Использование метода проектов при проектировании образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, умеющей отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Возросло значение социально-коммуникативного развития, которое является объединяющим для всех образовательных областей ФГОС ДО.
Полноценному решению задач, на основе заложенных в ФГОС ДО принципов (…содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…) будет способствовать проектная деятельность.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, в основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития не только познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможности проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-либо проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает в себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Краткая памятка для педагога (проект – это 5 «П» как 5 пальцев на руке):
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Шестое «П» - портфолио, в который собираются наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследование и поиск решений;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых; что позволит обеспечить развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков в совместной работе.
Рассмотрим общие задачи развития детей, решаемые в процессе реализации проектной деятельности, и конкретные задачи для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Разработка тематических проектов по организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО»
создание мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов в работе с воспитанниками....
Итоговая работа. Тема: «Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»
Итоговая работа. Тема: «Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»Разработан и описан фрагмент ООД "Снежинка" + приложение...
Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац
Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Физическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Подарки» (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Создание условий для развития двигательной активности детей раннего возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Позновательное развитие» в подготовительной группе на тему: «Весенний Петербург» (с использованием игровых технологий)
Цель: Продолжить знакомить детей с городом Санкт – Петербургом; учить рассказывать о городе, развивать внимание, память, мелкую моторику....
Проектирование образовательной ситуации в соответствии с ФГОС ДО в средней группе.
Развитие эмоционального отклика посредством театрализованный деятельности.Тема НОД: «Заюшкина история»Цель: Умение понимать и правильно реагировать на эмоциональное состояние героев сказки...
«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...