Организация игр с песком детей дошкольного возраста
материал
Предварительный просмотр:
Консультация
«Организация игр с песком детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Лисицкая М.В.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам организации игр с песком.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Игры в песочнице очень полезны для детей, так как формируют навыки мелкой моторики и координации движений, развивают тактильные ощущения и осязание, фантазию и воображение, вырабатывают стремление к познанию, стимулируют творческое развитие ребенка. Дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Дети начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Играя с песком, дети учатся трудолюбию и терпению.
Игры с песком также служат для психологической разгрузки детей: песок красится, пересыпается и т.д.
Для релаксации «Спрятался предмет» ребенок опускает руку в песок и на ощупь находит предмет.
Организация игр с песком соответствуют ФГОС ДО и пяти образовательным областям
Физическое развитие: используются здоровьесберегащие технологии, дети находятся в постоянном движении.
Познавательное развитие: при манипулировании с песком определяем свойства песка мокрый – сухой. Свойства мокрого песка: лепится. Сухой – рассыпается.
Речевое развитие: во время построек из песка можно учить, повторять стихи, потешки, заклички: «Я пеку, пеку, пеку…», «Маленький Егорка…», «Мы едем, едем…» и т.д.
Художественно – эстетическое развитие: рисование на песке палочками, камешками, стеками. Бросовый материал: дети делают отпечатки на песке. Музыкальное развитие: палочка дождя.
Экологическое развитие: дети используют в своих постройках природный материал.
Элементарное оборудование для игр с песком должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приема детей. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Вечером накрывается пленкой. Если песок дети разбросали, рассыпали, разгребли, в первой младшей группе воспитатель после прогулки убирает, подчищает песок. Во второй младшей и средней группе песок убирают дети и воспитатели совместно, в старшей и подготовительной дети убирают самостоятельно под наблюдением воспитателя.
Песок в песочнице в первой и во второй младшей группе должен лежать ровно без горки, песочница не заполнена песком до бортиков на 15 см. так как дети не создают крупных построек, а на бортиках песочницы дети выкладывают куличики, пасочки из песка. В средней, старшей, подготовительной - песок лежит горкой, так как дети создают крупные постройки, горы, реки, дома и т. д. А также сидят на бортиках……..
Для игр с песком существует огромное множество приспособлений, которые можно приобрести в магазине, а также сделать своими руками: это и ведерки, и совочки, и различной конфигурации формочки, и грабельки, и ситечки. Самим можно сделать предметы для игр с песком из пластиковых бутылок, пузырьков.
Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.
Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки на каждого ребенка, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.
Детей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для куклы, зайчика, мишки и т.д. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.
Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, природный материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).
В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании — самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.
Ребята самостоятельно строят разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой — в соседний.
Используя кубические формы, дети строят дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.
Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.
Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.
Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры.
Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.
Дети подготовительной группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.
Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).
Дети, строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни, рисуют на песке, строят песочные города. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями.
Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).
Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Дошкольники мастерят флажки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.
Основная цель проведения таких игр с песком – формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество(объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда(стакана, чашки, миски, банки, и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпание песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность ребенку на собственном опыте установить свойства и особенности сухого и мокрого песка.
В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?».
Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.
Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.
Примерная тематика построек из песка и предполагаемые действия детей.
Младшая группа. Угощение для кукол – сгребать песок в небольшие кусочки совком, лопаткой, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в маленькие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения. Будка для собаки – сгребать песок в кучку, уплотнять и делать углубления совком, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игрушку – собачку. Дорожка – продвигать дощечку, лежащую плашмя, сделать кочку и ямку. Постройку обыграть: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам…» Формочки – наполнять формочку песком и уплотнять его, опрокинуть, постучать, поднять, мастерить из образовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики. Сюжетное строительство – пытаться сооружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики. Заборчик – сгребать песок с двух сторон руками, уплотнять его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.
Средняя группа. Сюжетное строительство – закрепить умение формировать различные детали, сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием, Создание условий для самостоятельной постановки целей, поиска детьми конструктивных решений, исходящих из их собственного опыта, для планирования работы самими ребятами или с помощью взрослых. Формирование умения объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели (сделать пруд, пляж, посадить парк). Воспитание бережного отношения к результатам труда. Природный материал: ветки, корни, камешки, ракушки и т. п.
Старшие группы Продолжение формирования умения объединять постройки общим сюжетом и добиваться конечной цели. Закрепление навыка договариваться для реализации многообразных и интересных сюжетов. Мелкие игрушки, предназначенные для реализации цели. Многообразный дополнительный материал: обрезки пластмассовых шлангов, трубки разного диаметра, куски пенопласта, поролона, цветной проволоки, различные коробки, банки разной формы и размера, емкости для наполнения водой. украшать эти постройки. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема. Горки – самостоятельно сооружать разные горки. Дома – строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Тоннели – рыть тоннели в куче песка. Дети любят это занятие, прорывают тоннели вдвоем с обеих сторон, пока не соединяться внутри кучи их руки.
