«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
консультация (младшая группа)
Выступление
на тему:
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №10
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
СП «Детский сад № 35» ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани
Выступление
на тему:
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Подготовила:
Воспитатель
высшей квалификационной категории:
Денисова Юлия Николаевна
2020 г.
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
Актуальность выбранной темы не случайна.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели, а цель - это формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС;
- сформировать интерес к русским народным сказкам.
- расширять и активизировать словарный запас детей.
- знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.
- развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, можно определить основные направления деятельности:
1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Задачи на данном этапе:
-учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;
- вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Задачи:
-пробудить интерес к родному слову;
- развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого можно взять отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находим выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.
3 Театрализованная деятельность.
Задачи:
-вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;
- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе я создаётся театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности выбираем:
Игровая деятельность,
Комплексная деятельность,
Встречи со сказочными героями,
Праздники,
Самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев можно включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Для этого используем следующие методы и приемы:
Творческая деятельность: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Необходимо обращать внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекать родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Проводить родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организовывать выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».
Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...
Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...
Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...
Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...