Исследовательская работа «Леворукие дети в детском саду»
материал
Научно-теоретические основы проблемы леворукости и воспитательно-образовательная работа с леворукими детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukie_deti_v_detskom_sadu.docx | 108.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №132» имени Н.М. Малахова
(МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова)
Исследовательская работа
«Леворукие дети в детском саду»
Автор: Крюкова Светлана Алексеевна,
воспитатель
Барнаул, 2020 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКОСТИ…………………………………………………...……………6
1.1.Происхождение леворукости………………………………………….....6
1.2.Особености развития и воспитания леворуких детей……………..…..13
1.3 Основные проблемы леворуких детей дошкольного возраста…….….17
Выводы по 1главе…………………………………………………………….....23
ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………..24
2.1 Психолого-педагогическая диагностика леворуких детей………….…24
2.2.Методические рекомендации при организации занятия с леворукими детьми……………………………………………………………………...............2
2.3. Рекомендации родителям об особенностях воспитания леворукого ребенка в семье………………………………………………………..................31
Выводы по 2 главе…………………………..…………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.
Согласно последним научным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев. И, приблизительно, до семи - восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной рукой.
Как правило, леворукость ребенка выявляют близкие, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Например, за завтраком ребенок пьет чай, держа чашку в правой руке. Правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.
Подобные действия ребенка знакомы, пожалуй, всем. Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться. А если ребенок отдает предпочтение одной руке и рука эта – левая? Мнение родственников и знакомых часто заставляет серьезно беспокоиться. Может быть, наш ребенок просто не знает, что держать ложку и рисовать нужно правой, а не левой рукой?
«Неужели наш ребенок левша?» - задаются родители вопросом и серьезно огорчаются.
По данным отечественных авторов, количество леворуких детей по годам варьируется от 15 до 23%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет их, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.
Так как пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие дети. Это норма или нет?
Вопрос нормы, определяемый наличием тех или иных свойств и качеств у большинства, давно уже ставится под сомнение в современной психологии и психиатрии. Норма понимается как отсутствие патологии. Если у человека не обнаруживается симптомов патологии, следовательно, он нормален. Применительно к левшам можно сказать следующее: ни один из справочников не определяет левшество как патологию. В худшем случае оно представляется как отклонение. Вот одно из определений, данное в педагогической энциклопедии:
«Леворукость – стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной слабостью левого полушария головного мозга». Это определение дано взрослыми, но что о себе думает леворукий ребенок и с какими трудностями он сталкивается? Изучение данного вопроса и составляет проблему моего проекта.
Предмет проекта – левшество или как чаще употребляемое слово – леворукость.
Объект проекта – леворукие дети дошкольного возраста.
Цель проекта - определение проблем и особенностей развития и воспитания леворуких детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить особенности развития и воспитания леворуких детей.
3. Проанализировать основные проблемы леворуких детей дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по воспитанию и обучению леворуких детей.
Научная новизна и теоретическая значимость проекта состоит в расширении и углублении знаний по проблеме леворукости и нахождении ответов на многие вопросы, связанные с этим:
- почему ребенок пишет и рисует левой рукой?
- какие проблемы могут возникнуть у леворукого ребенка?
- нужно ли его переучивать?
- как уберечь его от стресса?
Практическая значимость проекта состоит в разработке методических рекомендаций при организации занятий с леворукими детьми и составлении советов родителям об особенностях воспитания леворукого ребенка в семье.
Глава 1. Научно - теоретические основы проблемы леворукости
1.1. Происхождение леворукости
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы, но, несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она изучена и есть четкие, аргументированные подтверждения какой – либо одной гипотезы. Среди работ есть и серьезные, бездоказательные и доказанные многолетними исследованиями. Обилие гипотез уже само по себе говорит о возможности существования различных причин, приводящих к леворукости [1.C.10].
Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только разные факторы – социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Многие гипотезы прошлого века объясняют причины преимущественного владения правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение. Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется ассиметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения – точными.
Еще более популярной была так называемая теория «щита и меча», по которой щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит левой (пассивной) рукой, а оружие – правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество в разных видах деятельности.
Одной из первых теорий возникновения леворукости была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды. Однако, по мнению Джексона, такая привычка работать левой рукой не передается из поколения в поколение.
Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, так как многолетние исследования леворукости в разных странах доказали: процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Представьте себе полутора – двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны, это возраст очень активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой – попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку. Но правая рука больна, недееспособна, невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспокойства, но совсем нередко бывает несколько травм подряд, и вот тогда внешние условия среды берут своё. Левой рукой ребёнку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает «вынужденное левшество».
