План кружковой работы «Мастерская рукоделия»
учебно-методический материал (старшая группа)

Шилова Екатерина Сергеевна

Работа кружка направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыков их практического использования, направлена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_masterskaya_rukodeliya.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тамбовский детский сад №1»

План кружковой работы с  

детьми старшего  дошкольного возраста «Мастерская рукоделия»

Автор

Воспитатель: Шилова Е.С.

с. Тамбовка 2019

Аннотация

Актуальность проблемы:

Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из важнейших показателей готовности детей к школе. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт ручка, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общее время работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, двигательной координации, зрительной памяти. Практика показала, что дети, которые занимались рукоделием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Мастерская Рукоделия», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Эмоционально-положительное отношение к деятельности - основное условие формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Рукоделие гармонично воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, подготовки ребенка к обучению в школе, развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, физическое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность заключается в том, что кружок включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вязание крючком, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.

Цель: формирование у детей интереса к занятиям рукоделием, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и вязания, выработка умений и навыков их практического использования, развитие самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме, природе.

Задачи:

Обучающие:

1) Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.

2) Развивать умения создавать композиции.

3) Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).

4) Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях.

5) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Развивающие:

1) Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти.

2) Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.

3) Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.

4) Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.

Воспитательные:

1) Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.

2) Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

3) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.

4) Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Участники: дети дошкольного возраста 5– 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.

Этапы воспитательно-образовательного процесса:

Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.

Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.

Третий этап: Подражания и творчества.

Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.

Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

Техническое оснащение: картон; нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные); нитки мулине; нитки шерстяные разного цвета; иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка); ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка); пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка); пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком); карандаши (на каждого ребенка) простые; ткань разного вида (ситец, лён, драп, шерсть и т. д.); ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см; ткань льняная, размер 20/20

Предполагаемый результат:

К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой. В результате работы кружка предполагается овладение детьми: элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку»«назад иголку»«тамбурный»«стебельчатый»; приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями; определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой; навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла; умением заинтересовать и научить других технике вышивания

Режим образовательной деятельности: программа кружка предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать от 10 до 15 человек.

Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 25- 30 минут по подгруппам.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ  И НАВЫКОВ

1.Эстетическое отношение к действительности:

1) Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека.

2) Формирование способности к созидательной и творческой деятельности.

3) Развитие образной фантазии.

4) Воспитание художественного вкуса.

5) Проявление самостоятельности при выполнении задания.

2. Художественные знания, умения:

1) Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, вышивание).

2) Знание терминов (шов, стежок, выкройка, петля и др.).

3) Знание возможностей материалов, используемых на занятиях: (нитки, ткани, картон, бисер, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки).

4) Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.). 

3. Практические творческие навыки:

1) Умение держать ножницы.

2) Навыки вырезания несложных предметов по контуру.

3) Выдергивание нити по краю ткани (бахрома).

4) Умение сматывать нитки.

5) Умение правильно отмерять нить.

6) Умение вдевать нитку в иголку.

7) Умение завязывать узелок.

8) Умение пришивать (пуговицу, вешалку).

9) Умение выполнять швы («вперед иголка»«назад иголка»«петельный»«двойной»«через край»«тамбурный».

Принципы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом. На занятиях представлено большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.

Работа с родителями: вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала. - развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Перспективный план

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование

и материалы

Октябрь

I

«Знакомство с тканью»

1. Познакомить детей с образцами тканей.

2. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей.

3. Воспитывать художественный, эстетический вкус.

Разные по фактуре ткани

II

«Волшебная ниточка»

1. Познакомить детей с нитками, с приёмами работы, учить правильно, обращаться с нитками, завязывать узелок.

Нитки разного цвета

III

«Волшебная ниточка»

1. Закрепление предыдущего материала.

Нитки

IV

«Знакомство с иголкой»

1. Познакомить с назначением иглы.

2. Познакомить с правилами безопасности при работе с иглой.

Иголка.

Ткань. Мягкая игрушка.

Ноябрь

I

«Профессии всякие важны»

1. Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды.

2. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей.

3. Развивать мыслительную деятельность детей.

Журналы, альбомы.

II

«Профессия швея»

1. Закрепление предыдущего материала.

Просмотр мультфильма «Сказочные истории. Швея Элла».

Беседа о просмотренном мультфильме

III

«Профессия портной»

1. Познакомить детей с профессией портного.

2. Разница профессий швея и портной.

