Система Карла Орфа "Шульверк"
статья по музыке на тему
Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграла музыкально-педагогическая концепция К. Орфа. Результатом его музыкально-педагогической практики стал знаменитый «Шульверк» – уникальная школа для воспитания детей при помощи музыки, вся система занятий в которой, строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_karla_orfa.docx | 23.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система Карла Орфа «Шульверк»
Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Созданы методические разработки, и даже педагогические системы (например, система музыкального воспитания Карла Орфа), в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей. Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу. Такого рода инструментарий был разработан Орфом совместно со знаменитым музыковедом Куртом Заксом. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили- мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
На начальной стадии обучения Орф рекомендовал прежде всего ударные инструменты, прекрасно развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты- ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блокфлейты и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана на разные возрастные группы детей с учетом особенностей каждой.
В 5-томном собрании «Музыка для детей» («Schulwerk»), подготовленном совместно с Гунильд Кетман, Орф предлагает практическую методику раннего развития музыкальных способностей детей. «Шульверк» на сегодняшний день – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. «Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.
Что же такое «Шульверк»? В немецком слове «Schulwerk» вторая часть слова происходит от слова «wirken» (действовать) и нацеливает на активное действие, сотворчество, собственное «формование» музыкального материала. Действительно, пьесы «Шульверка» созданы вовсе не для того, чтобы их разучивали по нотам. Все они представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических средств в работе с музыкальным материалом. Первостепенное значение отводится здесь метро- ритмическому началу, которое строится не только на основе движения и игры на элементарных музыкальных инструментах, но прежде всего на речь, музыкальную декламацию и пение. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения. Огромное внимание уделено рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам. Музыка «Шульверка» основана на немецком фольклоре, но в последнем томе авторы обращаются и к старофранцузским, и к норвежским, и к католонским, и к датским песням и танцам. Как считал сам Орф, в каждой стране «Шульверк» должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором.
Л.А. Баренбойм в своей книге «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа», говорил о том, что «..пьесы Орфа и Кетман написаны вовсе не для того, чтобы дети их заучивали и демонстрировали свое исполнительское умение; пьесы эти- модели, созданные рукой крупного мастера, -предназначены для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, даровитых, и менее способных, вызвать к жизни детское музицирование, в первую очередь коллективное…»[1]. Идея синкретического развития, опирающегося на народные лады, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак-Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для Шульверка ключевой. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры.
Ценность методики Карла Орфа заключается в простоте разучивания и игровой основе материала. В «Шульверке» Орф знакомит нас с лучшими образцами народной и профессиональной музыки разных стран. Методика нацелена на развитие способности каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. «Шульверк» можно смело можно сочетать с другими методиками.
В настоящее время в России есть несколько сотен педагогов, прошедших обучение в семинарах различных педагогов, которые имеют реальное представление о принципах работы с детьми в импровизационном “ключе”. Это свидетельствует о том, что внедрение и адаптация концепции К. Орфа происходит естественным путем, когда каждый желающий педагог приходит к ней сознательно. Принципы орфовской педагогики ассимилированы во многих европейских странах, а так же в США, Канаде, Южной Америке, Японии, Китае и Таиланде.
[1] Баренбойм Л.А. «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа» , Л.: Музыка, 1970. – С. 6-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.
Это тематическое музыкальное за нятие для старших дошкольников с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...
Музыкальное воспитание по системе Карла Орфа
Суть системы Карла Орфа-в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании,в игре на простейших, в основном ударных, шумовых музыкальных инструментах ,в движени...
«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».
Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – осо...
Музыкальные занятия и система Карла Орфа.
quot;Орф-Шульверк знакомит с музыкой, начиная с детского возраста, и представляет ее великолепие в активном взаимодействии с ней. Звучащие жесты, хлопки, шлепки, притопы, щелчки пальцами особым образ...
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей
Методика Карла Орфа закладывает большой потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности....