ДОД программа по кружку 5-6 и 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
ДОД программа по кружку 5-6 и 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dod_programma_po_kruzhku_5-6_i_6-7_let.docx | 77.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «От звука к слову»
Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет.
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком.Это связано с развитием их интеллектуальных способностей:умением устанавливать многообразные связи,легко оперировать имеющими знаниями,обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей,особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения,способом определения настроения и эмоционального состояния человека,способом познания своего внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребёнка становится интерес к речи как особому объекту познания:его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Формирование у детей грамматически правильной,лексически богатой и фонетически чёткой речи-одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.
В моей программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их со звуками.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка- игра», поэтому основной принцип программы- обучать играя. Обучая детей при помощи игры,необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
На занятиях используются загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук,ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются весёлые стихи,связанные с темой занятия,требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту(в то же время ребята упражняются в произношении изучаемого звука).
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для её полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться со взрослым, с другими детьми,работать в одном ритме со всеми, пользоваться тетрадью.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Цель программы
Содержание программы направленно на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребёнка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- развивающие:
- развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- развитие графо-моторных навыков
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи
- развитие коммуникативности, успешности в работе
- развитие и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
- образовательные:
- формировать понимание обобщающего значения слов
- определять наличие звука в слове,ударного гласного в начале и конце слова
- формировать навыки деления на слоги
- учить соотносить звук с образом буквы
- учить ориентироваться на листе бумаги (определять части листа:верх, низ, правая и левая стороны, и расположение на нём рисунка- справа, слева, над, под)
- формировать понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий»
- учить определять количество слов в предложении, их последовательность
- учить выкладывать из букв разрезной азбуки короткие слова
- воспитательные:
- воспитание умения войти в общий ритм и темп работы, и удерживанию его в течение занятия;воспитание сосредоточенности, усидчивости
- воспитание умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий
- воспитание умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В итоге работы дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов,используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Владеть навыками словообразования:продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Способ проверки-диагностика.
Методы и приемы работы:
- Словесные методы:пояснение,беседа,чтение произведений,заучивание наизусть, слуховой диктант.
- Наглядные методы: показ полный и частичный, зрительные и звуковые ориентиры,помощь педагога, рассматривание иллюстраций, демонстрация предметов и игрушек,пальчиковая гимнастика, зрительный диктант.
- Практические методы: использование дидактических игр, игровых упражнений, игровых заданий,моделирование проблемных ситуаций и их разрешение, введение сказочных персонажей, использование сюрпризных моментов.
Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание программы интегрируется с другими образовательными областями:
- «Познание»-включает в себя формирование понятий и представлений о слове,звуке, предложении и т.д.
- «Коммуникация»- представлено речевое развитие. Основная функция- общение.Задачаречевого развития имеет свою специфику и включает в себя:обогащение словаря ребёнка и развитие: звуковой культуры речи, фонематического слуха,звуко-буквенного анализа, интереса и способности к чтению, связной речи.
- «Чтение художественной литературы»- включает в себя: чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- «Физическая культура»- представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии.
- «Художественное творчество»- предполагает включение в занятия заданий практического характера: на соединение- соедини предметы, названия которых звучат похоже; штриховку; рисование предметов.
Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 13ч. 21 мин. и включает в себя три образовательных компонента:
-теоретическую часть
-практическую часть
-диагностическую часть
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То , о чём узнают дети доводится до них в форме рассказа, беседы, обсуждении чтения детской литературы, рассматривание картинок.
Второй компонент имеет практическую направленность. Это то, что осваивают дети в результате самостоятельной работы, игровых и трудовых действиях, двигательных минутках.
Третий компонент направлен на подведение итогов освоения программы.
Подготовка к НОД
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет совершенствовать лексико-грамматические средства языка и развить связную речь, формировать звукопроизношение и навыки чтения и письма.
Основной целью практической образовательной деятельности выступает умение применять полученные знания и правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросными, игровым методами, а также методом выполнения практических заданий.
Наименование | Всего | Теория | Практика | Диагностика |
1. « Звук и буква У » | 25 мин | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
2. «Звук и буква У» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
Тема 3. «Звук и буква А» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
4. «Звуки [А], [У] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
5. «Звук и буква И » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
6. «Звуки [А], [У], [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
7. «Звуки [А], [У], [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
8. «Звук и буква О » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
9. «Звуки [М], [Мꞌ] и буква М» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
10. «Звуки [А], [У], [И], [О]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
11. «Звуки [В], [Вꞌ] и буква В » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
12. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
13. «Звуки [М], [Н] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
14. «Звуки [П], [Пꞌ] и буква П » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
15. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
16. «Звук и буква Ы » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
Тема 17. « Звуки [Ы] - [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
18. «Звук и буква Л» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
19. « Звук [Лꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
20. «Звуки [Л], [Лꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
21. «Звуки [Лꞌ]- [Й]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
22. «Звук [С] и буква С » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
23. « Звук [ Сꞌ] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
24. «Звук [ З ] и буква З » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
25. « Звук [ Зꞌ] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
26. «Звуки [С]- [З]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
27. «Звуки [С’]- [Зꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
28. « Звук [ Ш]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
29. «Звуки [С]- [Ш]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
30. «Звуки [С]- [Ш]»: | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
31. «Повторение» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
32. «Диагностика» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
13 ч 21 мин | 5 ч 20 мин | 6 ч 25 мин | 1 ч 36 мин |
Сетка занятий дополнительного образования
«От звука к слову»
Срок обучения: 1 год –13 часов 21 минута.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Количество групп: 1
Наполняемость группы: 15 детей
Руководитель группы: воспитатель Гуржина О.Г.