Мультфильм «Портной и луна»

Беседа о мультфильме.

IV

«Профессия портной»

Закрепление предыдущего материала.

Мультфильм «Храбрый портняжка» (1964)

Беседа о просмотренном

Декабрь

I

Беседа о ножницах.

Выявить представления детей о ножницах, их предназначении; умения владеть ножницами.

Ножницы, картон

II

«Ножницы»

Закрепление предыдущего материала.

Мультипликационный фильм для детей с иголкой «Игра» (1985) Беседа о мультфильме

III

Сказка «Иголка и нитка»

IV

«Новогодние шары на елку»

Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток. Закрепление навыка пользования ножницами.

Нитки разного цвета, клей, шарики

Январь

III

«Нитка»

Сказки Андерсена

IV

Игра «Ниточка»

Февраль

I

«Наперсток и игла»

1. Познакомить с наперстком.

2. Развивать умение вдевать нитку в иглу.

3. Завязывание в узел нитку.

Наперстки, нитки, ножницы, иглы с большим ушком

II

«Выкройки, детали»

1. Познакомить детей с понятиями «выкройка», «схема», «детали».

2. Развитие умений обводить по контуру на картоне и ткани.

Ткань, картон, мелок, карандаши, ножницы

III

«Выкройки, детали»

Закрепление предыдущего материала.

IV

«Подарок маме «Игольница»

1. Учить располагать изображения на листе.

Картон со схемами, ткань, ножницы

Март

I

«Подарок маме

«Игольница»

1. Учить располагать изображения на листе.

Картон со схемами, ткань, ножницы

II

«Волшебная картина из ниток»

1. Показать, что у ниток есть и другое предназначение.

Альбомные листы, клей ПВА, кисточки, ножницы, нитки разноцветные

III

«Ниточка к ткани»

1. Закрепление умений вдевать нитку в иглу.

2. Прокалывание ткань иглой.

3. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки

IV

«Ниточка к ткани»

Игра «Ниточка»

1. Закрепление умений шить «вперед иголка».

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки

Апрель

I

«Разные дорожки»

1. Вышивка извилистой дорожки.

2. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками.

3. Познакомить с вышивкой по кругу.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.

II

«Разноцветные кружочки» (вышивка по кругу)

1. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.

2. Учить вышивке по кругу.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки

III

«Разноцветные дорожки»

1. Познакомить со швом «назад иголка».

2. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш

IV

Фигуры «Вышивка по контуру»

1. Самостоятельная деятельность: обвести шаблон на ткани.

2. Продолжать учить вышивать швом «назад иголка» силуэты предметов.

3. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши

Май

I

Закрепление знаний у детей

1. Восполнение пробелов знаний и умений у детей

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши

II

Деятельность по желанию детей.

1. Выявить интерес у детей к следующему году и наметить пути дальнейшей работы по кружку

III

Диагностика.

1. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.

Ножницы, картон с отверстиями, иголки, наперсток

IV

Диагностика

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Используй ножницы с тупыми, закругленными концами.

3. Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе.

4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

5. Следи, за движением ножниц во время резания.

6. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

7. Используй ножницы по назначению.

Инструкция по технике безопасности при работе с иглой

1. Во время шитья пользуйся наперстком.

2. При шитье используй иголки без ржавчины, так как ржавая игла плохо прокалывает ткань, легко может сломаться.

3. При работе иголки вкалывай в специальную подушечку.

4. Нитку отрезай только ножницами.

5. Иголки храни в игольнице или специальной подушечке.

6. Сломанную иглу отдай воспитателю.

7. Оставляй иглу на рабочем месте с ниткой.

8. Передавай иглу в игольнице с ниткой.

9. До и после работы проверь количество игл.

10. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

Правила внутреннего распорядка и личной гигиены

1. Работай в специальной одежде.

2. Следи за чистотой.

3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.

4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.

5. Используй инструмент по назначению.

6. После работы убери рабочее место.

7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай воспитателю.

8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Мастерская Самоделкина"

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овла...

Презентация кружковой работы "Мастерская чудес из бумаги"

Замечательная, интересная техника по работе с бумагой, детям чень нравится квиллинг. Работы  наших детей....

Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"

Кружковая работа "Мастерская свит-дизайна"...

перспективный план работы мастерской для родителей

Рассказать родителям о важности развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста. Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подгото...

Кружковая работа "Мастерская Деда мороза "

quot;Зайчата"-учились склеивать конус из полукруга,дополнять необходимыми деталями...