Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя
учебно-методический материал
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя состоит из разделов: пояснительная записка, результаты мониторинга профессиональной деятельности, график повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, план самообразовательной деятельности, план-проект карьерного роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
person_progr_moya.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Дубок»
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск,
улица Строителей, 15-а, телефон 8 (35134)4-27-73
Персонифицированная программа повышения квалификации
старшего воспитателя МДОУ д/с №12 «Дубок»
Калининой Любови Николаевны
2015 г.
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.
Актуальность разработки и исполнения персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и управленческих работников определена новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного режима развития экономики и социальной сферы России.
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем: обучение с учетом потребностей; связь с практикой; гибкие программы, расписание и выбор места проведения
Опора на деятельность – еще одно свойство неформального образования. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность участника.
Одной из важнейшей формой развития профессионализма педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении.
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст.
Результаты мониторинга профессиональной деятельности
старшего воспитателя.
Инструкция: для получения данных необходимо проставить балльные оценки от 0 до 3 по каждому из показателей в ниже приведенную таблицу . 0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога; 1 балл – слабая выраженность показателя; 2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога; 3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
Таблица №1
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность старшего воспитателя ДОУ | |||
1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методик | 1.Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики. 3.Оперирование научной терминологией. 4.Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5.Понимание логики педагогической науки. | 3 3 3 3 3 | |
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и методик |
| 3 3 3 | |
3.Информированность об истории дошкольной педагогики и современных ее достижениях | 1.Ориентация в истории научных открытий. 2.Понимание необходимости ее использования в процессе дошкольного образования. 3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании. 4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста. | 2 3 2 3 | |
Методическая подготовленность старшего воспитателя ДОУ | |||
1. Знание содержания дошкольного образования | 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка-дошкольника. 2. Понимание целей и задач обучения и воспитания детей. 3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развивающего обучения. 4. Определение форм и методов развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. | 3 3 3 3 | |
2. Информированность о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста. | 1.Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию дошкольного образования. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов дошкольного образования. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях, в инновационных подходах к образованию детей дошкольного возраста. | 3 3 3 3 | |
3.Информированность о формах организации дошкольного образования | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей. 2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 3 3 2 | |
4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения. 2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательной деятельности детей, развитии их интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. | 3 3 | |
3.Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью дошкольников и месте педагога в этом процессе | 3 | ||
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности дошкольников | 3 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе обучения дошкольников | 3 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 3 | ||
Психологическая подготовленность | |||
1. Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития | 1.Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2.Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ. 3.Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики у дошкольников. | 3 3 3 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах. | 3 3 3 |
Обработка результатов: подсчитывается общий балл по каждому из выделенных показателей для оценивания и, используя предложенную ниже формулу, определяется коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.
К – профессиональная подготовленность;
К1 – теоретическая подготовленность;
К2 – методическая подготовленность;
К3 – психологическая подготовленность;
S – сумма баллов.
К1 = S: (12х3); К2 = S: (13х3); К3 = S: (14х3); К = (К1+К2 +К3): 3
На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности каждого педагога, который может быть определен как:
- оптимальный уровень – от 1 до 0,8 баллов,
- достаточный уровень – от 0,79 до 0,6 баллов,
- критический уровень - от 0, 59 до 0,3 баллов,
- недопустимый уровень – от 0,29 балла и ниже.
Выявлен оптимальный уровень.
Оценивание профессиональной компетентности
старшего воспитателя
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания | Б |
1 | В области информационно-аналитической деятельности: | 1.Знать и постоянно пополнять знания об изменениях в государственной политике, актуальных проблемах развития образования, механизмах и способах решения проблем. 2.Уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов её разрешения. 3.Уметь собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив. 4.Уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с политикой в области образования и развитием самой сферы образования. | 8 8 8 8 |
2 | В области исследовательской деятельности: | 1.Обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению приоритетов в их решении. 2.Обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации | 9 8 |
3 | В области проектировочной деятельности: | 1.Обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов развития образования. 2.Владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности | 9 9 |
4 | В области организационно-управленческой деятельности: | 1.Знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджера. 2.Уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования. 3.Уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития образования. 4.Владеть современными технологиями управления персоналом. 5.Владеть техниками мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития. 6.Обладать способностью осуществлять деловое общение - публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации. | 8 8 8 9 9 9 |
Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:
10-9 баллов – если показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;
8-7 баллов – если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;
6-5 баллов – показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;
4-3 балла – показатель отсутствует
За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.
Если педагог набирает:
90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;
89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;
69-50% уровень компетентности критический;
менее 50% - уровень недопустимый.
