Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеническая) гимнастика и бодрящая (коррекционная) гимнастика после пробуждения от дневного сна. Утренняя — гигиеническая гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности. Бодрящая гимнастика позволяет детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведева Антонина Валерьевна

Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна  

Двигательная деятельность, наряду с игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной и др., входит в 9 основных видов деятельности, присущих дошкольному возрасту. И, соответственно, должна быть представлена в предметно-развивающей среде группы. Это может быть уголок, содержащий мячи, обручи, скакалки, ленты, массажные коврики и другой инвентарь, необходимый для проведения утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна. Также должны быть представлены картотеки с комплексами разных видов гимнастики, методическая литература.

Целью физического развития по ФГОС ДОО является развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости. И воспитатель обязан реализовывать эту цель. Содержание же физического развития – это бег, ходьба, прыжки, лазание, упражнение на равновесие и т.д. Конкретное содержание данной образовательной области зависит от возраста детей.

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеническая) гимнастика и бодрящая (коррекционная) гимнастика после пробуждения от дневного сна. Утренняя — гигиеническая гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности. Бодрящая гимнастика позволяет детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения основным направлением работы сотрудников ДОО является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна входят в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО, направленных на полноценное развитие детей.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса. Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и разносторонняя физическая подготовка ребенка к многообразной деятельности. Воспитательное значение заключается в формировании привычки ежедневно делать физические упражнения, соблюдать режим дня, согласованно действовать в коллективе.

Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика - обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, в холодное время года она проводится в помещениях. Летом ее проводят на открытом воздухе на групповой площадке. Перед занятием помещение проветривается. Утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения, ребенок должен испытывать положительные эмоции и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, главное, впоследствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия. 

Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, зарядка начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей: вводная, основная, заключительная. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

Вводная часть утренней гимнастики
Задачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий, формирование правильной осанки,
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений. Содержание: построения (в колонну, в шеренгу, круг); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения (из одной колонны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону); непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных групп мышц; формирование правильной осанки. Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание

 Формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;  - обыгрывание какого-нибудь сюжета игрового характера  с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени) с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

Физические упражнения, подобранные в определенном порядке, составляют комплекс. Обычно в него входят упражнения, разученные на физкультурных занятиях или упражнения, не требующие продолжительного разучивания. Комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц, для выполнения упражнений используются различные построения, упражнения должны выполняться из разных исходных положений, подбираются упражнения разной интенсивности, темпа, чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись). Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель.
Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

Приемы руководства

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной позе.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д.), требования к его качеству. Пояснение упражнения сочетается с показа лишь в первые дни освоения комплекса.

Гимнастика после сна

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника, посещающего детский сад, особенно актуально придать гимнастике после сна оздоравливающую направленность. Таким образом, основная цель – поднять настроение и мышечный тонус с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Задачи: увеличить тонус нервной системы, способствовать профилактике простудных заболеваний, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, обучать дыханию через нос, активизировать организм во второй половине дня, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Примерная схема проведения: гимнастика в постели, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика. Комплекс гимнастики длится 10-15 минут и рассчитан на большую самостоятельность детей: разминочные упражнения в постели, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, ходьба по массажным коврикам, закаливающие процедуры.

В функции воспитателя при организации бодрящей гимнастики входит обеспечение: гибкого двигательного режима; оптимального температурного режима в спальне (16-18 градусов); постепенного пробуждения детей. Также воспитателю следует помнить, что детям, перенесшим ОРВИ, нельзя ходить босиком в течение 2-х недель, и то, что закаливающие процедуры проводятся по инструкции. Упражнения выполняются с учетом индивидуального самочувствия детей; при нежелании ребенка выполнять гимнастику рекомендуется его не беспокоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс гимнастики после сна с января по май месяцы....

Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс гимнастики после сна с января по май месяцы....

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...

статья "Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены комплексы гимнастикипосле сна для детей старшего дошкольного возраста....

Гимнастика после сна, для детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Данный комплекс содержит упражнения, которые выполняются в соо...

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

Картотека гимнастики после сна с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека гимнастики после сна с детьми младшего дошкольного возраста...