Опыт работы «Театр как основа риторики в работе с дошкольниками».
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Эффективное общение это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение. Актуальность риторики очевидна приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное и развивающее значение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Театр как основа риторики в работе с дошкольниками».
Слайд 2
Риторика (от греческого слова «ритор» оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи устной, прежде всего. Основной задачей риторики является обучение умелой, искусной, а точнее эффективной речи. Эффективное общение это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение. Актуальность риторики очевидна приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное и развивающее значение.
Ни для кого не секрет, что в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вследствие чего увеличивается количество детей с несформированной речью. Это отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Каждый педагог стремится, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих устную речь ребенка.
В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, эмоциональный отклик.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная деятельность - это одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, где формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Кроме того, одной из требований ФГОС ДО, является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Учитывая проблему речевого развития, я поставила перед собой цель:
Слайд 3
Цель: формирование устной речи детей, культуры общения с окружающими.
И следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
3. Закреплять представление детей о различных видах театров.
4. Обогащать и активизировать словарь детей.
5.Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6.Развивать диалогическую и монологическую речь.
7.Развивать память, мышление, воображение, внимание.
8.Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
9.Воспитывать желание играть театральными куклами.
Слайд 4
Поставленные задачи решаю по трем направлениям:
• Развивающая предметно-пространственная среда.
• Работа с детьми.
• Взаимодействие с родителями.
Слайд 5
Ведущая педагогическая идея опыта работы:
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
На слайде отражены формы и методы работы:
Формы и методы работы
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Коррекционно – развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Считаю, что воспитатель должен быть выдумщиком и организатором новой интересной для детей деятельности, готовый вместе с ними смеяться, огорчаться, волноваться, то есть жить с ребёнком одной жизнью.
Для более эффективного достижения поставленных задач организовала дополнительную театрализованную деятельность в группе. Разработала рабочую программу по театрализованной деятельности.
Программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.).
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная непосредственно-образовательная деятельность. Она всегда радует детей, пользуется у них неизменной любовью.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
Слайд 6,7
В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (инсценировки и драматизация).
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказы детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
Слайд 8,9
Знакомясь с художественной литературой, детей учила применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовала средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживала интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Слайд 10,11,12
В самостоятельной деятельности дети сами выбирали виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствовала развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствованию речевых навыков, повышению эмоциональной активности.
В самостоятельной деятельности учила детей продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает.
Театрализованная игровая деятельность способствовала воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания дети усваивают смысл, экспериментируют со словом, мимикой, жестом.
Слайд 13:
Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью которая является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей.
Театр, как бы управляет настроением ребенка, появляется стремление к самостоятельным действиям, работа над спектаклями формирует навыки коллективной деятельности детей. Всю театральную деятельность детей стремились направить на сотрудничество с родителями, воспитать из них не только зрителей, но и союзников педагогической деятельности группы и детского сада. Ведь сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка в преодолении его негативных поступков в поведении.
Родители принимали активное участие в создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в детском саду.
Познакомила родителей с разными видами театров, рассказываю из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома.
В группе оформлен театрализованный центр. В доступной близости для детей расположены атрибуты, костюмы, декорации, игровые материалы для использования их детьми, как в образовательной и совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это игровое пространство пользуется большой популярностью у детей.
Родители с энтузиазмом готовились к представлениям, очень эмоционально играли свои роли, чем создали для детей атмосферу радости и подают пример актёрского мастерства своим детям.
Слайд 14,15
Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль. Большое значение имеет использование разнообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.
Слайд 16,17
Дети развиваются и обогащают свой словарный запас не только во время театральной деятельности. Много дети познают в свободной деятельности используя разные театры, атрибуты, костюмы. Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел. Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение.
Слайд18,19
Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.
Проделав большую работу с детьми и родителями мы показали экологическую сказку «Лесное путешествие» в городском конкурсе «Театральные подмостки», где были награждены грамотой за 3 место и детям всего детского сада.
Слайд 20,21,22.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки, театрализованные игры для воспитания детей.
Благодаря театрализованным играм, у детей развилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Слайд 23
Видя радостные и восхищённые лица моих воспитанников, я верю, что выбрала правильное направление, и в дальнейшей деятельности продолжу тесное сотрудничество с родителями по вопросам речевого и творческого развития детей.
Слайд 24
Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить, что в наших руках находится самое ценное – ребёнок, поэтому надо стараться, чтобы он вырос творческой личностью, способной выражать своё мнение и активно познавать мир. Совместная театральная деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченный спектр их общения друг с другом и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Мы должны помочь детям раскрыть свои таланты!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Опыт работы «Работа с многозначными глаголами в процессе речевого развития дошкольников»
АктуальностьОдной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря...
Опыт работы «Работа с многозначными прилагательными в процессе речевого развития дошкольников»
Актуальность Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словар...
Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"
обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....
Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...
Консультация для родителей на тему: «Элементарные основы риторики для дошкольников».
laquo;Элементарные основы риторики для дошкольников». Еще древний мудрец Аристотель сказал: «...
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...