Кружковая работа "Мастерская пчелок"
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)

Тилебова Раиса Ризвановна

Старшая группа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружковая работа в старшей группе «Мастерская пчелок» Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей . МАОУ «Прогимназия «Созвездие» г . Пыть - Ях Тилебова Раиса Ризвановна

Слайд 3

Пластилинография » (« графия» - создавать, изображать , «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности .

Слайд 4

Цель: Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином . Задачи: Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ; Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание, мышление, речь; Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

Слайд 5

Актуальность программы « Пластилинография » заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей .

Слайд 6

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Слайд 7

Занятия пластилинографией способствуют : - развитию психических процессов; - развитию воображения, творческих способностей; - развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, - развитию самостоятельности, произвольности поведения; - реализации впечатлений, знаний, эмоционального состояния в творчестве.

Слайд 8

Виды пластилинографии :

Слайд 9

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности .

Слайд 10

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Слайд 11

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Слайд 12

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Слайд 13

Многослойная пластилинография - объемные изображения для которых используются элементы с последовательным соединением слоев разного цвета.

Слайд 14

Можно использовать разнообразные поверхности

Слайд 15

Использование дополнительных деталей .

Слайд 23

Мастер- класс «Цветы из волшебной страны» 1. Первый цветок - из куска пластилина отщипываем не большие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и выкладываем на лепестки цветка. 2. Второй цветок - скатать длинную колбаску одно цвета. Аккуратно выкладываем полученную колбаску по контору лепестков цветка, тем самым выкладывая от края лепестка к середине . 3. Третий цветок – Сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист бумаги надавливаем на пластилин , затем размазываем его от центра к краям контура

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «ПРОГИМНАЗИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»

МАОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Мастерская пчёлок»C:\Users\2\Desktop\23nisan.jpg

Старшая «А» группа

 «Цветные ладошки»

2020-2021 год.

                                                                                                                                                                                                         

Воспитатель: Тилебова Р.Р.

Гарсаева Л. Х.

    Младший воспитатель: Халидова Н.А.

Табакова Т.А.

Пыть – Ях, 2020-2021 г.

Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок»

с детьми старшей группы

нетрадиционный метод лепки – пластилинография

                                                                                                                             Подготовила:                                                                                                                     Воспитатель

 Тилебова Р.Р.

Гарсаева Л.Х.

Пояснительная записка

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах в продуктивных видах так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность данной проблемы определила тему кружковой работы «Нетрадиционный метод лепки – пластилинография.

Цель кружка: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Общие  задачи пластилинографии

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

2. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Особенности используемого материала

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, по этому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
  2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
  3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых  поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
  4. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  5. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
  6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.

На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать: пластилин соответствующего цвета, плотный картон, стека, доска для лепки, тканевая салфетка для рук

Перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических, психологических познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

п/п

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

1

Агапова Виктория

14

Калиниченко Савелий

2

Алексеева Ульяна

15

Кудрявцев Александр

3

Антипов Савелий

16

Курбеева Ангелина

4

Архипов Роман

17

Лис Ева

5

Атнабаев Константин

18

Нечеухина Олеся

6

Ахмедова Арина

19

Павленко Владимир

7

Веремчук Ульяна

20

Пшонка Анастасия

8

Волошко Алиса

21

Самедзаде Али

9

Гареев Айрат

22

Скоробогатов Матвей

10

Гладкова Злата

23

Трушев Игнат

11

Завадская Валерия

24

Шаймуратов Булат

12

Зейналов Давид

25

Шустова Милена

13

Зюльганова София

Количество занятий в неделю: 2

Пятница 15.30-15.55

               16.10-16.35

Октябрь

1- неделя Тема: «Листья кружатся»

Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание  длинных колбасок и выкладывание  их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

Пальчиковая гимнастика    «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,  (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

2-я неделя Тема: «Гроздь рябины»

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.

Пальчиковая гимнастика «Рябинка»

 Вот рябинка у тропинки,

кисти алые горят (дети показывают кисти)

А девчонки и мальчишки

Их сорвать скорей спешат (имитируют сбор ягод)

 Много брать мы их не будем (грозят пальчиком),

Мы про птичек не забудем (имитируют руками взмах крыльев)

3-неделя

Тема: «Урожай собирай и на зиму запасай!»

Цель: Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие.  Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

4-неделя Тема: «Ежик»

Цель:развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром.Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Ежик маленький замерз (объясните ребенку – ежику холодно, и он спрятал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнышко пригрело –

Ежик развернулся (выпрямите пальцы, как будто еж выставил свои колючки).

