Музыкально-творческий проект « Масленица идёт за собой Весну ведёт»
проект (старшая группа)
Проект посвящён теме Масленица. Написан проект для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_tvorcheskiy_proekt_maslenitsa_idyot_za_soboy_vesnu_vedyot.docx | 45.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»
Музыкально-творческий проект
« Масленица идёт за собой Весну ведёт»
Подготовили:
музыкальный руководитель
Михайлина М.П.
Музыкально-творческий проект
«Масленица идёт за собой Весну ведёт»
Вид проекта: музыкально-творческий.
Тип проекта:
- по числу детей – групповой (принимали участие дети старших, подготовительных групп)
- по доминирующему методу-познавательно-игровой, музыкально-творческий;
- по предметным областям – межпредметный (литература, музыка).
- по продолжительности – краткосрочный (1 месяц) Участники проекта: музыкальный руководитель Михайлина М.П. воспитатели старших, подготовительных групп, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный.
Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность:
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздника «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Педагогическая цель проекта: нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре.
Задачи:
- создание условий для повышения интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
- Развитие творческих способностей: певческих актерских, танцевальных навыков детей на основе разных жанров русского фольклора.
- воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры, на основе изучения русского фольклора.
- воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости.
Детская цель: умение прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.
Задачи:
- обогащать духовный мир детей;
- обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
- систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;
- формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;
- знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
- формировать у детей гражданскую принадлежность;
- развивать интерес к обрядовым русским праздникам;
- развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
- развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
Предшествующая работа:
Знакомство и разучивание литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).
Слушание и разучивание музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).
Разучивание народных игр (разучивание хороводных и подвижных игр.)
Просмотр презентации (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).
Слушание русской народной музыки (масленичные песни).
Форма проведения итогового мероприятия: праздник
«Масленица».
Материал и оборудование:
«Масленица» - наряженная кукла (чучело).
Костюмы для взрослых: костюм Лешего, Бабы Яги, Весны.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.
Технические средства: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, микрофон, фотоаппарат, синтезатор.
Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.
Музыкальный репертуар: игровой хоровод «Ой зима», песня «Зима в России», песня «Снежные конфетки» Я. Жабко, песня «Как у наших у ворот» р.н.п.,
Игровая деятельность:
игра «Горелки» р.н.м., игра «Догонялки», эстафета с лыжами.
Планирование работы над проектом:
- Выбор формы реализации проекта.
- Составление сценария.
- Работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей информации в интернете.
- Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.
- Распределение ролей (среди воспитателей);
6. Подбор костюмов.
7. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.
8. Проведение праздника « Масленица!».
9. Подведение итогов реализации проекта.
10. Организация места проведения праздника (музыкальный зал).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
- Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
- Определение темы проекта;
- Определить цели и задач;
- Создать творческую группу;
- Разработка сценария мероприятия;
- Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
- Подготовка подвижных игр и соревнований.
- Основной
Цель: Формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».
Содержание:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
- Заучивание закличек, стихов;
- Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
- Знакомство со значением и обычаями праздника.
Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек, частушек, хороводов.
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник - Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда - Лакомка. Беседа « Что мы узнали о масленице».
Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица.
Рисуем с детьми. Выставка рисунков.
Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы.
Создание праздничного настроения.
Праздничное мероприятие « Масленица».
- Заключительный
Цель: Формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
- Праздник «Масленица» в музыкальном зале;
- Фоторепортаж с места событий для родителей « Как мы провели масленицу».
- Оформление паспорта проекта « Масленица идёт за собой Весну ведёт».
- Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
- Подготовка к презентации к защите проекта.
- Защита проекта «Масленица идёт за собой Весну ведёт!»
Развитие речи:
Беседа «История Масленицы».
Цель: вызывать чувство интереса к истории России.
Художественная литература:
1. Заучивание закличек на Масленицу: закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
3. Заучивание масленичных частушек: воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
1. Приобщить детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2. Повысить познавательный интерес среди детей к родной истории.
4. Расширить кругозора детей.
5. Обеспечить развития у детей любознательности, стремление изучать традиции родной страны.
6. Развить у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
7. Повысить творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества.
