! Сделайте его жизнь яркой, интересной, насыщенной, научите его радоваться и сами удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним, цените каждое мгновенье жизни.
Помните, что на борьбу со страхом может уйти от пары минут до нескольких недель или даже месяцев. Какой бы способ Вы самостоятельно или вместе с психологом не выбрали, успех победы над детским страхом в первую очередь зависит от того, насколько искренне и доброжелательно Вы протянули руку помощи своему чаду и готовности измениться самому, чтобы помочь ребенку.
Воспитатель: Николенко О.В.
МБДОУ «Солянский детский сад №1»
Воспитатель: Николенко О.В.
МБДОУ «Солянский детский сад №1.
«Царевна Несмеяна»
Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть).
Задачи:
- Укреплять дружеские отношения в группе;
- Учить употреблять в речи уменьшительно ласкательные слова;
- Развивать мимику и движения;
- Учить предавать в рисунке эмоциональное состояние радость.
Ход
Перед началом занятия воспитатель проводит игру «Познакомимся».
Дети по очереди бросают мяч друг другу и называют своё имя ласково.
Воспитатель: Ребята, сегодня злой Кощей Бессмертный заколдовал нашу Царевну (взрослый) и она превратилась в Царевну Несмеяну. Нам с вами нужно расколдовать её. А чтобы расколдовать её необходимо выполнить задания. Если мы их выполним, то наша Царевна рассмеётся. Вы согласны выполнять задания?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступим (дети вместе с воспитателем подходят к столу). Первое задание такое:
Посмотрите, на столе лежат картинки, изображающие различные настроения, но они «сломались». Давайте их «починим» (дети собирают пиктограммы, разрезанные на несколько частей, и угадывают настроение, изображенное на пиктограммах).
Воспитатель: Скажите мне как можно из грустного человека превратиться в веселого? Каким образом можно поднять настроение?
Дети: Поиграть в интересную игру, порисовать яркими красками, рассмеяться просто так, скорчить друг другу веселую рожицу и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание:
«Конкурс хвастунов»
А выиграет в этом конкурсе тот, кто лучше всех похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Вставайте скорее в круг. Внимательно посмотрите на того, кто стоит справа от вас. Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Вы можете даже пофантазировать, придумать соседу такие качества, которыми он не обладает. Выиграет тот, кто найдет в своем товарище больше достоинств. А Царевна нам потом объявит, кто лучше всего и смешнее похвалил своего соседа.
После игры Царевна называет самого хвастливого ребенка.
Воспитатель: Пришло время поиграть.
Игра «Солнце, дождь, ветер»
На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» - улыбаются, хлопают в ладоши. «Туча» - дети обхватывают себя руками. «Ветер» - качаются из стороны в сторону.
Воспитатель: Смотри не зевай! Солнце, дождь и ветер различай. Что увидишь на картинке, то и проживай (игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: А теперь пришло время следующего задания. Представьте, есть магазин красивых и добрых слов. Нам с вами необходимо сказать эти слова Царевне.
Дети по очереди называют Царевну красивыми и добрыми словами. Царевна начинает улыбаться.
Воспитатель: Посмотрите, наша Царевна уже приподняла уголки своих губ.
Воспитатель: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Игра «Фантазии».
Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:
Внезапно на нас напали инопланетяне и …..
Мы попали на необитаемый остров и …..
Нам подарили много шоколада ….
Что случилось с Лунтиком?…
Воспитатель: Молодцы! А сейчас приглашаем Принцессу, поиграть с нами в игру «Обезьянки». Один будет обезьянкой, а все остальные зеркалом. Обезьянка будет корчить рожицы, а вы будете повторять её гримасы как можно точнее.
Воспитатель: Посмотрите, а Царевна то наша смеется. Значит, мы смогли расколдовать Принцессу, молодцы.
(Воспитатель достает коробку и листы бумаги).
Воспитатель: Интересно, что лежит в этой коробке? (открывает). Посмотрите, здесь гуашевые краски. А что мы будем рисовать? А вот и письмо написано: Ребята, я очень долго нахожусь в одиночестве и мне очень грустно, нарисуйте мне, пожалуйста, веселых человечков, что бы мне не было одиноко и грустно. Кощей Бессмертный. Поможем Кощею, нарисуем веселых человечков?
Дети. Да.
Дети рисуют, затем вместе с воспитателем укладывают рисунки в коробку и отправляют Кощею.
Воспитатель:Николенко О.В.
МБДОУ «Солянский детский сад №1»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Друзья познаются в беде»
Цель: Формировать нравственное сознание и поведение. Задачи: учить детей понимать и объяснять значение пословиц о дружбе.
- Называть слова, противоположные по смыслу - антонимы.