Выявлен оптимальный уровень профессиональной компетентности.
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.
Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.
Педагогическая техника сформирована слабо. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе некоторых педагогических действий.
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Педагогическая техника характеризуется сформированностью отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована недостаточно. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе педагогических действий. Опыт их осуществления накапливается быстро в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.
Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами. Высоко сформирована педагогическая техника.
Помимо представленного в тексте инструментария оценивания профессиональной компетентности старшего воспитателя могут быть использованы и другие инструменты (см. приложение 2)
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | Рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации | Пятый уровень | Обобщение позитивного опыта управления |
Профессиональная компетентность старшего воспитателя ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность | Четвертый уровень | Овладение инновационными методами управления современным ДОУ |
Профессиональная теоретическая подготовленность к управленческой деятельности старшего воспитателя | Пятый уровень | Изучение современных нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования (Профессиональный стандарт педагога) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | ГБУ «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» | Педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС ДО» | 2014 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
2 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Управление современными образовательными учреждениями в условиях введения ФГОС дошкольного образования | 2015 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
3 | ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» | Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения ФГОС ДО | 2015 г. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
4 | Университет Российской академии образования, УРИО | Оптимизация психоэмоциональных состояний педагогов-психологов. Основы стресс-менеджмента | 2017 | сертификат на 8 часов |
5 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Управление дошкольными образовательными организациями в условиях реализации ФГОС ДО | 2018 | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа |
План самообразовательной деятельности
старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
№ | Срок | Проблема/тема | Этап самообразования | Рекомендации |
1 | 2015г | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение содержания ФГОС ДО (стратегии, принципы, подходы, цели, задачи) | 1.Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО (разработка Плана мероприятий введения ФГОС ДО на текущий период) |
2 | 2015 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования | Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО: приказа на организацию ТГ по проектированию ООП, Положение о ТГ. План работы группы |
3 | 2015 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (кадровые) | 1.Проектирование программы обновления методической работы в условиях введения ФГОС ДО |
Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 2.Организация современных форм методической работы с педагогами (проблемно-проектные семинары, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы по проектированию вариативной части ООП) | |||
4 | 2015 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Проектирование ООП ДОУ (организация деятельности структурных подразделений) | Разработка локальных актов по организации деятельности м/о воспитателей, творческой группы педагогов (приказ, план) |
5 | 2015 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Подготовка презентации ООП ДОУ для размещения на сайте МДОУ д/с № 12 «Дубок» | Проект презентации в соответствии со структурой ООП |
6 | 2016 | Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО | Изучение и подготовка к реализации областной концепции ТЕМП | Разработка и реализация Плана мероприятий. Участие в городских мероприятиях по реализации концепции ТЕМП |
7 | 2016 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Осуществление программирования образовательной деятельности | Подготовка нормативно-правовой базы разработки Рабочих программ педагогов Разработка и утверждение Рабочих программ |
8 | 2016 | Современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Осуществление программирования образовательной деятельности | Подготовка нормативно-правовой базы разработки АОП; Разработка и утверждение АОП, презентация и размещение на официальном сайте ДОУ. |
9 | 2017 | Оценка качества дошкольного образования. Система мониторинга образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | Организация сотрудничества со всеми участниками образовательных отношений | Разработка Положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования |
10 | 2018 | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение профессионального стандарта педагога ДОУ | Изучение нормативно-правовой базы |
План - проект карьерного роста старшего воспитателя
Калининой Любови Николаевны
Первый год работы:
- Участие в работе ГМО старших воспитателей ДОУ, распространение опыта работы.
- Обобщение опыта работы по теме: «Повышение квалификации педагогов по вопросам информационно-коммуникативной компетентности».
- Прохождение аттестации на высшую квалификационную категорию.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
Второй год работы:
- Разработка ООП, АОП, Рабочих программ по всем образовательным областям.
- Публикация опыта работы на педагогическом портале nsportal.ru.
- Подготовка и публикация материалов в Методических сборниках ГМО.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
Третий год работы:
- Организация работы с педагогами по изучению профессионального стандарта педагога.
- Участие в работе ГМО старших воспитателей, подготовка материалов к публикации в сборниках по итогам работы ГМО.
- Организация работы Консультационного центра для родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
- Участие во Всероссийских конкурсах для детей и педагогов в течение года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя ДОУ
Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст....
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей....
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя групп детей дошкольного возраста Дуппор Елена Владимировна высшая категория
Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования....
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Пояснительная записка На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непр...
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя Рейнвальд Натальи Валерьевны (первая квалификационная категория)
программма по самообразованию...
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя состоит из разделов: пояснительная записка, план-график повышения квалификации, индивидуальный образовательный маршрут педагог...