Методы и формы организации проекта:
- рассматривание картин и иллюстраций;
- беседы о народном празднике;
- просмотр презентаций посвящённых празднику «Масленица»;
- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;
- разучивание подвижных музыкальных игр;
- проведение праздника « Масленица».
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
6. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»1998 г. В. М. Петров
7. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
8. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
9. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
10. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
11. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
12. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
13. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
Сценарий для детей старшей группы «Масленица»
Цель: Знакомство с традицией проведения народного праздника - Масленица.
Задачи:
- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленица;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- воспитывать чувства патриотизма.
Дети входят в зал под музыку.
Ведущий:
Дети отгадайте загадку
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром! (зима)
Песня «Зима в России»
Ведущий: Кто спешит в наш хоровод?
Дети: Это к нам зима идёт!
Звучит музыка входит зима.
Зима:
Дети, гости вот и я!
Все вы знаете меня!
Подружились вы со мной,
С белой Зимушкой – зимой!
С вами я в снежки играла,
На лошадках вас катала
Ну, давайте все играть
Меня, Зиму развлекать!
Песня: «Снежные конфетки» Я. Жабко
Хоровод: «Ой, зима»
Зима: А что вам нравиться зимой?
Дети: Белые полянки,
Мы катались на коньках,
На лыжах и на санках!
Ведущий: Ребята, покажем зимушке, как весело катались на санках!
Эстафета с лыжами.
Зима: Весело катались! А, небось, дедушку Мороза ох как боялись?
Ведущий: Да что ты Зимушка совсем не боялись! Да и сейчас не боимся!
Дети:
Ты Мороз, Мороз, Мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём
И на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки,
С горки бух!
Зима: Вижу, хорошо вам было в моё зимнее время! Побыла в гостях у людей, да пора уходить из гостей! Время моё вышло, пора Весне дорогу уступать. Сестрица Весна у вас на долго останется, теплом да солнышком будет вас радовать! А про меня не забывайте, добром вспоминайте, зовите в гости, когда время придёт! До свидания! (Уходит)
Ведущий: Ребята, давайте Весну в гости звать!
Дети:
Приходи, Весна, приходи красна!
Давай солнышко – колоколнышко!
Приноси урожай в наш родимый край!
Звучит музыка, на метле «летит» Баба Яга.
Ага, опять меня на праздник не зовёте! Всё о Весне говорите! Я её спрятала, ни за что не найдёте! Ха – ха –ха!
Ведущий: Да, что же ты наделала, Баба Яга! Мы, так соскучились по Весне! Ведь и у тебя, наверное, косточки старые зимой застудились! Неужели не хочешь под весенним солнышком погреться?
Баба Яга: Ой, хочу. Ой, хочу. Простите меня старушку древнюю.… Да ведь запамятовала я, куда Весну спрятала! Что теперь делать? Придумала! Позову – ка я сейчас дружка своего – Лешего, может он подскажет?
Свистит в свисток, прибегает Леший.
Леший: Бр – р! Замёрз, окоченел! Жду, не дождусь, когда Весна придёт.
Баба Яга: Да не придёт, спрятала я её! А куда - не помню. Помоги Леший подумай.
Леший: Да как тут думать, если все мозги в ледышку превратились.
Ведущий: А вы поиграйте с нами, разогреетесь, может и вспомните?
Баба Яга:
И то верно! Я и считалку знаю:
«Ехала телега из Москвы
Потеряла три доски,
Стук, звон, выйди вон!»
Игра: «Баба Яга» интернет
Леший:
А у меня дудочка есть!
Как без дудки вот беда,
Ходят ноги не туда!
Баба Яга:
А как дудочку почуют –
Сами ноженьки танцуют.
Баба Яга:
Дудка больше не играет,
Все ребята убегают!
Игра: «Догонялки»
Баба Яга:
Леший бегает в лесу –
И сосулька на носу!
Леший: Ой!
Леший: Бабка – Ёжка – нос как, поварёшка!
Баба Яга: Ой! Вспомнила, вспомнила! Спит Весна – красна за Колдун - горой, надо её разбудить, волшебные слова сказать: «Весна, Весна, пробудись ото сна!»
