алгоритм построения публичного выступления
консультация
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм построения публичного выступления.
Шаг 1.
Определяем, какой тип выступления для вас важен, и какой конечный результат, в соответствии с ним, вы хотите получить: передать информацию, поддержать дискуссию или вызвать ответную реакцию?
Существуют три основных типа публичного выступления:
«Я хочу вам рассказать…» или выступление для передачи информации. Вы ведете лекцию, семинар, тренинг или просто информируете слушателей о чем-то новом и интересном.
«Я хочу узнать ваше мнение…» или выступление для поддержания дискуссии. Вы интересуетесь мнением слушателей и высказываете собственное мнение.
«Я хочу, чтобы вы сделали…» или выступление для вызова ответной эмоциональной реакции и побуждения аудитории к совершению определенного действия…
Шаг 2.
Формулируем главную цель публичного выступления.
(Это очень важный шаг). Задайте себе вопросы:
- Чего я хочу добиться?
- Для чего я провожу это выступление?
- По каким критериям я пойму, что выступление прошло успешно? Ответы на эти вопросы должны быть очень четкими, конкретными и нести в себе позитивный заряд.
Шаг 3.
Понять, кто передо мной.
Анализ аудитории необходим, поскольку вам нужно совместить ваши намерения с потребностями и ожиданиями ваших слушателей.
- Какова численность предполагаемой аудитории?
- Чего ждут от выступления слушатели? Понимание состава, потребностей и настроения слушателей перед началом публичного выступления, поможет вам выбрать правильный подход, содержание и структуру публичного выступления.
Шаг 4.
Работаем с текстом.
Любое выступление должно содержать начало, основную часть и окончание.
Структура начала публичного выступления:
Поздоровайтесь.
Представьтесь.
Обозначьте, сколько времени займет ваше выступление.
Сообщите главную цель и предысторию вашего выступления.
Привлеките внимание слушателей: что им даст выступление, о чем они узнают, чему научатся и т.п.
Расскажите о плане вашего выступления.
Поясните правила поведения в ходе выступления. (Попросите отключить мобильные телефоны, определите, когда можно задавать вопросы и т.п.).
Структура основной части публичного выступления, по мнению Брайана Ломаса, известного английского лектора и бизнес-консультанта, может быть выстроена в виде одной из пяти форм.
Последовательная форма.
Вы переходите от одного значимого пункта основной части к другому, соблюдая хронологию событий.
Повествовательная форма.
Вы начинаете с метафоры (истории, притчи, пословицы) и обсуждаете мораль и выводы, следующие из нее, а далее связываете ее с темой вашего публичного выступления и переходите к ее детальному раскрытию.
Аналитическая форма.
Первый вариант: рассмотреть одну и ту же ситуацию, предмет с различных точек зрения, сравнить их, сделать выводы.
Второй: по шагам изложить весь процесс анализа ситуации (алгоритм), от начала до финального результата.
Логическая форма.
Используя ее, выступающий высказывает серию утверждений, с каждым из которых слушатели должны согласиться.
Описательная форма.
Используется, когда материал сложно укладывается в какую-либо очевидную последовательность. Например, вы рисуете словами некий образ (человека, события, места), и стремитесь сделать так, чтобы его представили и ваши слушатели.
Структура окончания публичного выступления:
Подвести итоги, сделать выводы.
Напомнить аудитории основные моменты выступления.
Сказать о том, где можно почерпнуть дополнительную информацию по этой теме.
Дать возможность людям задать самые важные вопросы по теме выступления.
По окончании ответов на вопросы напомнить цель вашего выступления и сказать, что она достигнута.
Поделиться со слушателями своими ожиданиями: чего вы ждете от них в результате выступления.
Поблагодарить всех за внимание и активность в ходе выступления.
«Необходимо всегда заканчивать свое выступление каким-либо в высшей степени позитивным утверждением, чтобы превзойти ожидания аудитории, и вместе с тем заставить ее желать продолжения презентации» - считает Брайан Ломас.
Второй этап. Подготовка докладчика.
Шаг первый.
Работаем с речью. 12 критериев эффективной речи:
Речь должна быть понятна целевой аудитории.Сила голоса, темп выступления, стиль языка всегда зависят от целевой аудитории. А значит, чем больше вы выступаете перед различными людьми, тем быстрее вам надо перестраиваться.
Выполните задание на развитие гибкости и творчества: во время подготовки речи представьте, что вы выступаете перед придворными некого короля, а после – перед инопланетянами, впервые ступившими на землю. Отметьте отличия и сходства в ваших речевых оборотах и в манере изложения, а после – возвращайтесь к отработке речи для вашей реальной аудитории.
Тон речи должен быть позитивным. Говорите бодро, энергично, с искренним желанием поделиться с аудиторией своими идеями и услышать мнение слушателей.
Речь должна быть лаконичной.
Предложения – короткими. После того, как вы напишете свой доклад – сократите его. Вначале сокращайте на уровне предложений, потом – на уровне слов.
Речь должна быть запоминающейся, образной. В речи должны присутствовать образы, примеры, привлекающие внимание людей и служащие им ориентиром. Свяжите с предметом вашего публичного выступления несколько ярких, позитивно окрашенных слов и выражений и используйте их. (Уникальный, единственный в своем роде, отражающий передовые достижения науки и т.п.)