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденного левшества». Дело в том, что деятельность ребёнка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание, и многие левши в окружении правшей тоже начинают более активно действовать правой рукой. Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребёнок оказывается в леворукой среде – у него могут быть леворукие папа и мама, бабушка или дедушка, брат или сестра. А самое главное, в семье никто не удивится ещё одному левше, да и сам он будет считать себя левшой, разве только не очень умелым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены руки, как правило, сопровождаются невротическими и эмоциональными нарушениями, а также координационным дискомфортом, трудностями освоения сложных двигательных навыков.
Итак, внешняя среда при определенных условиях может оказывать влияние на формирование леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что леворукость сложным образом связана с деятельностью мозга.
В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой. Действительно, исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологий периода внутриутробного развития и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большинство исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятия, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением периода внутриутробного развития и родов.
Однако есть данные, позволяющие предположить, что патология в родах лишь наслаивается на уже имеющееся латеральное предпочтение (преимущество одной из сторон тела над другой в сенсорной, то есть чувствительной, и двигательной деятельности), так как еще до родов некоторые матери отмечают «особое беспокойство» будущего леворукого плода. Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как «патологическая». Среди этих детей высок процент речевых нарушений.
Еще одним доказательством возникновения «патологической леворукости», связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов – и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.
Однако, по мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, есть еще один специфический фактор, действующий только у однояйцевых близнецов, который может привести к возникновению леворукости. Это феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у четверти однояйцевых близнецов. При этом один близнец – «зеркальное отображение» другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Естественно, один из близнецов может быть левшой, а другой – правшой. Механизмы зеркального отображения связаны с определенными моментами раннего развития зародыша и еще не до конца изучены.
Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых искать ответ на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически закрепленной, не связанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей. Еще в 20-х годах прошлого века было доказано, что вероятность обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, но она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления латерального предпочтения. Но, по – видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки.
Рассматривая различные теории возникновения леворукости, мы неоднократно упоминали о двух полушариях мозга, о различной функциональной организации мозга у правшей и левшей.
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которая называется мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Различия правой и левой рук при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены.
Оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки. В тоже время из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон, чем в мускулатуру левой стороны; но от правого полушария к правой половине тела поступает большее число волокон, то есть, 2 полушария как бы стремятся осуществлять больший моторный контроль над правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия и есть одно из объяснений преобладания праворукой активности. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
В специальной работе по изучению реакций двигательных областей коры при реальном и мысленном движении выявлено, что у праворуких людей реактивно, больше включено в деятельность левое полушарие лишь при движении правой рукой, а при движении левой рукой активность полушарий у большинства была двусторонней. У леворуких более высокой была активность левого полушария при движении как левой, так и правой рукой.
Существуют убеждения, что, заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.
1.2. Особенности развития и воспитания леворуких детей
В работе сделана попытка обобщить опыт биологов, физиологов, психологов и педагогов, накопленный за долгие годы исследований, и ответить на множество вопросов:
- Что мы знаем в настоящее время о природе возникновения леворукости?
- Каковы особенности индивидуального развития левшей?
- Стоит ли переучивать леворуких детей?
- Насколько трудно им в нашем «праворуком» мире?
- Кого, собственно говоря, мы можем называть левшой?
Действительно ли левши «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходить правшей? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное - от дверной ручки до сложнейших станков почти во всех странах – в основном для праворуких. Потому нельзя исключить постоянно действующий стресс праворукой среды, в которой левша вынужден жить. А значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что, упражняя левую руку, можно достигнуть необыкновенных успехов, прекращения нервных болезней и укрепления морали, все же существует два крайних взгляда. Сторонники первого считают, что у левшей сниженные умственные способности; приверженцы второго, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга – левого у правшей и правого у левшей.
Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющий комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что лежит в основе подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом, какого – то общего нарушения развития ребенка. Рассматривая различные варианты генеза леворукости, мы отмечаем, что в части случаев она может быть результатом патологии или дисфункции левого полушария. С дисфункцией левого (речевого) полушария, как правило, связано и нарушение речевого развития ребенка, во многом определяющее темпы общего функционального развития. При патологическом генезе рукости (например, вследствие родовой травмы) нельзя исключить повреждение и других зон мозга, что в свою очередь может привести к нарушению сложных интегральных процессов, являющихся основой сложных видов деятельности. Однако происхождение леворукости в исследованиях особенностей левшей почти не учитывается, а значит, анализируется почти всегда общая группа леворуких детей, происхождение леворукости у которых может быть разным.