- Развивать способность понимать действия изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, побуждать к доброжелательным отношениям.
- Умение исправлять свои ошибки, просить прощения.
Словарная работа: слова - антонимы, бескорыстный, трус, предатель, племянники.
Предварительная работа: Беседы, чтение худ. литературы о нравственном поведении, рисование «Мой лучший друг».
Оборудование: волшебный сундучок, воздушные шары, звуковое письмо, игры «Скажи наоборот», «Закончи предложение», карточки с изображением положительных и отрицательных поступков, карандаши, мяч.
Мотивация: Выполнение заданий Мальвины.
Ход
Ребята, что это такое? (шары, сундучок). Интересно, от кого это всё? А здесь и звуковое письмо, давайте его послушаем:
- Здравствуйте ребята, Буратино попал в беду, злой Карабас-Карабас после спектакля закрыл его в сундучке: Мы куклы, не смогли ему помочь. Ребята помогите Буратино. Я передаю вам шарики с заданиями. Если вы их выполните то сможете открыть сундук и освободить весёлого Буратино. Спасибо вам, Мальвина.
Воспитатель: Ну что ребята поможем Буратино? (Да.)
В-ль: Тогда приступим к выполнению заданий. Какое же задание на первом шарике?
- Здесь Мальвина предлагает поиграть с мячом. Я буду бросать мяч и называть слово. а вы должны назвать противоположное слово. А как эти слова называются (антонимы).
В-ль: Будьте внимательны (хороший, злой, смелый, нежный, плохой, добрый, трусливый, грубый, сильный, слабый, мудрый, глупый). Молодцы, справились с заданием.
- На следующим шарике Мальвина предлагает прослушать рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища». Я вам его расскажу.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей
Ребята о чём это рассказ? (о дружбе, двух товарищах. Вспомните как он начинался….
- А можно ли этих мальчиков назвать хорошими товарищами, друзьями?.... А как поступил мальчик сидевший на дереве когда медведь ушёл?....
- А правильно ли он поступил:… Почему?
- А как называют тех людей, которые бросают товарища в беде?... Да, ребята правильно, тех кто бросает товарища в беде называют предателями, трусами. Таких людей никто не уважает, А настоящий друг какой?.... (Верный, бескорыстный, надёжный, терпеливый, близкий. Да настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде. Он всегда утешит, пожалеет, протянет руку помощи, Ребята подходит ли к этому рассказу пословица «Без беды друга не узнаешь» (Да.)
В-ль: А сейчас пройдите за столы и возьмите карточки пододвиньте поближе к себе и внимательно рассмотрите. На каждой карточке нарисован круг, если вы считаете, что изображен положительный поступок добрый вы закрасьте красным цветом, а если плохой отрицательный поступок - синим цветом.
Справились. Молодцы ребята. Скажи Ваня, почему ты раскрасил красным цветом…- это хороший поступок… Наверно бывает так что вы ссоритесь со своим друзьями, а потом обязательно миритесь. Какие вы произносите слова, когда хотите помириться друг с другом. (…. прости извини, я больше не буду). Я знаю такое стихотворение –примирение. Послушайте и запомните что бы больше никогда ни с кем не ссориться. (Мирись , мирись и больше не дерись…….)
Физкультминутка
Буратино потянулся
1 - нагнулся, 2 - нагнулся руки в сторону развёл. Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
А сейчас выполним след. задание.
Игра «Закончи предложение». Я вам опишу ситуацию ,а вы ответите как при этом нужно поступить. Я начну со слова «Если» а вы заканчивайте фразой «То». (Если девочка шла споткнулась о камень упала и уронила книгу, то….надо помочь ей встать и поднять книгу. Если увидели, что бабушка несёт тяжёлую сумку, то нужно подойти и помочь донести. Если увидели, что мальчик обижает девочку, то нужно защитить её. Молодцы!
У нас осталось ещё одно задание. Нужно выложить схематично это слово и разобрать по звукам (согласный, твёрдый гласный). А какие вы пословицы знаете о дружбе?
Молодцы ребята. Много знаете пословиц о дружбе. Вот мы и выполнили все задания Мальвины, а вот и ключик которым мы сможем открыть сундук (Буратино) ну а сейчас расскажите Буратино о чём сегодня мы с вами говорили (о дружбе, верности, доброте).
Надеюсь ребята, что у вас будут надёжные и верные друзья которые придут к вам на помощь. А Мальвина и Буратино дарят вам шарики за то, что вы спасли Буратино.
Воспитатель: Николенко О.В.
МБДОУ «Солянский детский сад №1»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына».
Цель: Формировать у детей умение воспринимать литературное произведение.
