План кружковой работы «Мастерская рукоделия»
учебно-методический материал (старшая группа)
Работа кружка направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыков их практического использования, направлена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_masterskaya_rukodeliya.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Тамбовский детский сад №1»
План кружковой работы с
детьми старшего дошкольного возраста «Мастерская рукоделия»
Автор
Воспитатель: Шилова Е.С.
с. Тамбовка 2019
Аннотация
Актуальность проблемы:
Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из важнейших показателей готовности детей к школе. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт ручка, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общее время работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, двигательной координации, зрительной памяти. Практика показала, что дети, которые занимались рукоделием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Мастерская Рукоделия», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Эмоционально-положительное отношение к деятельности - основное условие формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Рукоделие гармонично воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, подготовки ребенка к обучению в школе, развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, физическое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность заключается в том, что кружок включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вязание крючком, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.
Цель: формирование у детей интереса к занятиям рукоделием, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и вязания, выработка умений и навыков их практического использования, развитие самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме, природе.
Задачи:
Обучающие:
1) Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.
2) Развивать умения создавать композиции.
3) Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).
4) Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях.
5) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Развивающие:
1) Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти.
2) Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.
3) Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.
4) Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.
Воспитательные:
1) Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.
2) Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
3) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.
4) Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Участники: дети дошкольного возраста 5– 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества.
Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Техническое оснащение: картон; нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные); нитки мулине; нитки шерстяные разного цвета; иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка); ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка); пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка); пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком); карандаши (на каждого ребенка) простые; ткань разного вида (ситец, лён, драп, шерсть и т. д.); ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см; ткань льняная, размер 20/20
Предполагаемый результат:
К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой. В результате работы кружка предполагается овладение детьми: элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «назад иголку», «тамбурный», «стебельчатый»; приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями; определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой; навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла; умением заинтересовать и научить других технике вышивания
Режим образовательной деятельности: программа кружка предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать от 10 до 15 человек.
Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 25- 30 минут по подгруппам.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.Эстетическое отношение к действительности:
1) Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека.
2) Формирование способности к созидательной и творческой деятельности.
3) Развитие образной фантазии.
4) Воспитание художественного вкуса.
5) Проявление самостоятельности при выполнении задания.
2. Художественные знания, умения:
1) Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, вышивание).
2) Знание терминов (шов, стежок, выкройка, петля и др.).
3) Знание возможностей материалов, используемых на занятиях: (нитки, ткани, картон, бисер, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки).
4) Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.).
3. Практические творческие навыки:
1) Умение держать ножницы.
2) Навыки вырезания несложных предметов по контуру.
3) Выдергивание нити по краю ткани (бахрома).
4) Умение сматывать нитки.
5) Умение правильно отмерять нить.
6) Умение вдевать нитку в иголку.
7) Умение завязывать узелок.
8) Умение пришивать (пуговицу, вешалку).
9) Умение выполнять швы («вперед иголка», «назад иголка», «петельный», «двойной», «через край», «тамбурный».
Принципы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом. На занятиях представлено большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.
Работа с родителями: вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала. - развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Перспективный план
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материалы |
Октябрь | I | «Знакомство с тканью» | 1. Познакомить детей с образцами тканей. 2. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. 3. Воспитывать художественный, эстетический вкус. | Разные по фактуре ткани |
II | «Волшебная ниточка» | 1. Познакомить детей с нитками, с приёмами работы, учить правильно, обращаться с нитками, завязывать узелок. | Нитки разного цвета | |
