Мастер-класс для родителей Проектная деятельность
материал

Татьяна Александровна Ветошкина

Знакомство родителей с особенностями технологий проектной и научно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_proektny_deyatelnosti.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность»

«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спингер

1. Вступительная часть

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого " - «Особенности технологий проектной и научно-исследовательской деятельности».

Каким должно быть образование, этот вопрос всех нас очень волнует? Новый ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых научаться понимать и осваивать новое, изобретать, выражать свою точку зрения, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Так говорится в документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Сегодня предлагаю вам, уважаемые коллеги, поработать над осмыслением темы мастер - класса. Для этого ответьте на следующие вопросы:

План проведения деловой игры.

Методическое занятие проводится в форме деловой игры. В ходе игры необходимо ответить на следующие вопросы: в чем сходство и различие метода проектов и исследования, провести классификацию форм представления исследования и проекта.

Работа ведется в трех творческих группах:

1 группа - в ходе работы ответит на следующие вопросы: в чем сущность метода проектов, представит классификацию проектов.

2 группа - в ходе работы обобщит сходства и различия проекта и исследования, представит формы организации исследовательской деятельности дошкольников.

3 группа - обсудит особенности осуществления проектной и исследовательской деятельности детей, их значение в модернизации Новой школы.

2 . Изучение теоретического материала.

К вопросу об учебно-исследовательской проектной деятельности дошкольников.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, проектная деятельность, учебно-исследовательская проектная деятельность школьников, подготовка учителя к данной деятельности

Основные направления включения дошкольников в научно-исследовательскую и проектную деятельность

  • Включение в научно-исследовательскую деятельность способных детей в соответствии с их интересами в той или иной области знаний
  • Обучение работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования
  • Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы
  • Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований дошкольников
  • Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов

Проектная и научно-исследовательская деятельность являются неотъемлемой частью образования, отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного образования. Воспитатель должен различать, особенности каждого из ключевых понятий данного стандарта образования.

Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Проектная деятельность воспитанников это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельностиэтапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния), деятельность воспитанников, связанная с решением детей творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

  • постановка проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий, собственные выводы.

Метод проектов - это рациональное сочетание теоретических знаний и технологий их практического применения для решения конкретных жизненных задач в совместной деятельности дошкольников.

  • Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов:
  • Исследовательский;
  • Поисковый;
  • Творческий.

Типология проектов

По характеру доминирующей в проекте деятельности воспитанников:

  • Исследовательский проект;
  • Поисковый проект;
  • Творческий проект;
  • Роле-игровой проект;
  • Информационный проект
  • Практико-ориентированный проекты

Преимущество метода проектов

  • При достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» дети могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
  • Участие в коллективной творческой деятельности;
  • Организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;
  • Деятельностный уровень освоения реальности;
  • Самообразование;
  • Целостная картина окружающего мира в динамике.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний, деятельность воспитанников, связанная с решением детей творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

  • постановка проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Требование к научно-исследовательской деятельности

  • Она не обязательно должна быть экспериментальной
  • Это может быть и работа только с литературными источниками
  • В результате исследовательской деятельности должно появиться

новое знание

Критерии темы исследования:

  • Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении
  • Соответствие интересам учащегося-исследователя
  • Реальная выполнимость
  • Возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой
  • Обеспеченность необходимым количеством различных источников

  • Это означает что их главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

В чем же их сходство?

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Главным смыслом исследования и проектирования в сфере образования
есть то, что они являются
 учебными. Исследовательская и проектная деятельность воспитанников, являются технологиями дополнительного образования, поскольку имеют два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и воспитанника - групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская и проектная деятельность не могут заменить традиционные формы и методы обучения, а лишь дополняют их.

ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

После завершения сбора материалов по теме можно переходить к написанию работы.

В работе необходимо выдерживать научный стиль, грамотное и правильное оформление; не должно быть сокращений слов за исключением общепринятых (Здесь конечно, требуется помощь педагога). Текст работы состоит из введения, нескольких разделов основной части, заключения и списка литературы, на которую делаются ссылки; в конце может быть помещено приложение (если в нем есть необходимость).

Исследовательская работа должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и выдержана в научном стиле, ну и конечно же детским языком, т.е. как ребенок видит, как чувствует, как описывает ту или иную ситуацию. На это важно обратить особое внимание, т.к. проект детей дошкольного возраста. Все должно быть доступно для понимания и осмысления воспитанников детского сада.

О структуре построения работы.

Написание разделов Введение и Заключение

Написание разделов Введение и Заключение представляет собой особую деятельность. С раздела Введение нужно начинать писать всю работу, но к нему желательно возвращаться в течение написания всей работы и, особенно, по ее завершении. В окончательном варианте Введение пишется только после завершения всей работы.

Введение и Заключение - два раздела, которые в сжатом виде должны отражать содержание всей работы. Они характеризуют умение автора обобщать и выделять существенное в своей работе. Поэтому членами комиссии Введение читается в первую очередь.