Дни недели | время | Количество занятий | ||
вторник | 15.30-15.55 | В неделю | В месяц | В квартал |
1 25 мин. | 4 1 час 40 м | 12 5 часов |
Данная сетка составлена с учётом оптимальной нагрузки непосредственной образовательной деятельности в МАДОУ.
Согласована и заверена заведующим МАДОУ ЦРР д\с № 111
Лапиной Ш.Д._________________
Тематическое планирование занятий
Тема 1. « Звук и букваУ»:научить узнавать музыкальные инструменты по звуку.Подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка». Познакомить со звуком [У](артикуляция),дать понятие гласного звука(он поётся) и познакомить с его условным обозначением (красный квадрат).Физ.минутка. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.Учить отгадывать загадки и называть четко первый звук в каждом слове-отгадке. Сформировать понятие «звук » и «буква». Д/У «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Тема 2. «Звук и буква У»:способствовать развитию звуко–буквенного анализа.Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков-красный квадрат.Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.Физ.минутка. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называя слова со звуком [У].Познакомить с буквойУкак письменным обозначением звука [У].Д /И «Соедини правильно». Выучить чистоговорки.
Тема 3. «Звук и буква А»:научить ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем рядом человеке. Познакомить со звуком [А](артикуляцией),уточнить, что этот звук –гласный, вспомнить его условное обозначение – красный квадрат.Физ.минутка. Учить определять место звука [А] в словах и выделять его в ударной позиции в начале и в конце слова. Д/И «Кто внимательный?»Познакомить с буквой А,как письменным обозначением звука [А]. Работа в тетрадях (Колесникова стр.2).
Тема 4. «Звуки[А], [У]»:научить детейопределять направление звука в пространстве (игра - «Откуда раздался звук?»).Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Физ.минутка. Выучить упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин». Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ,УА.Д /У «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».Выучить чистоговорки.
Тема 5. «Звук и буква И»:научить детей внимательно слушать и различать неречевые звуки (шелест листьев, шум ветра, щебет птиц и т.д).Познакомить со звуком [И] (артикуляцией), уточнить, что этот звук –гласный, вспомнить его условное обозначение – красный квадрат.Учить определять место звука [И] в словах и выделять его в ударной позиции в начале и в конце слова.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Выучить пальчиковую гимнастику «Индюк из города идёт, игрушку новую везёт, игрушка не простая- игрушка расписная». Выучить чистоговорки.
Тема 6.«Звуки [А], [У], [И]»:научить выделять звуки [А], [У], [И] в начале, конце и середине слова в ударной позиции. Учить чётко произносить эти звуки. Учить называть предметы, изображённые на картинке (домашние птицы),выделяя и определяя позиции нахождения знакомых звуков[А], [У], [И]в слове.Физ.минутка. Дать обобщённое название- домашние птицы. Работа в игровизорах – нахождение и выделение букв А, У,И по просьбе воспитателя.Работа в тетрадях (Колесникова стр.12). Повторение читоговорок.
Тема 7.«Звуки[А], [У], [И]»:формировать фонематические представления на материале звуков [А], [У], [И]-Д /У «Угадай звук по описанию».Вспомнить загадки, стихи на звуки[А], [У], [И].Физ.минутка. Упражнение на развитие координации речи с движением (Мы в лес пошли, топор нашли, дрова рубили: -Ах!,Ух!,Их!). Учить составлять буквенный ряд по заданию воспитателя (цель: формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных).
Тема 8. «Звук и буква О»:научить детей различать неречевые звуки по силе.Д/ У «Тихо-громко»- развитие слухового внимания.Познакомить с гласным звуком [О] и его условным обозначением- красный квадрат. Научить чётко произносить звук [О]-артикуляция звука.Физ.минутка. Познакомить с буквойО как письменным обозначением звука [О].Учить выделять звук [О] в начале, конце, середине слова.Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Работа в тетрадях (Колесникова стр.4).
Тема 9. «Звуки [М], [Мꞌ] и буква М»:учить детей определять направление звука в пространстве.Познакомить со звуками [М], [Мꞌ],научить чётко произносить эти звуки. Дифференцировать звуки на слух и в произношении. Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия: «согласный звук», «твёрдый (мягкий) согласный звук».Физ.минутка. Познакомить с условным обозначением- синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [М], [Мꞌ] в начале, середине и конце слов.Учить анализировать слоги типа МА, МУ, МИ, АМ, УМ, ИМ. Учить делить слова на слоги, познакомить с ударным слогом. Д/У «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».Работа в тетрадях (Колесникова стр.16).
