Публикация на тему: "Организация утренней гимнастики в ДОУ"
статья

Курдюкова Оксана Николаевна

Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду

Одним из приоритетных направлений  в деятельности детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Решению оздоровительных задач способствует проведение утренней гимнастики (далее–УГ). Она способствует укреплению дыхательной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой  системы. В процессе выполнения упражнений у детей формируется правильная осанка, укрепляются своды стоп.

В детском саду УГ проводится ежедневно до завтрака. Перед проведением УГ в музыкально-физкультурном зале (или группе) проводится влажная уборка и проветривание.

Продолжительность УГ во всех возрастных группах разная. Так, в 1 младшей группе она составляет 4-5 минут, во 2 младшей группе – 5-6 минут, в средней группе – 6-8 минут, в старшей группе – 8-10 минут и в подготовительной группе – 10-12 минут.

Благодаря музыкальному сопровождению и использованию художественного слова в ходепроведения утренней гимнастики, у детей отмечается поднятие настроения, улучшение эмоционального состояния.

При проведении УГ воспитатели соблюдают структуру и последовательность выполнения упражнений. Структуру УГ составляют: I. Вводная часть (используются строевые упражнения: построение – перестроение, разные виды ходьбы и бега), которая завершается дыхательными упражнениями на восстановление дыхания. II. Основная часть (состоит из комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ)). III. Заключительная часть (включает корригирующие упражнения для стопы, речёвки).

Комплексы УГ подбираются педагогами таким образом, что бы в них входили все виды физических упражнений: строевые, общеразвивающие, основные движения.

Продолжительность каждой части УГ меняется в зависимости от возраста детей. Так, бег в Вводной части в 1 мл.гр. составляет 30-40 секунд, а в подготовительной группе – 2-3 минуты.

Воспитатели используют комплексы УГ, подобранные таким образом, чтобы психологическая, физическая и эмоциональная нагрузки соответствовали возрасту детей, программным задачам, комплексно-тематическому планированию. Так, психологическая нагрузка, т.е. нагрузка на память, мышление, внимание, должна быть умеренная в утренние часы, физическая  и эмоциональная нагрузка – оптимальной для детей данного возраста, в соответствии с программным содержанием.

Один комплекс УГ разрабатывается на две недели, но со второй недели вводятся усложнения (изменить исходное положение (И.п.), ввести предметы: мячи, обручи, султанчики, ленты и др.).

На утренней гимнастике выполняются простые, знакомые детям упражнения, ранее разученные на физкультурном занятии.

Так же педагоги учитывают возраст детей, возросшие возможности, двигательный опыт при выборе методов и приемов.  Так, в младших группах упражнения носят игровой или имитационный (подражание животным, птицам) характер, педагог выполняет упражнение вместе с детьми, одновременно поощряя, подсказывая детям порядок выполнения, т.е. используются в комплексе наглядные, практические и словесные методы.

В старшем дошкольном возрасте при проведении УГ в основном используются словесные методы в форме команд и распоряжений.

Для повышения интереса педагоги используют вариативные подходы к проведению УГ. Она может быть основана на подвижныхиграх, игры подбираются в соответствии со структурой, т.е. в Вводной части могут быть игры с ходьбой и бегом, в Основной части с движениями для разных групп мышц, игры с прыжками и т.п. Вместо традиционного проведения  УГ можно использовать оздоровительный бег. Такой вид УГ педагоги выбирают в летнее время, начиная со старшей группы.

Утренняя гимнастика «Зоопарк» (старшая группа)

1 часть – вводная

Собирайтесь-ка, друзья,

отправляться в путь пора

На автобусе вперёд

едет озорной народ

Магазины и дома,

позади уже – ура!

наш автобус подъезжает

к зоопарку, детвора

Ходьба: парами, перекатом с пятки на носок, руки на поясе.

ходьба со сменой темпа: медленный средний, быстрый.

Бег: обычный, с изменением темпа,

перестроение парами.

2 часть – общеразвивающие упражнения без предметов

«Жираф»

Он высокий и пятнистый,

с длинной, длинной шеей.

И.п.: основная стойка руки внизу

1 – руки вверх, подняться на носки;

2 – и.п. (6-8 раз)

«Волк»

Серый, зубастый, зубами щёлк, кто же это?

И.п.: сед с прямыми ногами, руки на поясе.

1 – наклон вперёд, с вытянутыми руками, пальцы округлить, поизнося: «р-р-р»; 2 – и.п. (5 раз)

«Заяц»

Кто стоит среди травы –

уши больше головы?

И.п.: основная стойка руки на поясе;

1 – подняться на носки; 2 – и.п. (5 раз)

«Тюлень»

Спит на льдине целый

день толстый маленький…

И.п.: стоя на четвереньках.

1 – наклониться вниз, коленом правой ноги коснуться лба; 2 – и.п; 3-4 – то же самое другой ногой (5 раз)

«Верблюд»

Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам

И.п.: опора на ладони и стопы ног (ноги прямые). 1 – встать на четвереньки, прогнуть спину; 2 – и.п. (5-6 раз)

«Заяц»

Через поле напрямик

скачет белый воротник

Прыжки: ноги скрёстно – ноги врозь в чередовании с ходьбой

«Петух»

Сам с узорами, на ногах со шпорами

И.п.: ноги на ш плеч, руки внизу;

1-3 – выполнить махи руками вверх- вниз по бокам, имитируя взмах крыльев; 4 – и.п. (5-8 раз)

3 часть – заключительная

В зоопарке побывали

всех зверей в нём увидали

теперь пора назад –

в наш весёлый детский сад.

Ходьба: обычная, с заданиями для рук, по ребристой доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Здоровье сберегающая технология по теме "Организация оздоровительной направленности гимнастики после сна"

Материал представлен в виде методических рекомендаций по организации гимнастики после сна в детском саду....

Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...

Консультация На тему: «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ»

Цель данной консультации - обобщить и систематизировать практический материал, дать конкретные методические рекомендации для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помеще...