Мастер-класс Основы проектной деятельности в ДОУ
материал (младшая группа)
Данный мастер-класс я разработала и использовала на городском конкурсе "Педагог года в дошкольном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_konkurs_osnovy_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
видеоролик «Планета детства»
Детство… у всех воспоминания о нём свои, отличающиеся от других. Для кого-то детство ассоциируется с
… Беспечные занятия
Умчались, миновали
Уютные объятия
Крест-накрест тёплой шали…
Морозные «куличики»
«Блины» из снежной корки,
И визг до неприличия
За переделы горки…
Кому-то запомнились
Прыжки по майским лужицам,
Велосипедик звонкий.
Мир каруселью кружится
И ноги все в зелёнке…
А кто-то вспоминает
Сачок из дымки марлевой,
Стекляшки для «секрета»,
Жара, рыбалка, зарево,
Ночное, запах лета…
А моё детство, как впрочем, и у многих сидящих в зале связано с ностальгическими воспоминаниями о деревне. Состояние покоя, размеренности, постоянного удивления – именно этих чувств нам не хватает потом во взрослой жизни. Детства уже не вернуть, но я попробую сегодня участников конкурса превратить, пусть ненадолго, всего на несколько минут, в маленьких детей – воспитанников детского сада «Звездочка»
Заранее благодарю всех, кто поможет мне в проведении мастер-класса. Надеюсь, что мой пока ещё не очень богатый опыт работы в детском саду всё же будет полезен и интересен.
Темой моего выступления является основы проектной деятельности в дошкольном учреждении. Почему я остановилась именно на этой проблеме? Может потому что для меня проектная деятельность проблемой-то как раз и не является.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям
Именно в проектной деятельности происходит интеграция различных областей знания и различных форм и методов работы и способствует формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Не вдаваясь в теорию проектной деятельности, остановлюсь только на сроках реализации проектов.
Один из осуществленных в моей практике проектов «Птичий двор» заключал в себе комплекс мероприятий рассчитанных на 2 месяца. Сегодня я хочу показать методику краткосрочного проекта, рассчитанного на 1 занятие.
И для этого мне необходимы помощники, которые собственно и осуществят этот проект.
Я разделила участников на 3 творческие группы по 3 человека, у каждой из которых будет своё задание.
(пригласить участников, разделить на группы)
Прежде чем дать задание, я объявлю тему и задачи, которые предстоит осуществить:
Театрализованное представление «Утро в деревне».
Итак, 1 группа ваше задание – создать декорации к представлению. Для этого вам предлагается из предложенного материала выбрать необходимые элементы интерьера и разместить их на заднике нашей импровизированной сцены. (приготовить различные нарезки иллюстраций: собачья будка, травка, клумба с цветами, домик и т.п. Магниты и магнитная доска)
2 группа. В театре – вас бы назвали костюмерами. Ваша задача разными способами «оживить», т.е. сделать яркими элементы театрального костюма. Если быть точнее, то нужно раскрасить ободочки персонажей нашего представления.
3 группа, собственно, сами исполнители, которые в данный момент окажутся на репетиции. Им необходимо посмотреть фрагменты мульфильмов и обратить внимание на походку, звуки и т.п., которые издают обитатели деревенского дворика (как вариант: рассмотреть книжки со звуком)
Группы приступили к выполнению заданий, а мне хочется сказать следущее:
Одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения — это подготовка детей к школе. Предпосылки, на базе которых формируется готовность к обучению в школе, невозможно сформировать за один год в подготовительной группе. Эту работу нужно проводить гораздо раньше. Но это не значит, что детей нужно как можно раньше учить читать или писать. Это значит, что нужно так организовывать воспитательно-образовательный процесс, чтобы каждый ребёнок смог своевременно овладеть всеми необходимыми умениями и навыками, то есть предпосылками, которые в дальнейшем обеспечат успешное обучение в школе.
Как просто и ненавязчиво рассказать ребёнку о самом главном — о красоте и многообразии этого мира? Как воспитать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать и придумывать? Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам деятельности, к которым и относится театрализация.
Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся развития личности ребёнка: дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку, сопереживают разыгрываемым событиям, сочувствуют персонажам. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса.
Именно театрализованная деятельность предоставляет всем детям равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей, а также развивает коммуникативные способности, так как применяется групповая форма работы.
Задания для 2 группы связаны с изобразительным искусством. Рисование, благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения, приближается к игре. Одним из эффективных средств, направленных на развитие творчества детей, воспитания уверенности в своих способностях, считаю использование нетрадиционных техник рисования. Они развивают умение использовать разнообразные материалы и техники в художественном творчестве, формируют навыки и умения собственной творческой деятельности. Назову те, которые использую на занятиях:
Сегодня предложила использовать некоторые:
Например, задание «Дорисуй половинки» развивает мышление, воображение, внимание, зрительную память, графические навыки ребёнка, формирует навыки симметричного изображения предмета.
Что касается задания для 3 группы, скорее актерской труппы, то общеизвестно, что самые талантливые актеры – это дети.
Театральная деятельность побуждает детей к импровизации, раскрепощает, развивает внимание, память, наблюдательность, обучает детей приемам самостоятельной и коллективной работы. Что, конечно же, позволит развивать положительные нравственные качества, делать их более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Наше время на подготовку истекло. Каждая группа продемонстрирует свой результат:
Мы видим, что декорации соответствуют заданной теме
Демонстрация готовности:
Костюмы тоже приобрели сценический вид. Осталось самое главное – соединить всё вместе, чтобы получилось театрализованное представление
На этом этапе, в зависимости от возраста детей направляющая роль воспитателя разная. Учитывая, что моим воспитанникам сегодня от 2 до 3 лет, то пока сказочницей буду я. С возрастом, дети могут сами на свое усмотрение оформлять декорации, выбирать героев и сочинять сказки или истории. Согласно выстроенным сегодня декорациям сказка будет такая:
Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать её не шутка!
Чтобы сказка от начала, словно реченька журчала,
Чтоб в серёдке весь народ от неё разинул рот.
Чтоб никто – ни стар, ни мал, под конец не задремал.
В сказках, как известно, может произойти всё что угодно:
Сказка нас научит знанья как добыть,
Как с задачей сладить, чудо совершить.
Всё это происходило ранним утром. По небу плавали лёгкие пушистые облака. Яркое, тёплое солнышко согревало всё вокруг своими лучами. Во дворе…
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются элементарные знания и представления о домашних птицах и животных;
- научаться узнавать и называть домашних птиц и животных, познакомятся с их внешним видом (строением),
- упражняясь в звукоподражании голосом домашних птиц и животных, познакомятся с особенностями «птичьего языка»
- у детей будут развиваться умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
Фонограмма «Планета детства»
Детский сад - это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребёнок — это созидатель, строитель будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."
Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....
Мастер - класс по организации проектной деятельности в подготовительной к школе группев рамках темы недели «Зима, Зима!»
мастер-класс...
Мастер-класс для родителей Проектная деятельность
Знакомство родителей с особенностями технологий проектной и научно-исследовательской деятельности...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...
Мастер класс для родителей "Проектная деятельность в семье и детском саду"
На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитат...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность»
laquo;Особенности технологий проектной и научно-исследовательской деятельности»....