Тема 10. «Звуки[А], [У], [И], [О]»:продолжать учить детей различать неречевые звуки (определить по звуку, какаякрупа где находится). Произвести дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О], обратив особое внимание на сравнение следующих пар:[О]-[У],[А]-[О].Физ.минутка. Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец).Учить анализировать звуковой ряд из четырёх элементов:АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.
Тема 11. «Звуки [В], [Вꞌ]и буква В »: продолжать учить детей внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки (дети с закрытыми глазами угадывают какие действия совершает воспитатель с предметами- рвёт бумагу, режет бумагу, стучит карандашом о чашку и т.д ). Научить ребёнка чётко произносить звуки [В], [Вꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить детей с артикуляцией звука [В].Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Физ.минутка. Учить воспроизводить слоговой ряд с сочетанием согласных из 2-4 элементов.Познакомить с предлогами в, у. Работа в тетрадях (Колесникова стр.40).Выучить чистоговорки.
Тема 12. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Н], [Нꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [Н], [Нꞌ] в начале, середине и конце слов. Физ.минутка. Учить анализировать слоги типа НА, НУ, НИ, АН, УН, ИН. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Познакомить с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
Тема 13. «Звуки [М], [Н] »:учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных. Д/У «Правильно ли это?» (дорогая друг,высокий небо, золотая кольцо и т.д). Физ.минутка. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков[М]- [Н].Вспомнить буквы,которыми обозначаются на письме звуки [М] и [Н].Продолжать учить делить слова на слоги.Д/У «Скажи наоборот» (ан-на, ма-ам и т.д).
Тема 14. «Звуки [П], [Пꞌ] и буква П »:учить детей узнавать близких людей по голосу. Учить выполнять графические упражнения.Научить ребёнка чётко произносить звуки [П], [Пꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить детей с артикуляцией звука [П]. Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.Выучить чистоговорки.
Тема 15. «Звуки [К], [Кꞌ] и букваК»:учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Д/У «Правильно повтори» (мак-бак-так,дам-дым-дом,ком-дом-гном).Научить ребёнка чётко произносить звуки [К], [Кꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Физ.минутка. Учить определять место звуков [К], [Кꞌ]в начале, середине и конце слов.. Познакомить с предлогами к, от.Выучить чистоговорки,скороговорки.
Тема 16. «Звук и буква Ы»: учить различатьгласные звуки по силе голоса(тихо- громко).Научить правильно произносить[Ы],выделять его в середине и в конце слов.Познакомить с артикуляцией звука [Ы]. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков- красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме,используя условное обозначение. Физ.минутка. Учить подбирать слово по первому заданному слогу ( ТЫ: кус…,мос…,бол…; ДЫ: са.., пло..,ря…).Учить интонационно выделять в словах звук [Ы]. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Д/У «Один- много».Выучить считалку (Аты-баты….).Работа в тетрадях (Колесникова стр.8).
Тема 17. «Звуки [Ы]- [И]»: учить детей внимательно слушать и различать музыкальные ритмы -Д/У «Повтори за мной».Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И].Познакомить детей с правилом: звук [И]обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.Физ.минутка. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных звуков. Повторение шуточных стихов. Работа с буквами разрезной азбуки.
Тема 18. «Звук и буква Л»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звук[Л], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – синий квадрат.Учить определять место звуков [Л] в начале, середине и конце слов.Познакомить с артикуляцией звука [Л].Физ.минутка. Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л]».Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Продолжать учить делить слова на слоги.Работа в тетрадях (Колесникова стр.14).
Тема 19. « Звук [Лꞌ]»:научить ребёнка чётко произносить звук[Лꞌ], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – зелёный квадрат. Физ.минутка. Учить определять место звуков [Лꞌ] в начале, середине и конце слов.Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Лꞌ]». Выучить чистоговорки.
Тема 20. «Звуки [Л], [Лꞌ]»:продолжать учить правильно произносить звуки[Л], [Лꞌ],дифференцировать их на слух и в произношении.Д/У «Поменяй первый и второй слог местами»(жилы-лыжи; капал-палка; мала-лама).Физ.минутка. Учить отгадывать загадки и называть, какой звук в отгадке ([Л], [Лꞌ]), и определить его место в слове.Учить читать слоги ЛО,ЛА,ЛУ,ЛЫ,ЛИ. Продолжать учить делить слова на слоги.
Тема 21. «Звуки[Лꞌ]-[Й]»: научить слухо-произносительной дифференциации звуков[Лꞌ]-[Й]. Научить самостоятельно анализировать слова.Д/У «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л], [Лꞌ]).Познакомить с мягким согласным звуком [Й]и его условнымобозначениям-зелёный квадрат.Физ.минутка. Провести дифференциацию звуков [Лꞌ]-[Й](даль-дай, боль-бой, моль-мой, роль-рой). Научить анализировать предложения и составлять схемы предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.)Выучить считалку (В лес дремучий я пойду, зайца серого найду.Принесу его домой-будет этот зайка мой.) Работа в тетрадях (Колесникова стр.54).
Тема 22. «Звук [С] и буква С»: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.Научить правильно произносить звук [С], дифференцировать его на слух и в произношении. Артикуляция звука [С].Выучить скороговорку (Везёт Санька Соньку на санках.Санки - скок, Саньку - -с ног, Сонька – бух в сугроб!). Познакомить с характеристикой звука –согласный, твёрдый, глухой, обозначается – синий квадрат.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Д/У «Измени слово» (мало-сало, Клава-.., Тоня-.., бок-.., дом-.., лук-.., мода-..).Выучить чистоговорки.
