"Экскурсия в институт изучения звуков"
статья (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательс-кой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Экскурсия в институт изучения звуков" | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
"Экскурсия в институт изучения звуков"
Разработала:
Молодцова Надежда Николаевна
воспитатель ГБДОУ д/с №25 Приморского района
г. Санкт-Петербург
2020 год
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательс-кой деятельности.
Задачи:
- формировать первичное представление детей о понятии «звук»;
- подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн;
- совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов;
- воспитывать любознательность;
- развивать речевую активность детей;
- активизирование словарного запаса: звук, звуковая волна, вибрация;
- совершенствовать умение использовать глаголы в точном соответствии с их значением;
- развивать моторику рук;
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах дея- тельности;
- воспитывать организованность, инициативность;
- развивать эстетические чувства;
- формировать представление о значении слуха человека для восприятия
музыки;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотно-шения со сверстниками и взрослыми;
- формировать эмоциональный настрой, поощрять инициативу.
Оборудование:
- кукла; - ноутбук; - магнитофон; - флеш карта; - телевизор; - головные уборы; - ширма; - блокноты; - бумага; - колокольчик; - трещётка; - барабан; - ложки; - карандаши; - ёмкость с водой; - коробки; | - кораблик; - камни; - бумажные полотенца; - стакана с натянутыми сверху воз- душными шарами; - сахар; - скрепки; - пакеты; - музыкальный инструмент - маракасы - рис, фасоль, кукурузная крупа; - пластмассовые шарики из-под киндер сюрприза; - скотч; - ножницы; - скатерти. |
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Ход непрерывной образовательной деятельности:
- Здравствуйте, ребята. Нам кто-то звонил. Давайте посмотрим.
Видео запись.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут профессор Эд. Я приглашаю вас на экскурсию в мой научный институт. Нам предстоит долгая дорога. Ехать придётся на разных видах транспорта. Готовы? Отправляемся.
- Присаживайтесь поудобнее. Отправляемся.
Звук автомобиля.
- Ребята, угадайте, на чём мы сейчас едим?
- Сейчас мы сделаем пересадку.
Звук самолёта.
- Куда мы сели?
- Мы почти приехали, осталась одна пересадка.
Звук поезда.
- Это что?
- Мы добирались на разных видах транспорта. Вы мне их называли, а как вы догадались, какой это вид транспорта?
Картинка института.
- Мы добрались до института. Мы будем изучать звук. В институте есть лаборатории. Кто знает, что такое лаборатория?
- В лаборатории производят исследования, научные эксперименты и опыты. Мы будем исследователями, а все сотрудники лаборатории ходят в специальной одежде.
Дети одевают головные уборы.
- И у них есть блокноты. Зачем они нужны?
- В блокноты записывают свои открытия.
- Так как мы научные сотрудники и занимаемся великими открытиями, давайте вспомним о правилах поведения. В лаборатории есть ценные предметы, поэтому как себя ведут великие исследователи?
- Сегодня мы поговорим о том, можно ли звук услышать, увидеть, почувствовать, поймать. Готовы?
- Перед нами первая лаборатория "Коллекция звуков". Что мы здесь узнаем?
- А как вы думаете, можно ли звук услышать?
- Перед вами разные предметы. Возьмите любой один предмет.
- Вы сейчас будете слышать звуки, догадайтесь, чей предмет их издаёт. Нам нужна тишина.
Воспитатель за перегородкой воспроизводит звуки.
- Догадались?
- А бумага что делает?
Дети находят предмет по звуку (бумага - шуршит, колокольчик - звенит, трещётка - трещит, барабан - барабанит, ложки - стучат).
- Как вы быстро и правильно отгадали. Может вы подсматривали?
- А как у вас получилось определить предмет?
- Каждый предмет имеет свой звук. А что помогает нам слышать звук?
- Найдите в своих научных дневниках первую страницу. Что на ней изображено?
- Звук можно услышать?
- Обведём галочку. То есть "да"- звук услышать можно.
- А как к нам в ухо попадает звук?
- Ответить на этот вопрос нам помогут опыты во второй лаборатории. Перейдём в следующую лабораторию.
- Что мы узнаем в этой лаборатории?
- А вы как думаете, можно звук увидеть?
- Сейчас мы попробуем понять, что такое звук, как он попадает в ухо.
- Проведём, эксперимент. Подойдите к ёмкости с водой. Какая поверхность воды?
- Я опущу в воду лодку, а вы обратите внимание, что будет появляться на поверхности воды.
- Что вы наблюдали на воде?
- От чего ещё появляются волны?
- Возьмите в руки камушек, лежащий в коробке. По очереди бросьте его в воду. Наблюдайте, что будет происходить на поверхности воды.
