Доклад для педагогов
консультация
Доклад на тему: «Великие педагогические деятели. Амонашвили Шалва Александрович».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Теремок»»
Доклад на тему:
«Великие педагогические деятели
Амонашвили Шалва Александрович».
Воспитатель:
Абдулбекова Л.Г.
пгт. Пойковский 2019 г.
Амонашвили Шалва Александрович – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии. Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
Шалва Александрович родился в 1931 году в Грузии в городе Тбилиси. Окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до 1991 года.
В 1958 году он закончил аспирантуру, а в 1960 году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.
В 1961 году началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости» с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества. Начиная с 1964 года, Шалва Александрович участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.
В 1972 году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.
В 1980 году Амонашвили стал профессором Московского педагогического университета.
С 1987 года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.
С 1993 года он активно включился в проект «Школа 2100». Но ВНИК закрыли, а разработки остались не нужными, при этом основа будущих изменений в образовании была положена.
С 2001 года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.
Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.
- Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:
- любовь к ребенку;
- 2.очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
- проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.
В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему. Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос. Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка. Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:
- понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
- верить в результат и быть деятельным оптимистом;
- обладать лучшими личностными качествами.
При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком. Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируютдетское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.
Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем. Если человек не любит детей, учителем он стать не может.
«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить педагогам и родителям Шалва Александрович.
В школах Шалвы ставятся следующие задачи:
- подтолкнуть ребенка к культурному саморазвитию;
- сделать занятия познавательными, развивающими коммуникацию, позволяющими детям взрослеть;
- перенаправить умело энергию детей на занятия;
- постоянно подстегивать детский познавательный инстинкт.
В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.
Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки. Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне. В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.
Еще одна отличительная черта педагогического метода – учеба без оценок. Ученики должны научиться самостоятельно оценивать свои знания и умения.
Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире. В Москве, Санкт-Петербурге работают экспериментальные школы, где научным руководителем является сам Шалва Амонашвили. Такие школы работают в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.
Несмотря на возраст, он проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.
Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.
Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.
Амонашвили написал много книг для учителей и детей, они издаются по всему миру. Сам педагог ныне является главой Издательского дома Амонашвили при рериховском центре в Москве Он издает с академиком Зуевым 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики», начиная с античности.
Амонашвили Ш.А.:
Учебно-образовательные книги:
1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.
2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.
3. Созидая человека. — М., 1982.
4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.
5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.
6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.
7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.
8. Культура педагогического общения. — М., 1990.
9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001
10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.
11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
Философско-образовательные книги:
1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009
2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.
3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.
4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.
5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.
6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.
7. Истина Школы. — М., 2006.
8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.
9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
10. Вера и любовь. — М., 2009.
11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
12. Письма к дочери. — М., 2010.
Художественные книги:
1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.
2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.
3. Саломея. — М., 2010.
4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.
5. Свет во тьме. — М., 2010.
Педагогическая симфония (трилогия):
1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.
2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.
3. Единство цели. — М.,1987, 2002.
Краткое содержание некоторых книг:
1. Вера и любовь.
Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.
2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.
О пути учителя Света.
3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.
О раскрытии в ребенке его дара.
4. Баллада о воспитании.
Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.
5. "Улыбка моя, где ты?"
О взаимоотношении ученика и учителя.
6. Тайна Альбрехта Дюрера.
Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.
7. "Спешите, дети, будем учиться летать!"
Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.
8. "Почему не прожить нам жизнь героями духа?"
Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.
9. "Без сердца что поймем?"
О силе сердца для общества и образования.
10. Исповедь отца сыну.
Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.
11. Истина школы.
О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.
12. Рука водящая.
О судьбе учителя поневоле…
13. Свет во тьме.
О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.
14. Амон-Ра.
О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.
15. Как любить детей (Опыт самоанализа).
Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.
16. "Созидая, не разрушайте..."
Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.
17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).
Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.
18. Пути выращивания письменно - речевой деятельности.
Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.
Недаром Шалву Амонашвили по праву называют педагогом-новатором. Международная Ассоциация Детских фондов удостоила его почетной золотой медали имени Льва Толстого, и это далеко не единственная награда. Но самой почетной Шалва Александрович считает благодарные глаза своих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Требования к организации исследовательской деятельности"
В докладе для педагогов дошкольных образовательных учреждений освещены общие требования к организации исследовательской деятельности дошкольников, требования к процессу исследования и к педагогу....
Доклад для педагогов "Проявление у детей творческих способностей в изображении природы "
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формиро...
Доклад для педагогов
Доклад для педагогов по проблеме использования в фольклоре для развития речи у детей раннего возраста...
презентация к докладу "Имидж педагога"
презентация к докладу "Имидж педагога"...
Приобщаем детей к русской народной культуре. Доклад для педагогов ДОУ.
Приобщаем детей к русской народной культуре. Доклад для педагогов ДОУ.«Народ, который не знает своей культуры и истории-презренен!» (Н.М.Карамзин) Участие в народных праздниках, сопр...
Доклад для педагогов"Современный педагог,какой он?"
Доклад-рассуждение...