Тема 23. « Звук [Сꞌ] »: познакомить детей со звуком[ Сꞌ] и его характеристикой – согласный, мягкий, глухой, обозначается – зелёный квадрат. Д/У «Скажи наоборот». Познакомить с предлогамиС (СО), упражнять в их употреблении. Физ.минутка. Учить составлять предложения, подсчитывать в них количество слов. Учить анализировать слова и предложения. Познакомить с буквой С. Выучить чистоговорки.
Тема 24. «Звук [З] и буква З »:учить сравнивать слова по звуко-слоговому составу. Научить правильно произносить звук [З], дифференцировать его на слух и в произношении. Артикуляция звука [З]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов. Физ.минутка. Продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с предлогамиза, из-за, упражнять в их употреблении.Учить анализировать слова и предложения. Познакомить с буквой З. Выучить чистоговорки.
Тема 25. « Звук [Зꞌ] »:научить ребёнка чётко произносить звук [Зꞌ], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – зелёный квадрат. Учить определять место звука [Зꞌ] в начале, середине и конце слов.Физ.минутка. Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Зꞌ]». Выучить чистоговорки. Упражнять в развитии координации речи с движениями.Продолжать учить делить слова на слоги.
Тема 26. «Звуки [С]-[З]»:развивать у детей чувство ритма (мак-рак, зайка-майка и т.д), дифференцировать звуки [С]- [З]..Д/У «Угадай слово».Учить выделять из предложения слова с определённым звуком.Физ.минутка. Развивать внимание и логическое мышление. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.(Колесникова стр.42).
Тема 27. «Звуки [С’]-[Зꞌ]»:учить слухо-произносительной дифференциации звуков[С’]-[Зꞌ].Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Сꞌ]».Научить анализировать предложения и составлять схемы предложений.Физ.минутка. Выучить скороговорки.Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Тема 28. « Звук [Ш]»:познакомить детей со звуком[ Ш] и его характеристикой – согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначается – синий квадрат.Научить правильно произносить звук [Ш].Познакомить с артикуляцией звука [Ш].Д/У «Скажи наоборот».Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый (последний) звук в словах – отгадках.Учить определять место звука [Ш] в начале, середине и конце слов. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом
Тема 29. «Звуки [С]-[Ш]»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных.Учить слухо-произносительной дифференциации звуков[С]-[Ш].Физ.минутка. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове.Учить определять порядок следования звуков в слове.Учить различать правильное дефектное звукопроизношение в речи других людей. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Тема 30. «Звуки [С]-[Ш]»: способствовать развитию звуко-буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического восприятия.Физ.минутка. Развивать внимание и логическое мышление.Д/У «Один-много» Продолжать учить пересказывать короткие рассказы.
Тема 31. «Повторение»: Закрепление пройденного материала.Продолжать учить делить слова на слоги, различать твёрдость и мягкость согласных.Физ.минутка. Продолжать проводить фонетический разбор слов.
Тема 32. Диагностика.
Список литературы:
Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012-160 с+ цв.вкл.48 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
Программа «От звука к слову»
Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет.
Пояснительная записка
По статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребёнка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.
В моей программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их со звуками.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка - игра», поэтому основной принцип программы - обучать играя. Обучая детей при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
На занятиях используются загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются весёлые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время ребята упражняются в произношении изучаемого звука).
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для её полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля запониманием детьми всех тем программы.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться со взрослым, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, пользоваться тетрадью.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Цель программы
Содержание программы направленно на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребёнка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
развивающие:
- развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- развитие графо-моторных навыков
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи
- развитие коммуникативности, успешности в работе
- развитие и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
образовательные:
- формировать понимание обобщающего значения слов
- определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова
- формировать навыки деления на слоги
- учить соотносить звук с образом буквы
- учить ориентироваться на листе бумаги (определять части листа : верх, низ, правая и левая стороны, и расположение на нём рисунка- справа, слева, над, под)
- формировать понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий»
- учить определять количество слов в предложении, их последовательность
- учить выкладывать из букв разрезной азбуки короткие слова
воспитательные:
- воспитание умения войти в общий ритм и темп работы, и удерживанию его в течение занятия; воспитание сосредоточенности, усидчивости
- воспитание умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий
- воспитание умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В итоге работы дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами.
- Владеть навыками творческой речевой деятельности.
Способ проверки-диагностика.
Методы и приемы работы:
- Словесные методы: пояснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, слуховой диктант.
- Наглядные методы: показ полный и частичный, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога, рассматривание иллюстраций, демонстрация предметов и игрушек, пальчиковая гимнастика, зрительный диктант.
- Практические методы: использование дидактических игр, игровых упражнений, игровых заданий, моделирование проблемных ситуаций и их разрешение, введение сказочных персонажей, использование сюрпризных моментов.
Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание программы интегрируется с другими образовательными областями:
- «Познание»- включает в себя формирование понятий и представлений о слове, звуке, предложении и т.д.