- Что вы наблюдали на воде?
- Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. Она попадает к нам в ухо и мы слышим.
- В следующем опыте мы увидим работу звуковой волны.
- Скажите звук "у-у-у" в ладошку. Что вы чувствуете?
- Попробуйте сказать звук "м-м-м" в ладошку. Есть ветер?
- Говорим звук "м-м-м" и ветра нет.
- Наклонитесь над стаканом и скажите звук "м-м-м"
- Что вы увидели?
- А что заставило двигаться кристаллы?
- Звуковая волна. Сам звук мы не видим, мы видим работу звуковой волны.
- Опыт помог нам увидеть звуковую волну, которая двигает кристаллы.
- В опыте мы увидели работу звуковой волны, а в обычной жизни?
- Итак, звук можно увидеть?
- Обведём крестик. То есть "нет" - звук увидеть нельзя.
- А нас ждёт следующая лаборатория.
Воспитатель вместе с детьми переходит в следующую лабораторию.
- Что мы здесь узнаем?
- В этой лаборатории нам надо определить, можно ли звук почувствовать. Как вы думаете, можем?
- На столе лежит прибор, который поможет нам ответить на этот вопрос. На что это похоже?
- В коробке лежит то, что надо для изготовления трубы. Что там?
- Мы сейчас попробуем изготовить трубу.
Дети сворачивают бумагу в трубку. Концы закрепляют скрепками.
- Возьмём трубу двумя руками и скажем слово. Какое?
- Что ощущали ваши руки?
- Это - вибрация. Вибрация - это звук. А вибрировать стенки трубы заставляет звуковая волна.
- А я слышала, что давным-давно, когда не было телефонов, телевизоров, интернета индейцы прикладывали ухо к земле и узнавали о приближении врагов, чувствовали звук, передающийся по земле в виде вибрации.
- Можно звук почувствовать?
- Чем мы чувствовали звук?
- Обведём галочку. То есть "да"- звук почувствовать можно.
- Что ещё мы хотели узнать о звуке?
- Как вы думаете?
- В последней лаборатории мы попробуем звук поймать. А чем мы можем что-то поймать?
- Давайте попробуем поймать звук. Какое слово будем говорить?
- Скажем и будим ловить руками. Готовы? Ловим.
- Ну как? Поймали?
- Попробуем пакетом.
- Поймали?
- Можем звук поймать?
- Обведём крестик. То есть "нет"- звук поймать нельзя.
- Ребята, посмотрите в блокноты и поделитесь своими открытиями. Что мы узнали о звуке?
- Люди научились сохранять звуки. Как?
- Люди чаще всего записывают что-то красивое по звучанию. Что это может быть?
- Что нам надо взять, что бы исполнить музыку?
На столе музыкальный инструмент - маракасы.
- Как называется этот инструмент?
- Я предлагаю сделать свои инструменты - маракасы.
На столе шарики из-под киндер сюрприза, ёмкости - фасоль, рис, кукурузная крупа.
- Возьмите шарик, насыпьте: вы - фасоль, вы - рис, вы - кукурузную крупу.
- Попробуем на звук по очереди.
- Сложите шары в мешок. Перемешаем.
- Теперь каждый возьмите шар и найдите себе пару, для этого найдите ребёнка у которого шар с таким же звуком, как у вас.
- А теперь организуем музыкальную группу. Вы будете музыкантами. А кто руководит музыкантами?
- А дирижёром будет профессор Эд. Когда профессор двигает рукой - вы играете на инструментах, если он замер - вы останавливаетесь. Готовы?
Звучит музыка. Дети дополняют музыку звуками своих инструментов.
- Замечательно.
- Куда мы сегодня ходили на экскурсию?
- Расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?
- Ребята, вы молодцы. Музыкальные инструменты оставьте себе на память. Давайте скажем до свидания профессору Эду.
- И попрощаемся с гостями.
- А сейчас вы пойдёте заниматься своими делами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение звуков и букв.
Как познакомить ребёнка со звуковым составом языка? Материал знакомит с методикой последовательности работы над звуком и буквой....
Конспект по ОЗОЖ . Тема: "Экскурсия в институт органов чувств" Возрастная группа: старшая
Задачи: Уточнить знания детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, закреплять знания о пользе витаминов, содержащихся в определенных продуктах питания. Учить детей пр...
План непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Экскурсия в Институт «Здоровье»
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализа...
ООД "ЭКСКУРСИЯ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ"
опытно-исследовательская деятельность....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ЗПР Тема: «Повторение изученных звуков и букв».
Цель: закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза ...
Досуг «Экскурсия в Институт Здоровья»
Целевая аудитория: подготовительная к школе группа, 6-7 лет.Цель: закрепление и расширение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....