Задачи: 1. Воспитывать эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащать духовный мир детей, готовить их к реальной жизни.
2. Развивать речь, творческие способности детей, интерес к книге.
3. Учить детей анализировать произведение.
Предварительная работа: Знакомство с биографией Валентины Осеевой. Чтение рассказов В. Осеевой «На катке», «Печенье», «Отомстила», «Почему?», «Плохо», «Волшебное слово» и др.
Ход занятия:
Дети в кругу.
Друг на друга посмотрели
Крепко за руки взялись
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Попрошу ответить на вопрос: Кто вы? (девочки и мальчики? А для мам и пап(дочки и сыночки) Девочки- будущие…. Мальчики будущие….
- Ребята, я желаю вам доброго утра и хорошего настроения! Скажите, пожалуйста, вы любите книги?
- Мне очень хочется. Чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.
Поиграем в игру «Каждое слово в ладошки» (книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым и т. д.).
- Молодцы!
Я вам предлагаю послушать еще один короткий рассказ? Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три сына»(чтение).
Три сына (рассказ)
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
- Понравился рассказ?
- Что сказала первая женщина про своего сына? («Мой сынок ловок да силён»).
- Подумайте и передайте интонацию – (выражение чувств, мимика, жест).
- Что значит «ловок да силен»?
- Что сказала вторая женщина? («А мой поёт, как соловей»).
- Подумайте и передайте интонацию.
- А что это значит, поёт, как соловей? (Умеет петь звонко, голосисто, красиво, («Соловьём заливается»).
- Что сказала третья женщина? («Ничего в нем особенного нет»).
- Как вы думаете, как она сказала (интонация – выражение чувства, мимика, жест).
- Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика? (Один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил).
- О чем просили женщины старичка? («Каковы наши сыновья?»)
- Что ответил женщинам старичок?
(«А где же они? Я только одного сына вижу»)
- Как вы думаете, почему он так ответил?(только один сын помог матери, и он старичку понравился).
- А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?
Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду? (Ответы детей). Этот мальчик любит труд, значит он какой?(Трудолюбивый).
Какая часть рассказа вам понравилась больше, и вы хотели бы услышать ее еще раз?
Воспитатель предлагает пересказать рассказ по цепочке, не повторяя сюжет предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения.
Физминутка:
«Дочки и сыночки»
Девочки попрыгали, мальчики присели,
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки,
Внучки подняли вверх ручки.
Внуки широко разводят руки.
Добрые, послушные малыши -
На стульчики дружно пошли.
- Внимательно послушайте слово, которое я скажу. Готовы? Слушайте, слово «СЫН». А теперь скажите, сколько звуков в этом слове, сколько слогов, какой последний звук в слове?
- Я предлагаю поиграть вам в игру «Я знаю много… слов на звук «Н». Дети, передавая волшебную палочку, говорят слово
- Я знаю, вас очень любят в вашей семье, потому что вы…. (дети продолжают фразу, давая характеристику своих положительных качеств, передавая сердечко).
- Дети, скажите, вы помогаете, дома родителям? Продолжите фразу «Я мамин (папин) помощник, потому что я…»? (Дети составляют предложения на тему «Я помощник»).
-Важно ли то, что мы сегодня узнали? Какое задание было трудным? Почему? Что нужно сделать следующий раз? Что вы расскажите папам о нашей встрече? –
Чему вас научил этот рассказ?
-Недаром говорят: «Хорошая книга – лучший друг!».
-Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет!
Доброта от холода согреет!
Если доброта как солнце светит!
Радуются взрослые и дети!
Я предлагаю взять сердечко, кто готов делать добрые дела.
НА ЗАМЕТКУ !!!
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа «Теплая кормушка»
Аннотация: представленный материал и дидактические игры будут полезны воспитателям при организации НОД и родителям при закреплении темы «Зима».
Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель спецгруппы МОУ "Бендерский детский сад №9" город Бендеры
Назначение: представленные игры и материал можно использовать при проведении НОД и обобщении знаний по теме "Зима"
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Цель: закрепление понятий «зима», «зимние признаки», «зимующие птицы».
Задачи: расширить словарный запас по теме «Зима»; формировать умение пересказывать короткий рассказ; развивать умение составлять предложения с заданным словом; обучать составлению слов из букв; уметь согласовывать существительные с числительными; формировать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к зимующим птицам и окружающей природе.
Материалы: картинки для счета снежинок; картинки с лабиринтом; набор из букв для составления слов; разрезные картинки с зимующими птицами; раскраски зимующих птиц и кормушек, наборы цветных карандашей.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Иней (Г. Галина)
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Ребята, сегодня мы с Вами превратимся в волшебные зимние снежинки.
Дети бегут по кругу и кружатся со словами:
Кружатся снежинки под музыку вьюги.
Снежинки зимою как будто пушинки
Один, два, три - превратились снежинки в балеринки.
Вот наша первая игра – «Скажи чистоговорку о зиме».
Чистогоровки о зиме.
Ок-ок-ок - на улице выпал снежок.
Ул-ул-ул - зимний лес до весны уснул.
Ма - ма - ма – в город к нам пришла зима.
Ом-ом-ом – дети лепят снежный дом.
Включить звук
Ра-ра-ра – метель метет уже с утра.
Ри-ри-ри - на рябину прилетели снегири.
Ос-ос-ос – укутай в мороз свой нос.
Дыхательная гимнастика «Снежинка» Дети держат в руке снежинку на ниточке, делает вдох носом, выдох плавный, снежинка покачивается. Щёки не надувать.
Игра «Без чего не бывает зимы»
Зимы не бывает без… (мороза, снега, снежинок, варежек, шапок, зимующих птиц, новогодних праздников и т.д.)
Игра «Скажи ласково» с мячом холодный снег – холодненький снежок; умная ворона - …; веселые ребята - …; теплая куртка -…; морозная зима-…; февральская вьюга-…
Игра «Составь слова из букв»
Детям предлагаются буквы, их задача - составить из них «зимние» слова. Потом дети составляют предложения с отгаданными словами.
Г Е Н С (снег) О З М Р О (мороз) А З М И (зима) Ы О З У Р (узоры)
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Вот и снова к нам пришла зима, (трут ладони друг о друга)
Привела с собой мороз. (массажируют плечи)
Вот и снова к нам пришла зима, (трут ладони друг о друга)
Мерзнет у каждого нос. (ладонью массажируют кончик носа)
Снег, (двигают руками вверх-вниз)
Сугробы, (стучат кулаками по коленям )
Гололед. (ладонями двигают по коленям)
Все на улицу — вперед! (сжимают и разжимают пальцы рук)
Зимний месяц называй! (хлопают в ладоши)
Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)
Игра «Сосчитай, сколько снежинок » Дети получают карточки с изображением снежинок. Они внимательно считают и называют, сколько снежинок изображено на карточках. (У меня шесть снежинок и т.д.)
Физминутка "Зимняя прогулка"
Ранним утром в лес ходили (ходьба с высоким подниманием колен),
Из снега мы снежки лепили (катаем руками снежки ),
Весело с горы катались (хлопаем в ладоши ),
Прыгали и улыбались (прыжки).
Очень холодно зимой (трем ладони друг об друга)-
Прибежали мы домой (возвращаемся на места)!
Игра «Зимний лабиринт»
Дети получают карточки с лабиринтом. Надо найти дорогу к финишу, проходя только по снеговиками с прямоугольниками.
Рассказ Н. Созоновой «Теплая кормушка»
Была зима. Ваня шел из детского сада . Он нес в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришел Ваня домой – нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: «Вот какая теплая кормушка для птиц получилась».
Ответьте на вопросы:
1. Как называется рассказ?
2. Откуда шел Ваня?
3. Что он нес?
4. Чего не заметил Ваня?
5. Кто клевал пряник?
6. Что подумал Ваня?
Дети отвечают на вопросы, затем пересказывают рассказ.
Игра «Сложи картинки, назови, кто изображен» - дети собирают разрезные картинки и называют зимующих птиц.
Игра «Чем похожи и чем отличаются зимующие птицы?»
Детям предлагаются картинки зимующих птиц (сорока, воробей, клест, голубь и т.д.) Задание – найти и рассказать, что общего у сороки и воробья и чем они отличаются друг от друга. Можно использовать и других птиц для сравнения.
Игра «Какая птица чем питается?»
На картинке изображены различные зимующие птицы, дети называют птицу и чем она питается зимой.
Ребята, мы помним о том, что зимующих птиц надо подкармливать, чтобы им не было голодно и холодно в зимнее время. Для подкормки птиц люди изготавливают кормушки. Посмотрите, какие кормушки можно изготовить самостоятельно вместе с родителями. (Дети рассматривают иллюстрации кормушек).
Давайте раскрасим птичек, прилетевших к нам на кормушку.
Ребята, мы снова превращаемся из волшебных снежинок в детей и возвращаемся в детский сад. Один, два, три – повернитесь, снова в ребятишек превратитесь.
Что интересного вы сегодня узнали? Что вы дома расскажете своим родителям? Какая игра вам сегодня запомнилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.
В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов, различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях со своим ребенком, с группой детей...
Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.
Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...
Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления. Что делать, если ребёнок испытывает страх.
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов...
Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом
СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....
"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....