- «Коммуникация»- представлено речевое развитие. Основная функция - общение.Задача речевого развития имеет свою специфику и включает в себя: обогащение словаря ребёнка и развитие: звуковой культуры речи, фонематического слуха, звуко- буквенного анализа, интереса и способности к чтению, связной речи.
- «Чтение художественной литературы»- включает в себя: чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- «Физическая культура»- представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии.
- «Художественное творчество»- предполагает включение в занятия заданий практического характера: на соединение - соедини предметы, названия которых звучат похоже; штриховку; рисование предметов.
Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 13ч. 30 мин. и включает в себя три образовательных компонента:
-теоретическую часть
-практическую часть
-диагностическую часть
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То , о чём узнают дети доводится до них в форме рассказ
А, беседы, обсуждений, чтения детской литературы, рассматривание картинок.
Второй компонент имеет практическую направленность. Это то, что осваивают дети в результате самостоятельной работы, игровых и трудовых действиях, двигательных минутках.
Третий компонент направлен на поведение итогов освоения программы.
Подготовка к НОД
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет совершенствовать лексико-грамматические средства языка и развить связную речь, формировать звукопроизношение и навыки чтения и письма.
Основной целью практической образовательной деятельности выступает умение применять полученные знания и правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросными, игровым методами, а также методом выполнения практических заданий.
Наименование | Всего | Теория | Практика | Диагностика |
1. « Звук и буква А » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
2. «Звук и буква У»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
3. «Звук и буква М» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
4. «Звук и буква И » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
5. «Звук и буква Ш » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
6. «Звук и буква О» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
7. « Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н]»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
8. «Звук и буква Ы »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
9. «Звук [С] и буква С»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
10. «Звуки [З], [Зꞌ] и буква З»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
11. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
12. «Звуки [Г], [Гꞌ] и буква Г»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
13. «Звук [П] и буква П»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
14. «Звуки [Б], [Бꞌ] и буква Б »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
15. «Звуки [Т], [Тꞌ] и буква Т | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
16. «Звуки [Д], [Т] и буква Д»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
17. «Звук и буква Ж »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
18. «Звук и буква В » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
19. «Звуки [В], [Ф] и буква Ф» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
20. «Звуки [Л], [Лꞌ] и буква Л» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
21. «Звук [Р] , [Рꞌ] и буква Р» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
22. «Звук [Й] и буква Й » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
23. « Звук [Э] и буква Э » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
24. «Звук [Е] и буква Е» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
25. «Звук и буква Ё » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
26. «Звук и буква Ю »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
27. «Звук и буква Я»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
28. « Звук и буква Ч»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
29. «Звук [Щ] и буква Щ» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
30. «Звук [Х] и буква Х» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
31. «Звук и буква Ц» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
32. « Буквы Ь и Ъ» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
16 ч | 5 ч 20 мин | 9 ч 4 мин | 1 ч 36 мин |
Сетка занятий дополнительного образования
«От звука к слову»
Срок обучения: 1 год – 16 часов.
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет.
Количество групп: 1
Наполняемость группы: 14 детей
Руководитель группы: воспитатель Гуржина О.Г.
Дни недели | время | Количество занятий | ||
вторник | 15.30-16.00 | В неделю | В месяц | В квартал |
1 30 мин. | 4 2 часа | 12 6 часов |
Данная сетка составлена с учётом оптимальной нагрузки непосредственной образовательной деятельности в МАДОУ.
Согласована и заверена заведующим МАДОУ ЦРР д\с № 111
Лапиной Ш.Д._________________ «_____» ______________20 г.
Тематическое планирование занятий
Тема 1. « Звук и буква А »: продолжать учить чётко произносить звук[А]. Продолжать учить выделять звук [А] в начале и в конце слова в ударной позиции. Упражнение для развития координации речи с движением (Аист, аист длинноногий… (З.Агранович стр.15)).Физ.минутка. Учить отгадывать загадки и называть четко первый звук в каждом слове-отгадке. Д/У «Назови картинки, голосом выделяя первый звук».Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ,УА.Выкладывание слов АУ,УА из букв разрезной азбуки,чтение,письмо печатными буквами в тетради(Е.Косинова стр.4).
Тема 2. «Звук и буква У»:назови картинки и определи место звука [У]в слове.Учить внимательно слушать текст стихотворения, называя слова со звуком [У].Дидактическая игра «Расскажи о звуке [У]».Физ.минутка. Пальчиковая гимнастика «Зайки белые сидят и ушами шевелят.Вот так, вот так»(Агранович стр.12). Игра «Хлопушки».Дидактическая игра «Почини букву У». Работа в тетради: заштрихуй по образцу, подчеркни все буквы У, печатаем букву У(Косинова стр.5,6).Д /И «Соедини правильно». Выучить чистоговорки.
Тема 3. «Звук и буква М»: выбери картинки, в названии которых есть звук[М], определить его место в слове.Дифференциация звуков [М]-[М’]. Д\У- «Скажи наоборот»(игра с мячом ма-мя, мо-ме, му-ми..).Работа со схемами,обозначить синим карандашом место твёрдого и зелёным место мягкого звуков.Физ.минутка. Заштриховать букву по образцу,починить букву, соединить картинки с подходящими подписями (Косинова стр.12).Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями (Мы писали, мы писали…). Читаем слоги и печатаем.