Дети повторяют, появляется Весна.
Дети:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями сильными,
С хлебами обильными!
Весна: Здравствуйте, друзья мои верные! Долго я к вам добиралась – Баба Яга за Колдун – гору меня спрятала! Что нам делать с ней? Простить? Будь, по-вашему! (Баба Яга и Леший радуются, обнимаются, кланяются Весне.) Ну, давайте играть.
Игра «Горелки» р.н.и.
Весна: Не одна я к вам пришла, со мной дорогая гостья – Масленица! Зовите её!
Весна: Приезжай, честная Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трёхаршинная!
Леший: Лента алая двухполтинная!
Баба Яга: Платок беленький, новомодненький!
Весна:
Проходи, Масленица, в гости на широкий двор!
А мы, девушки, её привечаем,
А мы красные её встречаем,
Веселенько в хороводе гуляем!
Песня «Как у наших у ворот» р.н.п.
Весна: Живёт Масленица семь деньков!
Ведущий: Оставайся, Масленица, семь годков! (Кланяется Масленице).
Широкая Масленица мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Дети:
- Блинами гору устилали! Ух!
- Сверху маслицем поливали! Ух!
- Как от блинов гора крута! Ух!
- Как от маслица гора ясна! Ух!
- А на горушку снега сыплются! Ух!
- А нас мамочки домой кличут! Ух!
- Нам домой идти не годится! Ух!
- Мы надумали с горы прокатиться! Ух!
- Ой ты, Масленица – кривошейка,
Покатай – ка нас хорошенько! Ух!
Песня: «Блины» р.н.п.
Весна: Раз, два, три! К Бабе Яге беги! (Дети бегут к Бабе Яге).
Баба Яга: Раз, два, три! К Весне беги! (Дети бегут к Лешему).
Леший: Раз, два, три! К Лешему беги! (Дети бегут к Весне).
Весна: А сейчас по русскому обычаю, обнимемся, поцелуемся да попросим друг у друга прощения!
Весна:
А теперь пойдём гулять нашу Масленицу провожать.
Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты не в среду пришла и не в пятницу!
Ты пришла в воскресенье всю неделю веселье!
Леший: Ты пришла с добром, сыром, маслом, яйцом!
Баба Яга: С блинами, пирогами да оладьями!
Взрослые уносят чучело на улицу. Дети и взрослые выходят на улицу.
Дети:
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло!
Взрослые: Пусть огонь и дым заберёт все наши обиды и печали, все несчастья и неприятности, все огорчения и неудачи!
Дети возвращаются в группу.
Ведущий:
Как вкусно пахнет! Что это?
А это – блинчики отличные,
Очень вкусные, пшеничные!
На столах скатерти самобраные,
Проходите, гости званные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-творческий социальный проект "Разные дети - равные дети"
Цель проекта: содействие музыкальному развитию воспитанников детского сада и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями посредством организации их совместной музыкал...
Развлечение в средней группе : «Масленица идёт, за собой весну ведёт.»
Развлечение в средней группе : «Масленица идёт, за собой весну ведёт.»Задачи:Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, с народными праздниками, с масленичными песн...
Развлечение для детей на тему: "Масленица идёт, за собой весну ведёт!"
Конспект развлечения для детей на прогулке детского сада....
Масленица идет - за собой весну ведет
Цель: формирование представлений о традициях празднования Масленицы.Задачи:образовательные:- изучить быт, традиции, культура русского народа;- развивать интерес к истории, представление о народных обр...
Образовательная ситуация для детей первой младшей группы «Утка к озеру идёт, за собой утят ведёт»
Технологическая карта образовательной ситуации с детьми первой младшей группы по познавательному развитию (окружающий мир) на тему "Утка к озеру идет, за собой утят ведет"...
Методическая разработка. Педагогический проект «Масленица идёт, весну под руку ведёт»
Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица....
Сценарий праздника «Масленица идет, за собой весну ведет»
Сценарий праздника «Масленица идет, за собой весну ведет»(Звучит веселая хоров .муз.) В зал входят дети.садяться на стульчики.Ведущая. Солнце стало ярче светить. Скоро зиму...