Аттестационное задание № 2.16
проект (старшая группа)

Аширбакиева Нелли Марсельевна

Каким образом педагог может использовать  принцип интеграции образовательных областей в рамках проектной деятельности с дошкольниками? Представьте проект, в рамках которого прослеживается интеграция образовательных областей. Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная записка с обоснованием предлагаемого решения и собственно документ, соответствующий содержанию задания (проект для детей дошкольного возраста)

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Проект

1. Позволяет определить конкретные педагогические задачи, для решения которых организуется проектная деятельность с детьми.

2

0

2. Позволяет определить актуальность и проблему проекта

2

0

3. Позволяет выявить образовательные области, интегрируемые в рамках реализации проекта.

2

0

4. Позволяет выявить целевое назначение интеграции образовательных областей.

2

0

5. Позволяет учитывать возрастные особенности воспитанников.

2

0

6. Предполагает осуществление партнерского взаимодействия и сотрудничества  взрослых и детей в ходе проекта

2

0

7. Предусматривает организацию разнообразных видов детской деятельности.

2

0

8. Предусматривает использование  различных форм организации детской деятельности на разных этапах проекта.

2

0

9. Предполагает поддержку детской инициативы, творческих предпочтений, познавательных интересов, индивидуальных способностей  детей

2

0

10. Позволяет формировать ряд проектных умений  детей

2

0

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_no_2.16.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 2.16

        Каким образом педагог может использовать  принцип интеграции образовательных областей в рамках проектной деятельности с дошкольниками? Представьте проект, в рамках которого прослеживается интеграция образовательных областей.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал).

В структуре выделяется пояснительная записка с обоснованием предлагаемого решения и собственно документ, соответствующий содержанию задания (проект для детей дошкольного возраста).

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Проект

1. Позволяет определить конкретные педагогические задачи, для решения которых организуется проектная деятельность с детьми.

2

0

2. Позволяет определить актуальность и проблему проекта

2

0

3. Позволяет выявить образовательные области, интегрируемые в рамках реализации проекта.

2

0

4. Позволяет выявить целевое назначение интеграции образовательных областей.

2

0

5. Позволяет учитывать возрастные особенности воспитанников.

2

0

6. Предполагает осуществление партнерского взаимодействия и сотрудничества  взрослых и детей в ходе проекта

2

0

7. Предусматривает организацию разнообразных видов детской деятельности.

2

0

8. Предусматривает использование  различных форм организации детской деятельности на разных этапах проекта.

2

0

9. Предполагает поддержку детской инициативы, творческих предпочтений, познавательных интересов, индивидуальных способностей  детей

2

0

10. Позволяет формировать ряд проектных умений  детей

2

0

                                                                                                      Аширбакиева Н.М.

Принцип интеграции образовательных областей

в рамках проектной деятельности с дошкольниками

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значения

Держи по правилам движения!

О. Базаров

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной  многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение  взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка.  Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Л.С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития.Она определяется содержанием образования, которая даёт возможность для сотрудничества ребёнка и взрослого в освоении различных знаний .Знания , полученные в детстве по правилам дорожного движения, усвоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –потребностью человека.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных,  общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими  статистическими  показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать  нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного   поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил,  сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом.

 Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

В решении этой проблемы  используются  как традиционные, так и инновационные формы.

В приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных  государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»(далее ФГТ) в перечне  образовательных  областей обозначена область  «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Опираясь на ФГТ,  работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательной области.

Интеграция в образовательном процессе- особо вытроенный структурный процесс, направленный :

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводить специальную подготовку детей к процессу восприятия , пониманию и осмыслению информации , формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом через интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» .

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.

         Используются подвижные и спортивные игры: «Веселые гонки», «Дорожные препятствия».

Интеграция с образовательной областью «Здоровье» .

Формирование начальных представлений о  безопасности жизнедеятельности.

В рамках интеграции данной области дети учатся беречь и сохранять свое здоровье  в дорожно-транспортных ситуациях.  Для этого используются любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» .

Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Реализация этого направления проводится во время организованной образовательной деятельности на темы:  «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.

Интеграция с образовательной областью «Социализация»

Формирование  представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

        К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

-это нужно для меня;

-это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя;

-я буду хорошим пешеходом;

-я буду хорошим примером для других.

    В рамках интеграции данной области  дети учатся  вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.

Интеграция с образовательной областью «Музыка».

Использование музыкальных произведений  для обогащения содержания области «Безопасность».

С этой целью используются музыкальные произведения:

-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О.Высоцкой;

-«Едем мы по улице», муз. Е.Тиличеевой,  сл. М.Кравчука;

-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл.Л.Бойко.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».

 Использование  средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей  для обогащения  содержания области «Безопасность».

Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями  сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:

-«Светофор» (аппликация, лепка, рисование);

-«На нашей улице» (аппликация);

-«В два ряда дома стоят» (конструирование).

       Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы».

Используются художественные произведения для формирования представлений о   правилах дорожного движения, расширяются  и обогащаются представления детей об окружающем мире.

В библиотечке  группы может находиться тематическая литература, которую очень любят слушать дошкольники:

-Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;

-Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

-Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

-Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».

 При работе по профилактике ПДД, используются  как традиционные, проверенные  формы, так и новые педагогические технологии.

Традиционные формы.

Это беседы и дидактические игры, которые также помогают в работе с детьми в данном направлении.

        Наряду с традиционными , наиболее результативными считаются новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
  • Проекты.

   Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

 Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

        При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием  помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

        Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.

    Интерактивный опрос.

    Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

    Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

     В реализации данного направления можно использовать  задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята  рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляется  у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняется, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

     Как итог работы- рисование  и изготовление  коллективной  аппликации на данную тему.

     Проекты.

    Одной из самых удачных новых педагогических технологий считается  проективная деятельность. Как результат проекта, можно использовать современные компьютерные технологии- учебную  электронную презентацию для детей 4-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» или проект из опыта работы по безопасности поведения на улицах города  «Первые уроки дорожного движения».

     Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются:

  • наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;
  • семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
  • родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • совместные праздники и развлечения;
  • выпуск стенгазеты для родителей, оформление лэпбука.

     Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними проводятся  занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуется работа с их родителями (законными представителями).

        Создание условий.

Для организации в дошкольных учреждениях эффективных форм работы с детьми по изучению правил дорожного движения , необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем саду создана специальная учебно-материальная база для проведения профилактической работы по знанию ПДД: «Информационный уголок безопасности» для родителей, на площадке силами родителей сделана игровая зона с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД, приобретен многофункциональный детский игровой комплект «Азбука дорожного движения» (напольный вариант), собрана подборка дисков мультфильмов и видеофильмов, дидактических пособий, методическая литература, методические рекомендации Т.А. Шорыгиной, Т.Ф. Саулиной и других авторов. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства; различные презентации по обучению правилам дорожного движения; комплекты дорожных знаков; макеты дороги с транспортными средствами и др

 В каждой группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять стенд «Схема маршрута безопасного движения в детский сад (схема безопасного маршрута движения должна быть согласована в ОГИБДД), а также информационный уголок "Уголок безопасности дорожного движения". Уголок представляет собой выставочный стенд, расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. На стенде располагают информацию о детском дорожно-транспортном травматизме по району (от ОГИБДД); план работы ГБДОУ по профилактике ДДТТ; памятки и информация для родителей, что сейчас изучают дети (например: виды транспорта); информация по перевозке детей в личной машине и общественном транспорте; темы родительских собраний, агитационные листовки и др. В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные («Добрая дорога детства») и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению ПДД с той или иной возрастной категорией детей

       Литература для детей.

        Книги для дошкольников  «Безопасная дорога», «Учимся переходить дорогу», «Пешеходы-вездеходы» и другие также помогают  в работе по безопасности.

        Пособия для детей.

  • Это развивающие игры : «Дорожные знаки», диски «ПДД для малышей», «По дороге со смешариками», «Как вести себя на улице»;
  • рабочие тетради «Азбука безопасности на дороге».
  • учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы;
  • настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства;
  •  различные презентации по обучению правилам дорожного движения;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макеты дороги с транспортными средствами и другие
  • Кроме того, используются  игры, изготовленные своими руками и  созданные при помощи родителей, которые также помогают   в данной работе.

В заключении следует отметить, что организация работы в дошкольных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма эффективно может осуществляться при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий, объединяя усилия образовательных учреждений всех типов районной системы образования, отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД, родителей, многих организаций и учреждений путём использования одного из главных принципов ФГТ- интеграции образовательных областей. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых, путем планомерного обучения детей, педагогов и родителей безопасному поведению на дорогах будет воспитываться новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Список использованной литературы:

  1. Белая К., Зимонина В.,  Кондрыкинская. Л. Как обеспечить безопасность дошкольника.- М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И и др. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие// СПб., 2012
  3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. :ООО ТЦ Сфера, 2008г.
  4. Извекова Н., Медведева А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ООО ТЦ Сфера », 2005г.
  5. Козловская Е., Козловский С. Дорожная безопасность.- М.: Третий рим, 2002 г.
  6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений // М., Издательский дом Третий РИМ, 2006
  7. Майорова Ф. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий, 2003г.
  8. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  9. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.
  10. Сборник документов, по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В. // СПб., 2011
  11. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008
  12. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /Сост. Анненков Р.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2010
  13. Хабибуллина Е. Дорожная азбука в детском саду. – СПб: Детство-Пресса, 2010г.
  14. Хромцова Т. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к аттестационному заданию.

Приложение к аттестационному заданию....

Аттестационное задание

Сценарий круглого стола с родителями подготовительной к школе группына тему: «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»...

картотека к аттестационному заданию

картотека предназначенна для педагогов и родителей...

Аттестационное задание Проект «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...

Приложение к аттестационному заданию

Приложение к аттестационному заданию...