Годовой проект "Формирование основ духовно-нравственной личности дошкольника"
проект (подготовительная группа)
Годовой проект "Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ духовно-нравственной
личности дошкольника.
Актуальность:
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Современный мир, это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. И именно от того, в какой мере социально, - духовно-нравственным придет в наш мир подрастающее поколение и будет отчасти зависеть процветание общества в целом. Современное образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, устремленная к социально позитивным действиям, гуманистическим ценностям, занимающая активную жизненную позицию, конкурентоспособная, интеллектуальная, способная к непрерывному творческому развитию.
Задачи:
-воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
- формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
-ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
-приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
-уважение к представителям других национальностей;
-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду.
Ожидаемые результаты реализации работы:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- определить эффективность использования художественной литературы для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью художественной литературы.
- обеспечить системный подход в воспитании детей в регламентированной и самостоятельной деятельности и в системе дошкольного образования; - осуществить взаимодействие науки и практики, повышая качество учебно-воспитательного процесса;
- обеспечить преемственность всех участников образовательного процесса направить их работу на формирование нравственных основ межличностных отношений, соблюдение норм этикета в повседневной жизни;
- повысить роль семьи как гаранта морально-нравственной безопасности и развития детей.
Реализация:
Для достижения цели целостного духовно-нравственного и социального развития личности ребенка важно выстроить воспитательную систему работы ДОУ, обеспечивающую единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач по направлениям: патриотическое, нравственное и духовное воспитание. При этом важно учитывать:
- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
В работе могут прослеживаться несколько направлений:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Широкий спектр предлагаемых педагогами детям видов деятельности помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.
Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности. Именно играя, дети могут лучше усвоить полученные знания, систематизируют и закрепляют их.
Используемые в работе русские народные игры, которые имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации, способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.
Хорошей традицией могут стать проводимые в группах: «День прощения», «День добрых дел», «День хорошего настроения», «День вежливых слов», «День дружбы», которые помогают учит детей сочувствию, правила общения друг с другом, позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей, учат дошкольников совершать добрые поступки.
Использование в работе произведений устного народного творчества (сказок, песенок, пословиц, поговорок и т.д.), в которых раскрываются национальная самобытность народа, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, помогут педагогам в формировании у детей нравственных представлений, приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Формы и методы реализации:
Формы реализации | Методы реализации |
занятия организованные игры и мероприятия самостоятельная деятельность детей вне занятий индивидуальная работа работа с родителями | чтение художественной литературы показ объяснение наглядный пример беседа наглядная информация и пособия |
Примерный план литературы на год:
Месяц | Литература | Задачи | |
Сентябрь | 1.«Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы) | Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности. | |
2. «Что я видел» Б.Житков | Воспитание патриотических чувств. Формирование представлений о Москве, развитие интереса к изучению главного города нашей страны. | ||
3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.) | Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости. | ||
Октябрь | 4.« Карасик» Н.Носов | Воспитание правдивости и справедливости. Формирование представлений о честном, справедливом отношении к окружающим; обвинять другого в том, в чем он не виноват, -несправедливо | |
5. «Ссоры с бабушкой» Л Воронкова | Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро | ||
6. «Россия» Г. Цыферов | Воспитание положительного отношения к народам нашей страны | ||
Ноябрь | 7.«Карасик» Н.Носов. «Почему» В Осеева | Воспитание честности и справедливости. Формирование сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов) | |
8. «Кукушка» (ненецкая сказка) | Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается | ||
Декабрь | 9. «Айога» (нанайская сказка в обраб. Д. Нагишкина) | Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости | |
10. «Почему армия родная» А. Митяев | Воспитание уважения и благодарности воинам Российской Армии | ||
Январь | 11. «На заставе» А. Барто | Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников | |
12. «Айболит» К.Чуковский | Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду | ||
13. «Серебряное копытце» П. Бажов. | Воспитание доброты. Формирование представлений о доброте и отзывчивости | ||
Февраль | 14. «Финист –Ясный сокол» обраб. А. Платонова | Формирование представлений о честности, справедливости, добре и зле. | |
15. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак | Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости и скромности. | ||
Март | 16. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова) | Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним | |
17. «На льдине» Б. Житков | Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости | ||
Апрель | 18. «Посидим в тишине» Е. Благинина | Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, что нужно заботиться о матери | |
19. «Квакша» К. Паустовский | Воспитание гуманного отношения к животным | ||
Май | 20. «Самый красивый наряд на свете» (японск. сказка в обраб. В. Марковой) | Формирование представлений о скромности | |
21. «Серая Звездочка» Б.Заходер | Воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле | ||
Чтение произведений художественной литературы для воспитания гуманных чувств, уважения к старшим, труду взрослых, формирования представлений о добре и зле в нерегламентированной деятельности детей Работа с родителями: | |||
Индивидуальная работа: -беседы -памятки | «Телевидение в жизни вашего ребенка» «Учите детей быть вежливыми» «О культуре поведения» «Пример окружающих в воспитании детей» «Учите детей любить природу» «О честности и правдивости» «Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду» «Формирование волевых качеств» «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности» «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка» | ||
Коллективная работа: -собрания общие -групповые консультации -конференции -мастер–классы | |||
Уголок для родителей: папки-передвижки информационные блоки | |||
Тематические выставки: -рисунки -декоративно-прикладное исскуство |
Итоговое мероприятие:
Викторина для детей совместно с родителями «В гостях у Сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Сказка,как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника.
В помощь воспитателям ДОУ....
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...