Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка.
статья

Как в игре, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребенок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но, прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

            Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  • Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
  • У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
  • Сюжет не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенком рисованием.
  • Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.
  • Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню созидания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то, что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок – это зеркало чувств,

зрелости и развития личности ребенка.

К. Шейлби

О чем думает ребенок, когда рисует? О чем думает мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?

        Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно – мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он передает предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьей и окружающим миром.

        Ребенок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляют никакого интереса, и не обращает внимания на вещи, значимые для взрослого. Со временем ребенок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий его мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему все большее правдоподобие, точность и реальность. Поэтому взрослым (родителям и педагогам) полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребенка, его  отношения с семьей и внешним миром.

        Как в игре, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребенок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но, прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

        Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  • Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
  • У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
  • Сюжет не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенком рисованием.
  • Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.
  • Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню созидания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то, что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд.

        В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов.

        В процессе изобразительной деятельности воспитываются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

        Занятия изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или узнают прочитанных книг.

        В процессе рисования создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. На занятиях изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата.

        Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Известные педагоги обращали внимание на то, что детское творчество - это самобытная своеобразная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.

Отмечаемая психологами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств, особенно ярко проявляется  в творческой  деятельности, процесс  творчества  сопровождают  разные по  силе  чувства. От  эмоции  легкого волнения до глубоких, сильных переживаний  и даже аффектов. Состояния, при которых обостряются чувства, проясняются мысли, когда пишется легко, как бы само собой. Именно в эти минуты особого накала чувств человек делает неожиданно моментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу.

        При всем разнообразии внешнего выражения связь воображения с эмоциями и чувствами несомненна. Эмоции и чувства порождаются не только содержанием образа, но и удовлетворением или неудовлетворением рисующего формой его воплощения. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, к самому процессу творчества, радости от конкретной возможности реализовать себя, свои устремления.

        В любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, цвет имеет меньшее значение как выразительное средство. Дети могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности. Эти дети более успешно планируют  свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А если доминирует «эмоциональное» воображение, ребенок может удовлетвориться и более схематичным изображением, цветом выражают свое отношение к рисунку, любят его варьировать и в меньшей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (корова может быть красной). Эти дети действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью. Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников.

Эмоции, их виды.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов. Эмоции – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость.

Эмоции (страх, тоска, ужас) возникают вследствие того, что предельное напряжение не принесло положительного результата: цель оказалась не достигнутой. На смену предельному напряжению приходит полный упадок физических и психических возможностей, что может привести к невротическим расстройствам, в которых положительный адаптивный эффект оказывается полностью снятым.

Отрицательные последствия могут иметь и сильные положительные эмоции.

Аффекты – это сильные и относительно эмоциональные кратковременные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными.  Они, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности и способны оставить сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффективных ситуаций, может стимулироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и эмоциональной бурной разрядке, которые, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Стресс – один из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного длительного психического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. При сильном стрессе изменяется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения, наблюдается растерянность, трудность в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Однако при слабом стрессе указанных нарушений не наблюдается; но возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Эмоции человека различаются степенью осознанности. Сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризируют человека социально - психологически.

Чувства – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Чувства носят предметный характер. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

 Эмоции неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в учение, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных  эмоций.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

Роль взрослого в развитии эмоциональных реакций и их осознании ребенком.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его  переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка  существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества  эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативной экспрессии в адрес ребенка. Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие  побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А. Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными (в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций  и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще  большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также, и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.

Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности – это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства.

В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Общепринятыми критериями творчества являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как  соответствие её потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Эмпатия.

По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии.

Эмпатия (от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование  в переживания другого человека.

Различают:

  • эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
  • когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);
  • предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

  • сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
  • сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний  по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое  развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.  (Рефлексия  (от лат.reflexio – обращение назад) – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).

Эмпатическая способность  индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения  детей возможно на базе развития творческого воображения.

Воображение.

Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности  различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ  выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении (направлено на создание образов, соответствующих описанию).

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и туже тему, а также по устойчивости ролей.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается  в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Детский сказочник  Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать»  в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от  тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют  способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся  все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными  эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

        «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости  расширять опыт ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Для развития воображения важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества…включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество в течение тысячелетий…».

        Эмоциональная связь действительности и воображения проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться  в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Впечатления, которые реально не имеют никакой связи, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, привнесенного нашим настроением. «Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией», когда образы воображения порождают чувства.

        Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

-воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

        -оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

        -ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

-воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Обогащение жизненного опыта ребенка через  ознакомление с произведениями искусства – как средство развития творческого воображения и эмпатии.

Влияние цвета

        Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

        На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.

        Научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражением, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человек-цвет».

        В ХХ в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный характер. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает.

        Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.

        Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

        Деятельность органа зрения может возбуждать различные органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.

                Почти любое прилагательное нашей речи  соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.

        Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет.

                Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

        К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его  в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

        Многочисленные исследования, а также высказывания  художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

  1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
  1. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные воздействие на неустойчивые и относительно слабые реакции.
  2. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические.
  3. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств.
  4. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. (Объясняется двойственностью их природы).
  5. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций).

        Таким образом, цвет можно использовать для развития воображения, воображения творческого.

Восприятие картин детьми дошкольного возраста

        Обобщению жизненного, эмоционального опыта ребенка способствует ознакомление его с произведениями искусства.

        Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. Вероятность этой встречи не в последнюю очередь определяет педагог, работающий с ребенком. Здесь важно сказать об актуализации содержания произведения искусства для дошкольника. Ведь без этого оно не будет воспринято им личностно.

        Педагог должен досконально знать то художественное произведение, с которым знакомит детей, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику.

        С другой стороны педагог должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его жизненным сегодняшним опытом.

        Существует мнение, что восприятие картины для детей представляет особую трудность.

        Характер описания ребенком картин меняется, переходя от простого перечисления предметов к истолковыванию всей картины. Однако в каждом отдельном случае характер рассказа ребенка по содержанию картины определяется не его возрастом, а содержанием, построением, характером самой картины, например, степенью знакомости ребенку ее содержания. Четкость исполнения замысла, динамичностью или статичностью изображенных на картине людей. Огромную роль играет уровень подготовленности ребенка к такой сложной работе, т.е. его умение рассматривать картину. А также характер и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребенку. Таким образом, один и тот же ребенок может сразу находиться на разных стадиях восприятия картины.

        Восприятие художественного произведения – не только познавательный акт. Необходимым условием такого восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный психолог А.В. Запорожец отмечал: «Эстетическое восприятие… не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие  в действиях героев, пережил их радости и печали».

        В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств.

        В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

        Воспитательная сила искусства дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете  определенного мировоззрения и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения  и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые. Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с точки зрения определенного идеала.

        Оценочные суждения детей шестилетнего возраста ещё примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его.  К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется – появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

        Дети старшего дошкольного возраста дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение. Этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.

        

Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные виды рисования в развитии творческого воображения.

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Ощущения и чувства – тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.

Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве – это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

 Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе воздействие его атмосферы. Но есть и иное пространство – наше личное, психологическое. В нем живут наши мысли и чувства, наше представление о жизни и туда мы приглашаем всех.  Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы порой сами плутаем в нем. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.

В пространстве искусства, как в зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох.

Путешествуя туда, мы вместе с детьми  имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее.  И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.

Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.

«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника – цвет, линия, форма, фактура… Язык композитора – звук, гармония, ритм… Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.

Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий…), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький…), светлоту, громкость.

Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.

Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.

Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции  (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве  художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются, вызывая у нас при его восприятии сложные и разнообразные ассоциации.

Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда  спроецировать чувственный опыт  на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.

Основываясь на чувственной природе познания ребенка, мы, наряду со звуком и цветом, в структуре восприятия произведения искусства выделяем фонизм и цветовой колорит как проявление определенным образом организованного  сочетания некоего множества звуков и цветов.

В фонизме и цветовом колорите наиболее ярко проявляет себя энергетика пространства: его ритм, движение, глубина, насыщенность, фактура. С другой стороны, здесь уже в своей чувственной целостности нами воспринимается стиль.

Таким образом, фонизм в музыке и цветовой колорит в живописи являются центром, стягивающим два пути познания смысла художественного произведения: один направляет нас в культуру, другой отсылает к природе, к нашей родовой памяти, к «осадку исторического прошлого, как называл её Юнг, к первоначальным образам мира – архетипам, составляющим основу общечеловеческой символики и служащим основой, как художественного  творчества, так и эстетического восприятия произведения искусства. Заглядывая сюда с детьми, пробуем найти материальный и эмоциональный прообраз, лежащий в основе музыкального или живописного образа.

У маленького ребенка каналы восприятия открыты. Мы лишь помогаем ему найти и «вынуть» из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что она хранит, а потом удивиться и запомнить это.

Пятилетние дети, путешествуя по импрессиям и импровизациям, воображают себе, что это бунтующее море, ветер, спокойные горы или огненный лес.

Шестилетние дети видят в них не только выразительные образы природы. Они могут рассказать о том, какие чувства испытывают или какое настроение передают картины».

Логика постижения смысла художественного произведения: основное заключается в том, что предлагаем мы ребенку осмыслить в начале пути: узнать и назвать интервал, тональность, обобщенную эмоцию (оторванную от его жизненного опыта), жанр или характер знакомой ему эмоции в мелодической линии и цвете, движение света в звуковой, живописной или графической фактуре, порядок или хаос, переданный ритмом; распознать себя, свое знание им предельно абстрагированное, оторванное от природы вещей и живых эмоций.

Надо ли обучать детей технике рисования? Нет. Считали А. Бакушинский и его соратники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Противоположной точки зрения придерживались К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время этой проблеме уделяет внимание Комарова Т., которая не только подчеркивает необходимость формирования  у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Понять понимание, почувствовать чувство…

Использование игр и упражнений для развития синестезии, творческого воображения, ассоциативности, эмпатии.

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности, - воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.

Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а) знакомые детям животные и птицы;

б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в) растения и явления природы;

г) взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты.

В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала».

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие  взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.

В определенной последовательности могут быть использованы такие формы: кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой: а) подготовка детей к восприятию как серьезному и радостному событию; б) постепенность,  последовательность  перехода от одного  этапа  к  другому;      в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций – могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами;       г) сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми – любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений;  д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;

- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении с взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.

Музыкальное искусство помогает ребенку ярче видеть действительность, открывая двери в мир прекрасного....

Практикум для родителей Тема: «Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка»

Активизировать стремление родителей участвовать в  совместной познавательной деятельности детей, как одной из сторон развития личности ребенка....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...