Ноябрь

1-я неделя

Тема: «Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии; формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание  их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!        «Шагают»  пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,          Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел,           начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

2-я неделя Тема: «Лебеди»

Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Развивать мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика Птички

Птички прилетали, -Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями

Крыльями махали

Сели, посидели -Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол

Дальше полетели. -Повторяем первое движение

3-я неделя

Тема: «Волшебные зонтики!»

Цель: учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять  умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к пластилинографии.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, Дождик, поливай

(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),

Будет хлеба каравай

(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).

Будут булки

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки. (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке

4-я неделя   Тема: «Букет для мамы»

Цель: развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Декабрь

1-я неделя

Тема: «СнеговикснеговикОн не мал и не велик»

Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Пальчиковая гимнастика  «Зима»

Наши ручки замерзают.          Кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем – ка немножко        Разжать кулачки, хлопать в ладони.

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,      Прижать ладони друг к другу, тереть

Сильно надо растереть.             ладонь о ладонь.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем!        Греем руки круговыми движениями,

                                                    сжимаем и разжимаем кулачки.

2-я неделя Тема: «Зима в лесу»

Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

Воспитывать интерес к природе в разное время года.

3-я неделя

Тема: «Игрушка новогодняя»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

Пальчиковая гимнастика  «Новогодний праздник»

Здравствуй, Дедушка Мороз!   Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Что в подарок нам принёс?         Руки вперёд ладонями вверх

Громкие хлопушки,                     Хлопнуть в ладоши.

Сладости, игрушки.                     Вертим кистями.

4-я неделя Тема: «Елка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);

Воспитывать самостоятельность.

Январь  

1-2 недели       каникулы

3-я неделя

Тема: «Волшебная снежинка»

Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Пальчиковая гимнастика «Снег»

Снег зимой  летает    опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами

Тихо отдыхает.         сжимаем и разжимаем пальцы рук

Я его жалею и в ладонях грею.   Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок»,  дуем на руки

4-я неделя Тема: «Зимний пейзаж»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания.

Обучать детей приемами работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Испытывать чувство радости от полученного результата

Февраль  

1-я неделя 

Тема: «Сердечки»

Цель: Познакомить с обратной пластилинографией (витражная)  - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Раз, два, три, четыре!                       хлопают в ладоши

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!             хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    поочередное поглаживание-

Вот и вся моя семья!                             массаж всех десяти пальцев

2-я неделя Тема: «За окошком снегири»

Пластилин, доска для лепки, салфетки картон белого цвета.

упражнять в передаче относительной величины частей тела, в подборе подходящих цветов и оттенков

Пластилин, доска для лепки, салфетки картон белого цвета.

3-я неделя Тема: «Подводное царство»

Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла.

4-я неделя

Тема: «Кораблик для папы»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии,  развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.                  Растопырить пальцы на обеих руках,

 Удалые молодцы.                            потом сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых      Приподнять два больших пальца,

 И солдат в боях бывалых.              другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!             Приподнять указательные пальцы,

 Два сметливых молодца!                другие крепко прижать к столу.

 Два героя безымянных,                   Приподнять средние пальцы, 

 Но в работе очень рьяных!             другие крепко прижать к столу.

 Два мизинца – коротышки –          Приподнять безымянные пальцы, 

 Очень славные мальчишки!            другие крепко прижать к столу.

                                                             Приподнять мизинцы.

                                                            Хлопнуть ладонями по столу.

Март

1 нед. «Фиалочки для мамочки»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Март

2 нед. «Узор на тарелке - веточка мимозы» (одноразовая посуда).

Продолжать формировать эстетическое отношение к бытовым предметам.

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные рисунки.

Упражнять в выполнении декоративного лепного узора на окружности, сохраняя объем и выступающие основы. Формировать композиционные навыки.

Март

3 нед. «Городец-удалец»

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.

Март

4 нед. «Цветочная полянка»

Выполнять работы из пластилина на горизонтальной плоскости, соединяя разнообразные мелкие детали в рисунок. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Применять в работе стеку для разрезания лепестков.

Апрель

1 нед. «Хохлома»

Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

Апрель

2 нед. «Подснежники»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

закреплять навыки раскатывания, примазывания;

испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

Апрель

3 нед. «Божья коровка на ромашке»

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе.

Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы.

Апрель

4 нед. «Цветущая ветка»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание.

Май

1 нед. «Рыбки в аквариуме»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы — рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.

Май

2 нед. «Самая красивая бабочка»

Расширять у детей знания и представления

об особенностях внешнего вида бабочки.

Знакомить с понятиями симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке.

Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможности данного материала.

Наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Май

3 нед. «Замок доброго волшебника»

Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками).

Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.