III | «Волшебная ниточка» | 1. Закрепление предыдущего материала. | Нитки | |
IV | «Знакомство с иголкой» | 1. Познакомить с назначением иглы. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с иглой. | Иголка. Ткань. Мягкая игрушка. | |
Ноябрь | I | «Профессии всякие важны» | 1. Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. 2. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. 3. Развивать мыслительную деятельность детей. | Журналы, альбомы. |
II | «Профессия швея» | 1. Закрепление предыдущего материала. | Просмотр мультфильма «Сказочные истории. Швея Элла». Беседа о просмотренном мультфильме | |
III | «Профессия портной» | 1. Познакомить детей с профессией портного. 2. Разница профессий швея и портной. | Мультфильм «Портной и луна» Беседа о мультфильме. | |
IV | «Профессия портной» | Закрепление предыдущего материала. | Мультфильм «Храбрый портняжка» (1964) Беседа о просмотренном | |
Декабрь | I | Беседа о ножницах. | Выявить представления детей о ножницах, их предназначении; умения владеть ножницами. | Ножницы, картон |
II | «Ножницы» | Закрепление предыдущего материала. | Мультипликационный фильм для детей с иголкой «Игра» (1985) Беседа о мультфильме | |
III | Сказка «Иголка и нитка» | |||
IV | «Новогодние шары на елку» | Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток. Закрепление навыка пользования ножницами. | Нитки разного цвета, клей, шарики | |
Январь | III | «Нитка» | Сказки Андерсена | |
IV | Игра «Ниточка» | |||
Февраль | I | «Наперсток и игла» | 1. Познакомить с наперстком. 2. Развивать умение вдевать нитку в иглу. 3. Завязывание в узел нитку. | Наперстки, нитки, ножницы, иглы с большим ушком |
II | «Выкройки, детали» | 1. Познакомить детей с понятиями «выкройка», «схема», «детали». 2. Развитие умений обводить по контуру на картоне и ткани. | Ткань, картон, мелок, карандаши, ножницы | |
III | «Выкройки, детали» | Закрепление предыдущего материала. | ||
IV | «Подарок маме «Игольница» | 1. Учить располагать изображения на листе. | Картон со схемами, ткань, ножницы | |
Март | I | «Подарок маме «Игольница» | 1. Учить располагать изображения на листе. | Картон со схемами, ткань, ножницы |
II | «Волшебная картина из ниток» | 1. Показать, что у ниток есть и другое предназначение. | Альбомные листы, клей ПВА, кисточки, ножницы, нитки разноцветные | |
III | «Ниточка к ткани» | 1. Закрепление умений вдевать нитку в иглу. 2. Прокалывание ткань иглой. 3. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки | |
IV | «Ниточка к ткани» Игра «Ниточка» | 1. Закрепление умений шить «вперед иголка». | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки | |
Апрель | I | «Разные дорожки» | 1. Вышивка извилистой дорожки. 2. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. 3. Познакомить с вышивкой по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки. |
II | «Разноцветные кружочки» (вышивка по кругу) | 1. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. 2. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки | |
III | «Разноцветные дорожки» | 1. Познакомить со швом «назад иголка». 2. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш | |
IV | Фигуры «Вышивка по контуру» | 1. Самостоятельная деятельность: обвести шаблон на ткани. 2. Продолжать учить вышивать швом «назад иголка» силуэты предметов. 3. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши | |
Май | I | Закрепление знаний у детей | 1. Восполнение пробелов знаний и умений у детей | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши |
II | Деятельность по желанию детей. | 1. Выявить интерес у детей к следующему году и наметить пути дальнейшей работы по кружку | ||
III | Диагностика. | 1. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. | Ножницы, картон с отверстиями, иголки, наперсток | |
IV | Диагностика |
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Используй ножницы с тупыми, закругленными концами.
3. Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
5. Следи, за движением ножниц во время резания.
6. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7. Используй ножницы по назначению.
Инструкция по технике безопасности при работе с иглой
1. Во время шитья пользуйся наперстком.
2. При шитье используй иголки без ржавчины, так как ржавая игла плохо прокалывает ткань, легко может сломаться.
3. При работе иголки вкалывай в специальную подушечку.
4. Нитку отрезай только ножницами.
5. Иголки храни в игольнице или специальной подушечке.
6. Сломанную иглу отдай воспитателю.
7. Оставляй иглу на рабочем месте с ниткой.
8. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
9. До и после работы проверь количество игл.
10. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
Правила внутреннего распорядка и личной гигиены
1. Работай в специальной одежде.
2. Следи за чистотой.
3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.
4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
5. Используй инструмент по назначению.
6. После работы убери рабочее место.
7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай воспитателю.
8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы мастерской "Не переведутся богатыри на Руси век по веку"
Помесячный план работы...
Кружковая работа "Мастерская Самоделкина"
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овла...
Презентация кружковой работы "Мастерская чудес из бумаги"
Замечательная, интересная техника по работе с бумагой, детям чень нравится квиллинг. Работы наших детей....
Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"
Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"...
перспективный план работы мастерской для родителей
Рассказать родителям о важности развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста. Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подгото...
Кружковая работа "Мастерская Деда мороза "
quot;Зайчата"-учились склеивать конус из полукруга,дополнять необходимыми деталями...
Кружковая работа "Мастерская пчелок"
Старшая группа....