Тема 4. «Звук ибуква И»:научить детей внимательно слушать и различать неречевые звуки (шелест листьев, шум ветра, щебет птиц и т.д).Дидактическая игра «Расскажи о звуке [И]». Игра «Хлопай, не зевай». Физ.минутка. Выучить пальчиковую гимнастику «Индюк из города идёт, игрушку новую везёт, игрушка не простая - игрушка расписная»(Агранович стр.17)Упражнение «Раскрась только игрушки». Дидактическая игра «На что похожа буква И». Игра «Покажи букву И пальчиками». Работа в игровизорах«Обведи букву И». Упражнение «Почини букву И».Читаем и анализируем звуковые ряды (АУИ,УИА…(Косинова стр.8)).
Тема 5. «Звук и буква Ш »: продолжать учить правильно произносить звук [Ш],повторить артикуляцию звука. Дидактическое упражнение «Хлопай не зевай».Упражнение «Определить место звука в слове».Повторить за взрослым серию слогов и поиграть в игру «Скажи наоборот».Физ.минутка. Познакомить с правилом написания слога ШИ. Упражнение «Найди слог ШИ», образовать при помощи этого слога слова во множественном числе. Придумать чистоговорки (Косинова стр.45).Упражнение «Заштрихуй по образцу», «Почини букву Ш», «Буквоед». Читаем и находим предлоги (Агранович стр.107).
Тема 6. «Звук и буква О»:продолжать учить детей различать неречевые звуки по силе. Д/ У «Тихо-громко »- развитие слухового внимания. Учить называть предметы, изображённые на картинке, выделяя и определяя позиции нахождения звука[О]в слове. Дидактическое упражнение «Много-один»(Агранович стр.19).Физ.минутка. Упражнение «Назови картинки»: определи место звука [О] и обозначь на схеме красным карандашом. Работа в тетради: преврати букву О в воздушный шар, по точкам обведи букву О,найди и обведи кружком картинку,если в слове слышится звук [О](Косинова стр.9).
Тема 7. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н]»:продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Н], [Нꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [Н], [Нꞌ] в начале, середине и конце слов. Физ.минутка. Учить анализировать слоги типа НА, НУ, НИ, АН, УН, ИН(Аграновичстр.63).Упражнения: «Помоги найти гномикам свои картинки», «Заштрихуй букву по образцу», «Почини букву», «Найди и обведи кружком все букву Н»,«Прочитай и соедини друг с другом одинаковые слоги» (Косинова стр.14,15.)
Тема 8. «Звук и буква Ы »:назови картинки, определи место звука [Ы],обозначь место звука на схеме. Упражнение «Договори последний слог в словах». Выучить считалку «Аты-баты..»(Агранович стр.33).Физ.минутка. Игра «Вагончики».Работа в тетради: заштирхуй и раскрась букву, почини букву, пишем букву Ы по точкам, почини буквы (Косинова стр.10,11).
Тема 9. «Звук [С] и буква С»: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. Повторить артикуляцию звука [С]. Выучить скороговорку (Везёт Санька Соньку на санках.Санки - скок, Саньку - -с ног, Сонька – бух в сугроб!).Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Д/У «Измени слово» (мало-сало, Клава-.., Тоня-.., бок-.., дом-.., лук-.., мода-..). Придумать чистоговорки(Агранович стр.87).Работа в тетради: найди все буквы С и обведи их, замени подчёркнутые буквы на букву С, прочитай и запиши слова(Косинова стр.36,37).
Тема 10. «Звуки [З], [Зꞌ] и буква З»: продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении.Учить анализировать слова и предложения. Дифференцировать звуки[З], [Зꞌ] на слух и в произношении.Физ.минутка. Продолжать учить анализировать предложения и составлять схемы предложений. Выучить скороговорки.Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.Упражнять в образовании множественного числа существительных(Агранович стр.92).Работа в тетради: раскрась букву по образцу, подчеркни букву З, учимся писать букву по точкам.
Тема 11. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К»:учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Д/У «Правильно повтори» (мак-бак-так,дам-дым-дом,ком-дом-гном).Продолжать учить детей чётко произносить звуки [К], [Кꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Определить место звуков [К], [Кꞌ] в словах.Физ.минутка. Познакомить с предлогами к, от. Выучить чистоговорки (Агранович стр.67).Игры «Буквоед», «Помоги гномикам найти свои картинки» .Учимся читать предложения(Косинова стр.18,19).
Тема 12. «Звуки [Г], [Гꞌ] и буква Г»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Г], [Гꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Учить определять место звуков [Г], [Гꞌ] в начале, середине и конце слов. Учить анализировать слоги типа ГА, ГУ, ГИ, АГ, УГ, ИГ. Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Дидактические упражнения«Хлопни в ладоши», «Один-много»(Агранович стр.72,73).Работа в тетради: «Найди и подчеркни букву», «Заштрихуй по образцу», «Исправь ошибки», учимся писать(Косинова стр.26,27).