Май

4 нед. «Удивительная дымка»

 Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Июнь. Выставка детских работ для родителей: "Пластилиновая фантазия".


Список литературы.


1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,2000.

2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 2 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн. 3 Г. Н. Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – Скрипторий-2003.,2013.

5.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.,1995.

6.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль.Академия развития,2002.

7.Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.,1998.

8.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. – СПб., Детство-Пресс,2002.

Март  

1-2 недели 

Тема: «Блюдце и чашка»

Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                              Удары кулачками др. о друга.

Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                         Загибают пальчики, 

Мы посуду перемыли:                            начиная с  большого.

Только чашку мы разбили,                    Одна ладонь скользит по другой.

Ковшик тоже развалился,                      Загибают пальчики, 

Нос у чайника отбился.                         начиная с  большого.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                        Удары кулачками др. о друга.

3-4 недели

Тема: «Ромашки»

Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки –      Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                 Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

Считать ромашки лепестки.

Апрель  

1-2 недели 

Тема: «Пасхальное яйцо»

Цель: Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи.                        «Лепить пирожок»

Прилетели к нам грачи.                     «Помахать крыльями»

Первый грач испек пирог,                 Загибать пальчики  по очереди 

А второй ему помог.                          на одной руке.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,         Загибать пальчики на другой руке.

Выходи грачей считать.

3-4 недели

Тема: «Бабочка красавица!»

Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект  - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Май  

1-2 недели 

Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!»

Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять  умение, используя цветовую гамму и знакомые  приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

У подсолнуха ладонь о-го-го!              показать левую ладонь

Сто семян в ладони щедрой у него      постучать пальцами

В тесноте, да не в обиде все сидят,       сжать ладони в плотный кулак

С ясным солнышком о лете говорят.    поднять обе руки наверх,

                                                                растопырить пальчики

Оформление выставки «Пластилиновые чудеса» - галерея лучших детских работ

 

Список использованной литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 -304с.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003 – 96с.
  3. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с

Программа кружка «Пластилиновая фантазия»

(для детей старшей группы)


I. Пояснительная записка.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.


Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

ЦЕЛЬ:

Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.


ЗАДАЧИ:

Обучающие:

• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

• тематические занятия;

• дидактические игры;

• творческие занятия;

• игровые занятия;

• выставки детских работ;

• воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;

• экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

• Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

• Наглядность обучения.

• Наличие инструментов и материалов для работы.

• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

• Мебель по росту детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

• Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

• Получат навыки совместной работы.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Занятия проводятся с детьми старшей группы 1 раз в неделю.

Возраст детей 5- 6 лет. Длительность занятия – 20-25 минут.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновая фантазия» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

• Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование, опрос родителей.

• Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

• Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

• Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений .

• Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей, мастер – класс, беседы.


II. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы кружка «Пластилиновая фантазия»

Сентябрь

1 нед. «Осенние деревья»

Пластилин, стека, картон

-Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы.

-Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Сентябрь –

2 нед. «Кленовые листья»

Пластилин, дощечка, картон

-Учить детей и приему «вливание одного цвета в другой».

- Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

-Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Сентябрь

3 нед. « Яблоки поспели»

Пластилин, дощечка, картон

-Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

-Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Сентябрь

4 нед. «Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Пластилин, дощечка, картон

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы моих пчелок (Старшая группа)

Мы - пчелята,Дружные ребята.Любим мы трудится и повеселиться....

День пчелок

По полям она летает,И цветочки опыляет.В ульях обществом живет.Мед в тех ульях круглый год!А для тех, кто ей мешаетОна жало поднимает!Лапок шесть и два крыла,Все зовут ее … (пчела)...

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы "Что такое доброта?" с использованием роботов пчелок би -бот и кинетического песка.

Задачи:Образовательные:1.Способствовать формированию понятия «доброта»,  формировать эмоциональное  отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.Развив...

Конспект ОД по художественному развитию «Сердечко» с детьми подготовительной группы в технике «Айрис-фолдинг» с использованием роботов пчелок Вее-Воt.

Цель:Развитие творческих способностей детей по средствам приобщения их к художественной работе в технике айрис- фолдинг (радужное складывание) Задачи:Продолжать учить работать в технике «ра...

Конспект ОД по речевому развитию с детьми 2 младшей группы «Любимые игрушки» с использованием пчелок-роботов Bee - Bot и кинетическим песком.

Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOTЗадачи:1. Образовательная1.Учить детей использовать в игре мини-робота BEE – BOT.2.Учить программировать мини- р...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: «Цветы для пчелок».

Нетрадиционные техники рисования  – это способы изображения рисунка, не основанные на традиции.Обучение детей нетрадиционным способам рисования побуждают познавательный интерес, формирует п...