Очень интересная работа американской исследовательницы Дж. Леви позволила выяснить особенности зрительно – пространственных функций у левшей. Учитывая, что у многих левшей правое полушарие (в дополнение к левому) принимает участие в осуществлении речевых функций, она предположила, что речевые и зрительно – пространственные функции (характерные для правого полушария) будут конкурировать, и речевые могут преобладать за счет более низкой организации зрительно пространственных функций. Но другие авторы считают, что тот же факт сочетания вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) функций в одном правом полушарии позволяет вербальным и невербальным способностям взаимодействовать, усиливая друг друга, что может определить более высокие творческие способности. И это тоже подтверждается при сравнении левшей и правшей.
Когда речь идет о значительном проценте левшей среди детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянный действующий стресс [2.C.15]. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, не неспособным, то просто другим), неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно – ноша не из легких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье – то раздражение. И это - изо дня в день, и завтра не пройдет, а значит, со временем возникнут ограничения в выборе профессии и еще какие – то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может.
Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно – психических расстройств, но и отрицательно влияют на развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально - психологической адаптации.
Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, которые человек не может (или считает, что не может) контролировать, то есть речь идет о тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию. С этой точки зрения стрессы, с которыми постоянно сталкиваются левши (даже если не брать такие крайние варианты отрицательного воздействия среды, как переучивание), как раз и есть те ситуации, над которыми левши не властны.
Может быть, мы в таких случаях должны разделить «что – отчего». Возникают ли нарушения психического здоровья оттого, что левши просто к этому более расположены, менее адаптивны, более чувствительны, или оттого, что существование левшей в праворукой среде неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адаптации, приводящих к срыву здоровья.
К сожалению, пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными.
Есть много непохожих ни на кого и отличающихся от всех и левшей, и правшей. И это еще раз подтверждает, что леворукость – индивидуальный вариант нормы.
1.3 Основные проблемы леворуких детей дошкольного возраста
Согласно данным отечественных медиков, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Как уже говорилось, одна из причин, вызывающих неврозы, - насильственное переучивание, являющееся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Причем повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (то есть у детей с невыраженным левшеством).
К сожалению, часто взрослые не видят ничего особенного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в резких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах. Детям порой трудно понять свое состояние, трудно объяснить взрослым, что они чувствуют (да и всегда ли взрослые готовы их выслушать?). Если говорить о чем – то таком, «особенном», что с детьми случается при переучивании, наверное, прежде всего следует иметь в виду то, что именно взрослые видят, насколько трогают страдания ребенка их душу. Важно подчеркнуть и следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет, - все это тесно связано с состоянием его нервно – психического здоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкнутость, конфликтность, агрессивность и т. П.). А значит, мы должны сделать все, чтобы сгладить их, смягчить, снять напряжение. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия, поистине создает стресс. Мы уже говорили о пагубном влиянии ежедневных стрессов на рост, развитие и здоровье ребенка.
Безусловно, поставить диагноз (невроз), назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах коррекции может только врач. Однако увидеть первые симптомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразничает, не вредничает, правильно оценить состояние ребенка должны уметь и родители, и воспитатели.
Профессор А.П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, «что фактор переучивания (стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей».
Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов?
Во – первых, переучивая ребенка, навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще не сформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения. То есть, мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости.
Что же должен чувствовать ребенок, кроме неловкостей, трудностей, неумелости? Конечно же, - неуверенность в своих силах, конечно же, - тревожность, беспокойство, конечно же, - нерешительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно, отчего он испытывает обиду, страх, унижение, и потому он ищет пути ухода от этих негативных переживаний. Один из вариантов – избегать условий, приводящих к неудаче. Вспомните горестное восклицание малыша: «Никогда, никогда не буду рисовать!». Но это возможно до школы. Систематическое обучение лишает ребенка и этого варианта отстранения от проблем.
Однако невроз может возникнуть и без острой психотравмирующей ситуации. Ситуация хронической обиды, постоянного подчеркивания неудач, неудовлетворенность взрослых успехами детей могут оказать такое же воздействие, как острая травма. В случаях с переучиванием леворуких детей есть, как правило, то и другое.
Среди леворуких детей достаточно часто распространены «школьные страхи». Это страхи перед неудачами в школе, порицаниями со стороны воспитателей, учителей и родителей.
Причина подобных нарушений здоровья переученных левшей – воспитание страхом: «будешь не как все», «над тобой будут смеяться», «ты не сможешь красиво писать» и т.п.