Тема 13. «Звук[П] ибуква П»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных. Д/У «Правильно ли это?» (дорогая друг, высокий небо, золотая кольцо и т.д).Физ.минутка. Продолжать учить делить слова на слоги.Д/У «Скажи наоборот» (ап-па, па-ап и т.д) (Агранович стр.46).Упражнения: «Определи первый звук в каждом слове и впиши в клеточки», «Найди букву П и обведи её кружком», «Почини букву». Д/У «Буквоед» (Косинова стр. 22,23).Прочитай слова и соедини одинаковые, составь из букв слова.
Тема 14. «Звуки [Б], [Бꞌ] и буква Б »: учить детей узнавать близких людей по голосу. Учить выполнять графические упражнения.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Б], [Бꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Физ.минутка. Выучить чистоговорки(Агранович стр.43). Работа в тетради: «Составь из букв слова», «Заштрихуй и раскрась букву», «Соедини одинаковые слова», «Составь предложение» (Косинова стр.28,29). Учимся писать по точкам.
Тема 15. «Звуки [Т], [Тꞌ] и буква Т »: учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Т], [Тꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении, продолжать знакомить детей с глухими согласными звуками.Выучить скороговорку (Агранович стр.39).Дидактическое упражнение «Договори словечко».Физ.минутка. Упражнение для развития координации речи с движением «Красота, красота!...»(Агранович стр.39).Упражнения в тетради: «Почини букву», «Подчеркни все буквы Т», «Один-много», «Буквоед», «Помоги гномикам найти свои картинки»(Косинова стр.20,21).
Тема 16. «Звуки [Д], [Т] и буква Д»: учить слухо-произносительной дифференциации звуков:[Д], [Т](дифференциация звонких и глухих согласных).Д/У «Скажи наоборот», «Что изменилось?», «Исправь ошибку». Физ.минутка. Упражнение для развития координации речи с движениеми(Ой,ду-ду,ду-ду,ду-ду..(Агранович стр.42)).Работа в тетради: «Почини букву», «Найди спрятанное слово», «Скажи ласково», «Распутай ниточки». Рассмотреть картинку и назвать предметы, названия которых начинаются со звуков[Д], [Д’].Учимся писать(Косинова стр.30).
Тема 17. «Звук и буква Ж»: развивать слуховое внимание и логическое мышление путём решения логических задач. Научить правильнопроизносить звук [Ж].Д\У «Хлопни в ладоши», «Большой-маленький». Познакомить с правилом написания слога ЖИ. Выучить чистоговорки (Агранович стр.108,109).Физ.минутка. Работа в тетради: «Обведи кружком все слоги ЖИ», «Посели слова в домики», «Почини букву Ж», «Назови ласково». Учимся писать (Косинова стр.48,49).
Тема 18. «Звук и буква В»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.
Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [В]».Продолжать учить делить слова на слоги.Познакомить спредлогами в,у, самостоятельно придумать предложения с этими предлогами (Агранович стр.54).Физ.минутка. Работа в тетрадях: «Определи место звука», «Буквоед», «Составь слова», «Подбери домики», «Раскрась букву», «Один-много» (Косинова стр.24,25).Читаем предложения и находим ошибки.
Тема 19. «Звуки [В], [Ф] и буква Ф»:учить слухо-произносительной дифференциации звуков:[В], [Ф](дифференциация звонких и глухих согласных). Д/У «Скажи наоборот», «Что изменилось?», «Исправь ошибку».Упражнение «Измени высоту голоса»(низкий, средний, высокий).Д\У «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Договори последний слог» (Агранович стр.61,63).Физ.минутка. Работа в тетради: «Почини букву», «Найди ошибку», «Съедобное-несъедобное». Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».Д\У «Наведи порядок» (Косинова стр.34,35).
Тема 20. «Звуки [Л], [Лꞌ] и буква Л»: продолжать учить правильно произносить звуки[Л], [Лꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Д/У «Поменяй первый и второй слог местами» (жилы-лыжи; капал-палка; мала-лама). Учить отгадывать загадки и называть, какой звук в отгадке ([Л], [Лꞌ]), и определить его место в слове. Учить читать слоги ЛО, ЛА, ЛУ,ЛЫ,ЛИ. Продолжать учить делить слова на слоги (Агранович стр.136).Физ.минутка. Работа в тетради: «Ромашка», «Определи последний звук и запиши», «Паутинки», «Составь предложение» (Косинова стр.42).
Тема 21. «Звук [Р],[Рꞌ]и буква Р»: научить правильно произносить звуки [Р], [Рꞌ], различать их на слух и в произношении. Д\У «Хлопни в ладоши», «Скажи наоборот». «Сколько звуков в слове?».Учить анализировать слова без стечения и со стечением согласных. Д\У «Сколько звуков в слове?». Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в отгадках (Агранович стр.144).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Р] в словах», «Обведи все буквы Р», «Найди слово», «Назови ласково». Читаем предложения, исправляем ошибки(Косинова стр.46,47).
