СПРАВКА по результатам тематического контроля по теме «Состояние работы по познавательному развитию обучающихся в ДОО»
материал

Ольховская Алла Олеговна

СПРАВКА

по результатам тематического контроля

по теме «Состояние работы по познавательному развитию обучающихся в ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_pr.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к приказу от 27.02.2017 №272

СПРАВКА

по результатам тематического контроля

по теме «Состояние работы по познавательному развитию обучающихся в ДОО»

Цель проверки: определение эффективности воспитательно-образовательной работы по развитию познавательной активности и любознательности у обучающихся ДОО, определение причин и факторов, влияющих на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.

Основания проведения тематического контроля: годовой план работы учреждения на 2016 – 2017 учебный год, утвержденный приказом заведующего от приказом заведующего от 29.07.2016 № 99 «Об утверждении документов», приказ заведующего от 31.01.2016 № 11 «О проведении тематического контроля».

Объект контроля: воспитательно-образовательная работа по развитию познавательной активности и любознательности у обучающихся ДОО.

Сроки проведения: с 06.02.2017 по 17.02.2017

Методы проверки:

- наблюдение педагогического процесса;

- анализ планирования воспитательно-образовательной работы с обучающимися по данной теме;

- анализ профессионального мастерства воспитателей;

- анализ условий для познавательного развития обучающихся по ФГОС ДО;

- анкетирование родителей.

Состав комиссии: заместитель заведующего по ВиМР Е.Н. Захарова

                               старший воспитатель Н.В. Максимова

                               воспитатель О.Е. Голышева

Результаты контроля:

Тематическим контролем были охвачены все возрастные группы корпуса 2 (ул. Чкалова, 1). Составлен план и график контроля. Выделены объекты контроля:

- уровень развития познавательных интересов и любознательности у детей;

- система планирования воспитательно - образовательной деятельности с воспитанниками в группах;

- уровень профессионального мастерства воспитателей;

- условия для познавательного развития обучающихся;

- работа с родителями.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.), задачами которого являются:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

В ходе проведенного тематического контроля получены следующие результаты.

С целью изучения уровня развития познавательных интересов и любознательности у воспитанников, а также уровня профессионального мастерства воспитателей корпуса 2 (ул. Чкалова, 1) было организовано наблюдение педагогического процесса во второй младшей группе №1 (воспитатель Н.В. Козьмина), во второй младшей группе №7 (воспитатель Т.Г. Непогода), в средней группе № 4 (воспитатель А.И. Андрущенко), в средней группе № 5 (воспитатель Е.В. Кирова), в старшей группе № 2 (воспитатель А.О. Ольховская), в подготовительной группе № 3 (воспитатель А.А. Большакова), в подготовительной группе № 6 (воспитатель О.Н. Девальд), в ходе которого выделены положительные моменты.

Воспитатели Н.В. Козьмина, Е.В. Кирова, А.О. Ольховская, О.Н. Девальд путем создания проблемных ситуаций вовлекают воспитанников в активную деятельность по приобретению и использованию знаний, при этом сохраняют познавательный интерес на протяжении всей организованной образовательной деятельности посредством использования дидактических игр, применения ИКТ, технологии ОТСМ – ТРИЗ, интеграции образовательных областей, эмоционального сопровождения всей деятельности. Деятельность по познавательному развитию, организованная Н.В. Козьминой, О.Н. Девальд осуществлялась в активном деятельностном режиме, что, несомненно, способствует развитию личности воспитанников, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.                            

Воспитатели Т.Г. Непогода, А.И. Андрущенко, А.А. Большакова не смогли организовать деятельность так, чтобы она способствовала развитию познавательной активности и любознательности у обучающихся ДОО, так как не учли тот факт, что на успешность дошкольного образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая вызовет заинтересованность воспитанников и их познавательную активность.

В ходе контроля было организовано наблюдение за организованной деятельностью по дополнительному образованию «Мир волшебства», целью которой является формирование и развитие познавательных интересов воспитанников через опытно-экспериментальную деятельность.  Воспитанники проявляют положительное познавательное отношение к опытно-экспериментальной деятельности, иногда самостоятельно видят проблему, высказывают свои предположения, выдвигают гипотезу, способы её решения, некоторые планируют самостоятельно предстоящую деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Во время проведения опыта или экспериментальной деятельности Р.С. Цимбал, воспитатель, руководитель кружка, спрашивает обучающихся, что они делают, в какой последовательности. Воспитанники формулируют достигнутый результат, делают выводы. Воспитанники при проведении экспериментов используют карточки – схемы.  Работая в подгруппе, могут договариваться друг с другом для уточнения плана действий, анализа, обобщения результатов. В текущем учебном году воспитанниками были изучены темы: «Почва-живая вода», «Царица-водица», «Невидимка – воздух», «Волшебный мир магнитов», «Сладкие опыты», «Замораживаем воду», «Мыло и его секреты», «Секреты лимона», «Секреты шоколада».