Подчеркивайте достоинства ваших идей через сравнения и аналогии.
Пример: «…по сравнению с уже существующими подходами, наш подход к решению этого вопроса имеет ряд важнейших преимуществ…».
Используйте числа, как аргументы. Это нужно для того, чтобы аудитория «завязывала узелки на память», иначе говоря, связывала в своем сознании важные факты с цифрами и таким образом, лучше запоминала существенные моменты вашего публичного выступления. Например: «…я предложу вам три способа решения данной задачи».
Используйте активную манеру изложения, приводящую аудиторию к однозначным выводам. Выступая перед аудиторией – вы по определению лидер, пусть и на пятнадцать минут, а значит, ваша речь должна быть активной, сильной, то есть такой, в которой используется активный залог. («Я могу точно сказать, что…», «Я хочу особо подчеркнуть, что…», «Я гарантирую вам, что…» и т.п.).
Глаголы вместо существительных. Используйте глаголы, если хотите побудить слушателей к действию: подумайте, сформулируйте, предложите, представьте, вообразите, посмотрите, проанализируйте, сравните, сделайте…
Только позитивные слова и формулировки. Следует избегать употребления слов, вызывающих пассивность, неприятные переживания или негативные ассоциации: покидать, оставлять, спать, дно, ничтожный, дурацкий…
Слова, которые следует использовать: удобно, приятно, гармонично…
Избегайте фраз типа: «Это сделано совсем не так плохо». Скажите: «Это сделано хорошо».
Если нужно критиковать – предлагайте действия! Предложение действия работает много лучше, чем критика, так как указывает на решение задачи. «Чтобы улучшить качество, мы предлагаем…»
Используйте вопрос «почему?», заставляйте аудиторию думать вместе с вами! Задавайте этот вопрос, если вы хотите подвести слушателей к оригинальной идее, нестандартному решению или выводу. «Как вы думаете, почему это должно выглядеть именно так?». И далее отвечайте сами на свой же вопрос, а так же дайте возможность ответить самым активным участникам. После – резюмируйте, обратив внимание на сходства во взглядах. И при этом говорите «мы». «Таким образом, мы убедились…».
Обходитесь без жаргона!
Шаг 2.
Осваиваем методы саморегуляции.
«Правильное дыхание». Многие знают, дыхание – индикатор стресса. Поэтому в ходе публичного выступления постоянно следите за своим дыханием! Как правило, если мы находимся в стрессе - мы не замечаем, как мы дышим. А между тем, наше дыхание в такие моменты может быть двух видов: либо поверхностное и частое, либо редкое, с большими интервалами между вдохом и выдохом. Минусы таких вариантов очевидны – в организм не попадает нужное количество кислорода и из него не выходит углекислый газ, а значит, стрессовое состояние усугубляется. Итак, если вы заметили, что с вашим дыханием что-то не так – выдохните! Используйте для этого паузу в речи. Немного наклоните голову вперед. Пусть ваш выдох будет как можно более долгим и плавным. Критерий хорошего выдоха один: вам автоматически, естественно хочется вдохнуть. И пусть вдох также будет плавным и глубоким, соизмеримым с выдохом.
«Работа с телом».
Тело реагирует на стресс мышечными зажимами. Голова уходит в плечи, искажается осанка, становятся скованными движения. Хороший способ противодействовать этому – представить себя в виде куклы, подвешенной за макушку на невидимой нити. Вы можете добиться ощущения, что у вас снижается физическая нагрузка на тело и выпрямляется позвоночник. А значит легче поддерживать хорошую осанку и плавность движений.
«Работа с воображением».
Если аудитория для вас - источник стресса (например, если ваши слушатели чрезмерно критичны и недоброжелательно настроены) используйте несколько радикальных и быстрых приемов. Прием первый. Представьте своих слушателей… голыми. Прием второй. В те моменты, когда вы естественным образом моргаете, представляйте, что у вас на верхних веках написано – ярко и крупно – «Ну и что?». Прием третий. Представляйте, что в аудитории находятся ваши сторонники – родственники, друзья, приятели, сотрудники доброжелательно к вам относящиеся и поддерживающие вас. Прием четвертый. Представьте, что ваше нынешнее публичное выступление всего лишь репетиция, и вы выступаете перед пустым залом.
Эти приемы помогут вам снизить критичность к себе, а значит, и общий стресс от публичного выступления вы проживете значительно легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-217584-1367933238.jpg)
Использование алгоритмов построения бесед для решения познавательных и социально коммуникативных задач
«Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности».И. Кант«...мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»К. Эриксон «Беседы лишь то...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/23/picture-471737-1408816130.jpg)
Алгоритм построения организации праздника. Из опыта работы музыкального руководителя.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/27/picture-556801-1419708986.jpg)
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/27/picture-556801-1419708986.jpg)
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/27/picture-556801-1419708986.jpg)
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями
Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/15/picture-644177-1718451975.jpg)
Сообщение из опыта работы: «Алгоритм построения организации праздника»
Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-694917-1445671348.jpg)
Использование алгоритмов построения бесед с детьми для решения познавательных и социально-коммуникативных задач.
В разработке представлен теоретический и практический материал для воспитателей, который поможет разработать логический порядок построения основной части беседы и подобрать систему вопросов, обеспечив...