Тема 22. «Звук [Й] и буква Й »: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. Научить правильно произносить звук [С]. Артикуляция звука [Й]. Познакомить с характеристикой звука – согласный, звонкий, мягкий, обозначается – зелёный квадрат.Продолжать учить отгадывать загадки, называть место звука [Й] в словах – отгадках, разделить слова на слоги, придумать с каждым словом предложение. Д\У «Повтори как я».Выучить чистоговорки (Агранович стр.132).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Й] в словах», «Заштрихуй и раскрась букву», «Найди букву», «Почини букву». Пишем по точкам, читаем словаи придумываем к ним рифмы(Косинова стр.38).
Тема 23. « Звук [Э] и буква Э »: познакомить детей со звуком[Э] и его характеристикой.Д/У «Скажи наоборот». Повторить серию слогов. Учить составлять предложения, подсчитывать в них количество слов. Учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы. Д\И «Четвёртый лишний». Познакомить с буквойЭ(Агранович стр.85.86).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Э] в словах», «Составь слова из слогов». Учимся писать (Косинова стр.57).
Тема 24. «Звук [Е] и буква Е»:учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. Д\У «Ответь на вопросы». Научитьслухо-произносительной дифференциации звуков[Э] -[Е]. Продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с буквойЕ(Агранович стр.133). Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась букву», «Обведи букву в кружок», «Паутинка», «Буквоед», «Исправь ошибки», «Распутай ниточку». Читаем и записываем предложения (Косинова стр.32,33).
Тема 25. «Звук и буква Ё »: развивать у детей чувство ритма (мак-рак, зайка-майка и т.д)Д/У «Угадай слово». Учить выделять из предложения слова с определённым звуком. Развивать внимание и логическое мышление. Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась букву по образцу», «Соедини одинаковые буквы», «Соедини слова с картинками», «Замени букву». Прочитать слоги и слова (Косинова стр.50).
Тема 26. «Звук и буква Ю»: Учить выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре. Д/У «Угадай слово». Учить находить предложения с предлогами. Развивать внимание и логическое мышление.Физ.минутка. Работа в тетради: «Найди букву Ю», «Замени У на Ю», «Соедини слоги», «Вставь букву», «Найди ошибку». Прочитать предложения и дописать нужные слова (Косинова стр.60,61).
Тема 27. «Звук и буква Я»: учить понимать ичётко выполнять команды, связанные с ориентацией в пространстве. Работа в тетради: «Найди все буквы Я», «Замени букву А на Я», «Буквоед», «Посели слова в домики», «Составь слово из слогов», «Соедини подходящие по смыслу слова».Физ.минутка. Учимся писать, читаем слова и составляем предложения (Косинова стр.53,54).
Тема 28. « Звук и буква Ч»: учить различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов. Д/У «Правильно ли это?».Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый (последний) звук в словах – отгадках.Учить определять место звука [Ч] в начале, середине и конце слов. Упражнять в словообразовании. Д/У «Скажи ласково».Познакомить с предлогом через. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом (Агранович стр.117-120).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука», «Найди родственные слова», «Составь из букв слова», «Соедини слова по смыслу» (Косинова стр.55,56).
Тема 29. «Звук[Щ] и буква Щ»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление времён глаголов. Д\У «Правильно ли это?». Учить произносить звук [Щ], обратить внимание на характеристику звука. Д\У «Хлопни в ладоши».Упражнять в словообразовании. Д\У «Кто это?». Нарисовать схему предложения (Коля поймал щуку.) (Агранович стр.122-124).Физ.минутка. Работа в тетради: «Подчеркни букву Щ», «Замени первую букву», «Допиши предложения», «Выбери правильное слово» (Косинова стр.58,59).
Тема 30. «Звук[Х] и буква Х»: учить дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на картинку). Д\У «Хлопни в ладоши».Учить правильно произносить звуки [Х], [Хꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Д\У «Скажи наоборот». Способствовать развитию фонематического восприятия.Проделать фонетические упражнения.Развивать внимание и логическое мышление.Д/У «Один-много». Физ.минутка. Продолжать учить пересказывать короткие рассказы (Агранович стр.74-78). Работа в тетради: «Обведи кружком букву Х», «Паутинка», «Составь из букв слова». Учимся читать, писать (Косинова стр.26,17).
Тема 31.«Звук и буква Ц»: продолжать развивать языковое чутьё и чувство рифмы. Д\У «Подбери рифму». Учить правильно произносить звук [Ц], обратить внимание на характеристику звука. Д/У «Большой-маленький»- упражнять в словообразовании. Выучить чистоговорки, считалку (Цынцы-брынцы…) (Агранович стр.99-102).Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй букву по образцу», «Почини букву», «Ромашка», «Исправь ошибки», «Паутинка». Читаем и пишем (Косинова стр.51,52).
Тема 32. «Буквы Ь и Ъ»: работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась по образцу», «Подчеркни букву», «Найди лишнего», «Много-один», «Ромашка», «Составь предложение», «Буквоед», «Соедини одинаковые буквы».Физ.минутка. Пишем и читаем (Косинова стр.62-64).
Список литературы:
Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012-160 с+ цв.вкл.48 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом».-М.: Махаон,Азбука-Аттикус,2014.-64с.: ил. – (Академия дошколят).
Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружка ДМИ.
Рабочая программа для кружка по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
Программа волейбольного кружка "Весёлый мяч"
Пояснительная записка, организация образовательной деятельности, тематический план....
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...