Как написать Введение к проектной (исследовательской) работе для дошкольников

Введение - первый раздел текста, раскрывающий актуальность темы, цель и задачи теоретической и эмпирической работы, проведенной воспитанниками, основной методологический аппарат исследования, краткое описание структуры основных разделов работы. Содержание данного раздела зависит от того, является ли работа реферативной или содержит описание эмпирического исследования. Объем раздела Введение - обычно не более 3 страниц. Основными методологическими аспектами эмпирического психологического исследования, которые отражаются во Введении, являются:

  1. Актуальность темы исследования.
  2. Проблема, на решение которой оно направлено.
  3. Объект и предмет исследования.
  4. Цель исследования.
  5. Задачи исследования.
  6. Научная гипотеза (предположение).
  7. План, организация и методы исследования.
  8. Методики, использованные в исследовании.
  9. Научная новизна исследования.
  10. Практическая значимость исследования.

Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования, методы исследования и т.п. выделять подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом, но не заключать в кавычки.

Заключение по работе

Заключение - завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы.

По тому, как написано Заключение, судят о Вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования. Содержание данного раздела должно вытекать из теоретического анализа литературы, данных эмпирического исследования и представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов, сформулированных в конце как теоретической, так эмпирической (практической) главы.

Важно, чтобы выводы соответствовали задачам, поставленным в исследовании и сформулированным в разделе Введение.

Представление системы занятий.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Эти проекты могут быть предложены детям имеющим логическое мышление и высокую познавательную активность.

Структура исследовательских проектов:

  • аргументация актуальности принятой для исследования темы,
  • определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
  • обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
  • определение методов исследования, источников информации,
  • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения,
  • обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейших ход исследования.

Темы проектов:

1) «Еда в нашей жизни» по направлениям:

  • еда в произведениях писателей и поэтов, народном фольклоре;
  • еда в искусстве, архитектуре, художественном народном творчестве; 

2) «Воздух, которым мы дышим», предложить задания, совместно с родителями: соберите «досье» на факторы загрязнения воздуха в вашем селе (городе). Выясните, какими веществами они загрязняют воздух. Какое действие эти вещества оказывают на организм человека? Какие меры применяются (или не применяются) для очистки воздуха?

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Темы проектов:

1) «Зарядка в домашних условия»

Задание: Рассмотреть способы зарядки и её воздействия на организм человека.

2) «Фоторепортаж об экологических проблемах моего города»

3) Коллаж на тему «Экология моего города» (с использованием фотоматериалов из журналов и газет и своих собственных, совместно с родителями).

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура проекта может быть обозначены следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.д.),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и пр.),
  • презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференциях и пр.).

Темы проектов:

1) « Наш богатый край »

Задание: Соберите информацию о добыче нефти, газа, каменного угля у нас в стране, в нашем округе и за рубежом.

2) «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека».

Задание: Рассмотреть классификацию, состав, строение витаминов, их физиологическое воздействие на организм человека, Определить качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитать суточную потребность человека в витаминах. Исследовать образцы продуктов на содержание никотиновой кислоты.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников..

Темы проектов: «Инструкция по нетрадиционным техникам рисования».

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться к его концу.

Темы проектов:

1) «Театрализация русской сказки» (ролевая игра: предполагает проведение театральной постановки на сцене дошкольного театра и в дошкольной газете «Совенок»).

2) «Экскурсоводы» (ролевая игра: вы – экскурсовед в краеведческом музее; в музей на производственную экскурсию пришли воспитанники дошкольного учреждения, организуйте проведение экскурсии).

4. Рефлексия. Ответы по вопросам деловой игры.

 Рук. творческой группы Гладышева Ирина Валериевна.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. - М.: Российская академия образования, 2011. - 38 с.
  2. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. - С.111
  3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [электронный ресурс] // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / URL: [дата обращения 15.05.2011]
  4. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Школьные технологии. - 2005. №2. С. 66.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.- 192 с. - С.17.
  6. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. - 2006. - №5. - с. 86-90.
  7. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. - 2005. - №1. - с.133-143.
  8. Степанова В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб: КАРО. - 2006. -с.12.
  9. Краля Н.А. Метод проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - с. 44.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"

мастер-класс для педагогов детского сада "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"...

МАСТЕР-КЛАСС С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (БУМАГОПЛАСТИКА) «СНЕГОВИК»

Ознакомление родителей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности - бумагопластикой....

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»

Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через  использование нетрадиционной техники рисования....

Мастер класс для родителей "Проектная деятельность в семье и детском саду"

На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитат...

Мастер-класс для педагогов «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДОЗадачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. ...

Мастер-класс на тему: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"

    Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельно...

Мастер-класс с педагогами "Организация проектной деятельности с родителями и детьми в соответствии с ФГОСДО"

Данный материал описывает технологию проведения мастер-класса с педагогами по организации проектной деятельности в ДОУ...