Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. «Театр пластики рук и разноцветных перчаток». Опыт работы
методическая разработка (подготовительная группа)
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности.
В период Римской империи словом «толерантность» обозначалась веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому-либо.
Во времена Возрождения толерантность понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого.
Великие географические открытия привели к тому, что в общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием миролюбия. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».
В средневековой латыни «терпимость» - элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла.
В русском языке терпение связано с понятием «оцепенения», то есть в русской культуре испытание полагалось не преодолевать, а стоически переносить.
В связи с процессами, происходящими в современной России и мире, толерантность приобрела еще большее значение, чем когда-либо.
Существует три вида толерантности:
1. Личностная;
2. Социальная;
3. Этническая.
Личностная толерантность – уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Здесь важна позиция личности (ее установки, ценности и смыслы).
Социальная толерантность – взаимодействие личности с различными социальными группами общества.
Этническая толерантность – отношение к «другим» на основе их этнической принадлежности.
Буквенный анализ понятия «Толерантность» означает:
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание.
Т- терпимость
Главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Это сложно, но возможно!
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Но также на процесс формирования толерантности, толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт, и поэтому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным.
Мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Театрализованная деятельность рассматривается как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление их окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, справедливость, смелость и др.).
Кроме сказки, элементы театрализованной деятельности можно использовать в ситуациях, общении, на различных видах занятий, при чтении и заучивании стихов. Это может быть пантомима, этюды на различные эмоциональные состояния - на развитие мимики, жестов, движений, а также разыгрывание небольших сюжетов.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. При этом театрализованная деятельность, которая способствует социально-эмоциональному развитию ребенка, поможет развить у него толерантное отношение, толерантное поведение с окружающими.
Необходимо:
-уделять внимание театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка;
-знакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают ловкость и точность рук, мозг ребенка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Их можно превратить в целое представление, если придумать сюжет: завязку, развитие, кульминацию и развязку.
• От простых пальчиковых игр переходим к рассказыванию руками любого текста.
• Далее составляем из пальцев фигурки животных, птиц, насекомых, цветов и т. д.
• И наконец, предлагаем попробовать отобразить настроение своего героя, переходя к этюдной форме работы.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»
Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...
Опыт работы по театральной деятельности "Тылсымлы театр дөньясы"("Волшебный мир театра")
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации ...
опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...
Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР
В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей через театр перчаток».
Опыт работы: «Развитие творческих способностей через театр перчаток»....
Опыт работы «Театр как основа риторики в работе с дошкольниками».
Эффективное общение это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение. Актуальность риторики очевидна приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имее...
Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»
Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...