Памятка "Экологическая тропа"
методическая разработка
Памятка для педагогов "Экологическая тропа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
по организации экологической тропы в ДОО в весенне-летний период
Что такое экологическая тропа? | Экологическая тропа — педагогически организованный маршрут на местности, способствующий целенаправленному воспитанию экологической культуры воспитанников. |
Каковы этапы организации экологической тропы? | 1 этап – подготовительный: постановка общественно значимой цели, определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Затем, исходя из интересов и возможностей детей они делятся на подгруппы - «бригады». Каждая бригада занимается разработкой отдельной «тропинки»: детально обследует территорию и выделяет наиболее интересные объекты; составляет карты-схемы тропинки; выбирает «хозяина тропинки»; составляются рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми. 2 этап – изготовление объектов. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на каждой тропинке, организуется деятельность детей по изготовлению табличек с рисунками, подписями для точек маршрута. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются и родители. 3 этап – открытие экологической тропы (праздник). 4этап – функциональное использование экологической тропы: экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия, посвящение старших дошкольников в экскурсоводы. |
Что может выступать в качестве видовой точки экологической тропы? | - отдельные растения: старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива). - сообщества растений – фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями (дикорастущие заросли или растения специально посаженные педагогами и детьми: полянки одуванчиков, заросли подорожника, выращивание растений, подлежащих охране – «живая красная книга», участки сада, огорода). - участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности (гнездовья, кормушки, муравейники, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли, сезонные скопления насекомых). - участки с интересными объектами неживой природы (овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте). - специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков, высотой стояния солнца (солнечные часы), «барометр» (на пересечении с нижней веткой ели укрепить в земле стойку с условными делениями – место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деление показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки). - клумбы – обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами, клумба «непрерывного цветения»). - огород с овощными и лекарственными растениями. - участки с хорошо заметными следами влияния человека, как положительного, так и отрицательного (места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки). - места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых: (избушка Айболита, место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка, площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованный таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью). |
Как составить карту-схему тропинки? | На карту-схему тропинки наносится маршрут и все её объекты в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому. |
Кто такой «хозяин тропинки»? | «Хозяин тропинки» — сказочный персонаж, который будет давать задания, и приглашать ребят в гости, его изображают на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними. «Хозяина тропинки» можно выбрать в ходе конкурса. |
Какие формы работы на экологической тропе используются? | В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции. В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников. Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. |
Как подводятся итоги по результатам работы экологической тропы? | Итоги по результатам работы экологической тропы оформляются в виде портфолио, где указывается местонахождение каждой экологической тропинки, основные задачи, дается краткое описание маршрута, а также рекомендации по работе на каждой тропинке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....