Иногда родители непроизвольно внушают ребенку страх перед школой, так как сами пасуют перед трудностями, драматизируют их, что является дополнительным (а иногда и основным) источником беспокойства. Постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, отсутствие конструктивности, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние ребенка, усиливают тревожность, страхи.
Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители стараются заставить детей выполнять все действия правой рукой угрозами и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и медленную скорость.
Особую тревогу родителей вызывает, как правило, невротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причина такого недуга является переученное левшество, заикание усиливается после напряженного выполнения письменного задания правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. Существует представление о том, что заикание, возникающее у леворуких при переучивании, обусловлено конкуренцией полушарий в управлении речью. Однако это достаточно спорно, так как нет доказательств, связи частоты заикания и распределения речевых функций между полушариями. Скорей всего, в возникновении этого расстройства имеют значение различные факторы, и наряду с постоянным стрессом, испытываемым ребенком при переучивании, нельзя исключить нарушение функциональной организации мозга.
Заикание может возникнуть внезапно, но может нарастать постепенно в течение длительного времени. Если заикание возникло внезапно, прежде всего нужно обратиться к врачу. Рекомендуется ограничить речевое общение, некоторое время не водить ребенка в школу (детский сад), сменить обстановку. Безусловно, следует разобраться, что вызвало психотравму, и попытаться сгладить ситуацию. Необходимо по часам расписать режим дня, неукоснительно соблюдать последовательность действий. Это поможет ребенку подготовиться к началу работы, исключить неожиданности, предотвратит беспокойство. Такие ритуализированные действия снижают нагрузку на нервную систему, успокаивают ребенка. Кроме того, можно помочь ребенку, если говорить с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Можно приучить его во время разговора сжимать мягкую игрушку, крутить ее – это будет отвлекающим элементом, который поможет не фиксировать внимание на заикании.
Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель или воспитатель чаще всего принимает их за «кривляние», «дурачество». Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Однако насмешки и передразнивания сверстников, раздраженное одергивание взрослым, замечания родителей делают свое дело: эти нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок отвечает, нервничает.
Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.
Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.
Во всех случаях, когда замечаются эти проявления у ребенка (тем более переученного левши), не стоит ждать, что это пройдет само собой, но не стоит заниматься самолечением, слушать советы «знающих» людей, лучше обратиться за советом к врачу – психоневрологу или педиатру. Врач назначит необходимое лечение и даст рекомендации. Однако без помощи родителей, воспитателя или учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию невозможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.
Ребенок (переученный левша) может преодолеть неуверенность, тревожность, страхи только с помощью взрослых. В нем необходимо укреплять уверенность, создавать условия для преодоления робости. Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу, - чувства несостоятельности, неудачи, неспособности. Чем раньше взрослым удастся этого добиться, тем больше вероятность того, что ребенок вылечится.
Медикаментозное лечение помогает ребенку справиться со своим состоянием, но таблетки не могут устранить причину невроза. Только преодоление всех причин, которые привели к нарушению здоровья, поможет восстановить его.
Лучше всего восстанавливает силы спокойный и глубокий сон. Дети с неврозами, как правило, плохо спят, поэтому родителям важно научиться расслаблять ребенка перед сном.
Многие люди приходят к напрашивающемуся выводу - срочно прекратить обучение леворуких детей праворукому письму, «сменить руку», дать возможность ребенку писать левой рукой. Не торопитесь менять руку, особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы и пройден первый этап обучения (буквенный период). Повторное переучивание может вызвать не меньший стресс. Что же делать в этих случаях? Как это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет смириться и с плохим почерком, и со значительно более медленным темпом деятельности, но, кроме того, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности.
Выводы по первой главе
- За основу происхождения леворукости принимаются разные факторы – социокультурные, патологические, генетические, а также их комплексное сочетание.
- Познавательные процессы у леворуких детей развиваются своеобразно. Воспитатель должен учитывать особенности познавательной сферы с целью правильной организации воспитательного процесса.
- К основным проблемам леворуких детей дошкольного возраста относят: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.
Глава 2. Воспитательно-образовательная работа с леворукими детьми дошкольного возраста
2.1 Психолого-педагогическая диагностика леворуких детей
При определении леворукости, праворукости или двурукости следует провести дополнительное тестирование. При этом следует соблюдать следующие правила:
- каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;
- не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;
- все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.
Для диагностики леворукости следует провести ряд диагностических методов:
1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности.
2. Тестирование.
Тесты для детей младшего дошкольного возраста
на определение ведущей руки.
А) Открывание коробочки.
Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например, из - под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).
Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).
Б). Развязывание узелков.
Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины.
Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В). Поднимание предмета.
Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши – правой рукой.
Тесты для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
А) Переплетение пальцев рук.
Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук».
Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).
Б) Скрещивание рук.
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
3. Задания для определения ведущей руки.
Задания для определения ведущей руки.
А) Нарисуй то, что хочешь
|
|
левой рукой правой рукой
Б) Нарисуй карандашом 10 крестиков
левой рукой правой рукой
В) Игра «Трудные виражи»
Цель: развивать точность движения руки ребенка.
Ход игры:
Игра начинается с того, что рисуются дорожки разной формы; в одном конце каждой дорожки – машину, а в другом - дом. Например, так:
Потом говорится ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых. В дальнейшем, когда ребенок освоится с игрой, можно сужать дорожки и менять ритм изгибов.
Например, так:
Перечень заданий и их результаты можно упорядочить в следующей таблице:
№ |
Определение ведущей руки | Ведущая рука | ||
правая | левая | обе | ||
1 | Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой |
|
|
|
2 | Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой |
|
|
|
3 | Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки) |
|
|
|
4 | Развязывание 3-4 узелков, заранее завязанных на шнурке |
|
|
|
5 | Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями |
|
|
|
6 | Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз) |
|
|
|
7 | Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках |
|
|
|
8 | Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом |
|
|
|
9 | Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.) |
|
|
|
10 | Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой |
|
|
|
11 | Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки-молнии |
|
|
|
12 | Складывание мелких деталей (пуговиц, бусинок) в длинный цилиндр |
|
|
|
13 | Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок |
|
|
|
14 | Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек) |
|
|
|
2.2. Методические рекомендации по организации занятия с леворукими детьми
Данные рекомендации необходимо соблюдать с начального момента обучения письму, однако, если это не сделано во время, то необходимо использовать данные советы в мягкой коррекционной работе с леворукими детьми, уже умеющими писать.
Посадка при письме: При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. За столом или партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.
Положение рук: Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, чтобы левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.
Положение кисти руки: Кисть левой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Приемы захвата ручки: Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев.
Ориентация в тетради: Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
Обучение и воспитание леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление. Необходимо хвалить за самые малейшие успехи и поощрять их художественный дар, но не стремиться сделать из них вундеркиндов. Не предъявлять к ним завышенные требования и не противопоставлять их другим, обычным детям.
2.3. Рекомендации родителям об особенностях воспитания леворукого ребенка в семье
Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой:
- не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга, переучивание приведёт к невротизации ребёнка, объясняйте ему, что «леворуких» людей очень много, и это тоже разновидность нормы;
- учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, необходимо быть чутким и доброжелательным с ним;
- создать для него благоприятный климат в семье;
- принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы;
- не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям;
- ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша;
- любить его таким, какой он есть.
Выводы по второй главе
- Для диагностики леворукости можно использовать такие диагностические методы, как наблюдение в свободной деятельности, тесты и различные задания.
- При организации занятий с леворукими детьми необходимо обращать внимание на посадку при работе за столом, положение рук, правильное держание ручки или карандаша; подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
- Родителям леворуких детей необходимо принять как должное особенность своего ребенка, быть чуткими и доброжелательными, любить ребенка таким, какой он есть.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что леворукость является разновидностью нормы.
Как мы выяснили, леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого – либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.
Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.
Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.
Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу - чувства несостоятельности, неудачи.
Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Просто спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.
Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие - дети творческие, эмоциональные.
Родителям необходимо помнить: леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящий от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.
Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.
Список литературы
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.
2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).
3. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,
2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).
4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула,
1996. - 79с.
5. Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.
6. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.
7. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.
8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.
9. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.
10. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.
11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1994.
12. Щербакова Е.В. К вопросу о развитии познавательной активности //ДВ, №10, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леворукие дети в детском саду
Как быть леворуким детям в детском саду....
Воспитание и обучение леворуких детей в детском саду
Воспитание и обучение леворуких детей в детском садуТитаренко Анастасия Александровнавоспитатель, МБДОУ г. Астрахани № 100 Ребёнок очень любопытен, и ему интересно то, что происходит вокруг, но и...
Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...
ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой ру...
Опыт работы «Адаптация детей в детском саду»
Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстну...
Исследовательская работа воспитанницы подготовительной группы детского сада "Солнышко"
Педагогам часто предлагают принять участие в различных конкурсах, повышающих профессионализм. Я приняла участие в третьей Всероссийской научно-исследовательской конференции школьни...
Научно-исследовательская работа: "Театрализованная деятельность в детском саду"
Аннотация: В данной статье выделены основные преимущества внедрения театральной деятельности в воспитательный процесс дошкольника. Сделан акцент на организации предметно-развивающей среды, а име...