Годовой проект "Формирование основ духовно-нравственной личности дошкольника"
проект (подготовительная группа)

Комольцева Анна Александровна

Годовой проект "Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка"

Нравственное воспитание является приоритетным направлением работы в настоящее время.И именно от того, каким придёт в наш мир подрастающее поколение будет зависеть процветание общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ духовно-нравственной

личности дошкольника.

Актуальность:

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Современный мир, это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. И именно от того, в какой мере социально, - духовно-нравственным придет в наш мир подрастающее поколение и будет отчасти зависеть процветание общества в целом. Современное образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, устремленная к социально позитивным действиям, гуманистическим ценностям, занимающая активную жизненную позицию, конкурентоспособная, интеллектуальная, способная к непрерывному творческому развитию.

Задачи:

-воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;

- формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;

-ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.

-приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

-уважение к представителям других национальностей;

-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

- воспитание уважительного отношения к труду.

 Ожидаемые результаты реализации работы:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- определить эффективность использования художественной литературы для развития нравственных качеств  в  процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью художественной литературы.

- обеспечить системный подход в воспитании детей в регламентированной и самостоятельной деятельности  и в системе дошкольного образования; - осуществить взаимодействие науки и практики, повышая качество учебно-воспитательного процесса;

 - обеспечить преемственность всех участников образовательного процесса направить их работу на формирование нравственных основ межличностных отношений, соблюдение норм этикета в повседневной жизни;

- повысить роль семьи как гаранта морально-нравственной безопасности и развития детей.

Реализация:

Для достижения цели целостного духовно-нравственного и социального развития личности ребенка важно выстроить воспитательную систему работы ДОУ, обеспечивающую единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач по  направлениям: патриотическое, нравственное и духовное воспитание. При этом важно учитывать:

 - содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

В работе могут прослеживаться несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

 Широкий спектр предлагаемых педагогами  детям видов деятельности помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности. Именно играя, дети могут лучше усвоить полученные знания, систематизируют и закрепляют их.

Используемые в работе русские народные игры, которые имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации, способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Хорошей традицией   могут стать проводимые в группах: «День прощения», «День добрых дел», «День хорошего настроения», «День вежливых слов», «День дружбы», которые помогают учит детей сочувствию, правила общения друг с другом, позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей, учат дошкольников совершать добрые поступки.

Использование в работе произведений устного народного творчества (сказок, песенок, пословиц, поговорок и т.д.), в которых раскрываются национальная самобытность народа, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, помогут педагогам в формировании у детей нравственных представлений, приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Формы и методы реализации:

Формы реализации

Методы реализации

занятия

организованные игры и мероприятия

самостоятельная деятельность детей вне занятий

индивидуальная работа

 работа с родителями

чтение художественной литературы

показ

объяснение

наглядный пример

беседа

 наглядная информация и  пособия

Примерный план литературы  на год:

Месяц

Литература

Задачи

Сентябрь

1.«Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности.

2. «Что я видел» Б.Житков

Воспитание патриотических чувств. Формирование  представлений о Москве, развитие интереса к изучению  главного города нашей страны.

3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб.  И. Карнауховой.)

Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости.

Октябрь

4.« Карасик» Н.Носов

Воспитание правдивости и справедливости.  Формирование представлений о честном,   справедливом отношении к окружающим; обвинять другого в том, в чем он не виноват, -несправедливо

5. «Ссоры с бабушкой» Л Воронкова

Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро

6. «Россия» Г. Цыферов

Воспитание положительного отношения к народам нашей страны

Ноябрь

7.«Карасик» Н.Носов.

 «Почему» В Осеева

Воспитание честности и справедливости. Формирование  сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов)

8. «Кукушка» (ненецкая сказка)

Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается

Декабрь

9. «Айога» (нанайская сказка в обраб. Д. Нагишкина)

Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости

10. «Почему армия родная» А. Митяев

Воспитание уважения и благодарности воинам Российской Армии

Январь

11. «На заставе» А. Барто

Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников

12. «Айболит» К.Чуковский

Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду

13. «Серебряное копытце» П. Бажов.

Воспитание доброты. Формирование представлений о доброте и отзывчивости

Февраль

14. «Финист –Ясный сокол» обраб. А. Платонова

Формирование представлений о честности, справедливости, добре и зле.

15. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости и скромности.

Март

16. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним

17. «На льдине» Б. Житков

Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости

Апрель

18. «Посидим в тишине» Е. Благинина

Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, что нужно заботиться о матери

19. «Квакша» К. Паустовский

Воспитание гуманного отношения к животным

Май

20. «Самый красивый наряд на свете» (японск. сказка в обраб. В. Марковой)

Формирование представлений о скромности

21. «Серая Звездочка» Б.Заходер

Воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле

Чтение произведений художественной литературы для воспитания гуманных чувств, уважения к старшим, труду взрослых, формирования представлений о добре и зле в нерегламентированной деятельности детей

Работа с родителями:

Индивидуальная работа:

-беседы

-памятки

«Телевидение в жизни вашего ребенка»

«Учите детей быть вежливыми»

«О культуре поведения»

«Пример окружающих в воспитании детей»

«Учите детей любить природу»

«О честности и правдивости»

«Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

«Формирование волевых качеств»

«Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности»

«Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

Коллективная работа:

-собрания общие

-групповые консультации

-конференции

 -мастер–классы

Уголок для родителей:

папки-передвижки

информационные блоки

Тематические выставки:

-рисунки

-декоративно-прикладное исскуство

Итоговое мероприятие:

Викторина для детей совместно с родителями «В гостях у Сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых

Особенности духовно-нравственного воспитания  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...