Старшие группы. Сооружение сложных и крупных построек – воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель. Для этого приспосабливают деревянные рамки, банки без дна, отрезки пластмассовых труб. Создание крупных сюжетных построек – интересно строить высокие дома, дворцы, прокладывать дороги, сооружать бассейны, детские сады; украшать высотные дома с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры; устанавливать на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывать провода между мачтами уличных фонарей. Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов – «Царевна – лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева». Строительство из «жидкого» песка – педагог показывает ребятам новый прием работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать получившуюся «кашу – малышу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Рисование на песке.
Устройство садика из песка и камней. Сооружение песочных часов. Строительство песочного города. Таким образом, экспериментальная работа и игры с водой и песком являются мощным фактором для развития познавательной активности, стимулирования освоения детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, развития координации и ловкости, формирования положительного отношения к миру. И каждый день, проведенный в детском саду, станет для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья!
- Рисуем палочкой на песке.
• Рисуем рисунки – выравниванием песок, чтобы была ровная поверхность и с помощью палочки рисуем на песке солнышко, деревья, домики.
• Рисуем и развиваемся. С помощью палочки рисуем на песке цифры и буквы, так совместите приятное с полезным – малыш получит удовольствие от игры, а заодно выучит буквы и цифры, играя.
• Угадайка. Вы рисуете палочкой на песке рисунок, например, машинку, солнышко, домик, а малыш угадывает, что вы нарисовали. Потом меняемся – ребенок рисует, а мама угадывает, что изобразил кроха на песке. - Прячем игрушки.
• Закапываем игрушки в песок и ищем их.
• Можно усложнить игру и предложить малышу откапывать игрушку с закрытыми глазами, а когда игрушка окажется в руке не подглядывая, определить что это за игрушка. - Готовим кушать. В детской посудке можно приготовить «покушать» куклам и игрушечным зверюшкам. Ингредиенты для супа могут быть самые различные – песок, камушки, трава, одуванчики, листики…
- Гора. Из песка строим гору, после чего украшаем ее красивыми камушками, которые находим здесь же, в песочнице.
- Лепим куличики.
• Малышам помладше сложно строить куличики, но зато они с радостью ломают куличики, которые заботливо слепила мама. Доставьте карапузу удовольствие. А позже он и сам научится лепить куличики из песка.
• Малыш постарше может самостоятельно лепить куличики, пирожки и продавать их вам. Можно во время ролевой игры учиться считать и изучать размеры (больше-меньше) – скажите малышу, что желаете купить два куличика больших и один маленький. - Строим мосты. Можно в песочнице выкопать яму, сверху которой разместить небольшие дощечки или веточки. Расскажите малышу, что вы с ним построили мост, по которому могут ходить игрушки.
- Набираем песок в ведерко. Для малышей доставляет удовольствие набирать песок в ведро лопаткой. Потом можно ведерко перевернуть и создать первую башню, рядом вторую такую же, третью…
- Следы на песке.
• Возьмитесь за руки с малышом и идите по песку, оставляя следы на нем. Можно при этом приговаривать «топ-топ-топ, весело с (имя ребенка) по песочку мы идем»
• С ребенком постарше правила игры усложняем: оставляем отпечатки на песке различными игрушками, предметами, а ребенок должен угадать, чей это отпечаток. - Ролевые игры с игрушками-зверюшками. Постройте домики для игрушек и разыгрывайте сценки, как они ходят друг к другу в гости, гуляют, общаются.
- Лепим фигуры из песка. Опять же можно игры с песком направить в развивающее русло и лепить из песка различные фигуры, цифры, буквы.
- Камушки.
• Предлагаем малышу искать камушки в песочнице и раскладывать их по возрастанию.
• Вспоминаем счет, предлагая крохе посчитать камушки, которые нашли в песке.
• Из камушков выкладываем цифры, буквы, фигуры, простые рисунки (солнышко, домик) - Машины. Если на прогулку с собой захватили грузовые машины, трактор, экскаватор, то это прекрасная возможность устроить интересную игру. Нагружайте грузовую машину песком и пусть малыш везет ее в обозначенное место. Можно нарисовать на песке дорогу, по которой и будет ездить машина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...
Сообщение «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»
Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом...
Презентация «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Основной показатель эффективнос...
Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...
на 1 категорию Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)
Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей ...
Презентация на тему "Преемственность в организации социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста".
Презентация "Преемственность ДОУ и СОШ"...