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с обучающимися по познавательной деятельности показал, что во всех возрастных группах планируется ООД по познавательному развитию с включением разделов: математическое развитие, природный мир, предметный мир, социальный мир. В режиме дня при планировании совместной работы с обучающимися отсутствуют опыты и эксперименты в средней группе № 5 (воспитатель Е.В. Кирова), отсутствуют досуги познавательного характера во всех возрастных группах. Работа по формированию у детей познавательной активности и любознательности связана с взаимодействием с родителями воспитанников. Проведенный контроль показал, что работа с родителями по данному вопросу в группах осуществляется. Обязательными формами такой работы являются индивидуальные и групповые консультации с родителями, оформление папок – передвижек, информация на стендах, памятки. Информационные проспекты, письма, памятки и другая наглядная информация, как одна из форм взаимодействия с родителями, отсутствовали в средней группе № 4 (воспитатели А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук), в средней группе № 5 (Е.В. Кирова). Консультации и беседы по теме контроля не отражены в планах средней группы № 4 (воспитатели А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук), средней группы № 5 (Е.В. Кирова).

Для выяснения уровня знаний по данной теме контроля, 13 имеющимся воспитателям был предложена карта самооценки профессионального мастерства по познавательному развитию дошкольников.

На представленной диаграмме видно, что 92% (12 человек)  педагогов  знают,  что  показателем  любознательности  у  ребенка  является  наличие  познавательного  интереса,  проявление  самостоятельности  в  процессе  решения  задач, наличие  вопросов; 92%  (12 человек) воспитателей  правильно отнесли  к  развивающим  технологиям  блоки Дьенеша, дидактический материал М. Монтесорри,  игры  Никитиных; 85 %  (11 человек) педагогов  правильно  соотнесли  дидактические  пособия  с  авторами; в  вопросах  об  особенностях  организации  познавательной  ООД  в подготовительной группе только 54% (7 человек) правильно отметили используемую мотивацию.

   Таким образом, воспитатели ориентируются  в  развивающих  технологиях, дидактических пособиях,  но  имеются  затруднения  в  особенностях  организации  познавательной  деятельности, использовании  этапов  анализа,  открытости,  разнообразия  мотивации.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, иссле-довательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. 3.3.1.1). При   изучении  условий  для  познавательного  развития  детей  в детском  саду воспитателями  был проведен самоанализ условий для познавательного развития обучающихся 3-4 лет, 4-5 лет, 5-7 лет, в ходе которого было отмечено следующее:

- во всех возрастных группах имеется наглядный демонстрационный материал и раздаточный материал, но воспитатели второй младшей группы № 1 (Н.В. Козьмина, Р.С. Цимбал), второй  младшей группы № 7 (И.Н. Кирьянова, Т.Г. Непогода), средней группы № 5 (Е.В. Кирова) хотели бы его разнообразить;

-  во второй младшей группе № 1 (Н.В. Козьмина, Р.С. Цимбал), в старшей группе № 2 (А.О. Ольховская, М.П. Щербакова), в подготовительной группе № 3 (О.Е. Голышева, А.А. Большакова), в средней группе № 4 (А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук), в подготовительной группе № 6 (О.Н. Девальд) практически не существуют картотеки занимательного математического материала, а в средней группе № 5 (Е.В. Кирова), во второй младшей группе № 7 (И.Н. Кирьянова, Т.Г. Непогода) картотеки вовсе отсутствуют;

-  оформленные уголки занимательной математики отсутствуют в средней группе № 4  (А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук), в средней группе № 5 (Е.В. Кирова);

- недостаточное количество дидактических игр математического характера отмечено педагогами второй младшей группы № 1 (Н.В. Козьмина, Р.С. Цимбал), второй младшей группы № 7 (И.Н. Кирьянова, Т.Г. Непогода), средней группы № 5 (Е.В. Кирова);

- отсутствие развивающих, интеллектуальных, логико-математических игр отмечено воспитателями второй младшей группы № 7 (И.Н. Кирьянова, Т.Г. Непогода), существует необходимость увеличения количества и разнообразия указанных игр во второй младшей группе № 1 (Н.В. Козьмина, Р.С. Цимбал), в средней группе № 5 (Е.В. Кирова), в подготовительной группе № 6 (О.Н. Девальд).

Наибольшее насыщение развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию в соответствии с возрастом воспитанников отмечается в старшей группе № 2 (А.О. Ольховская, М.П. Щербакова).

С  целью  выявления  представлений  родителей  о  развивающих  играх  и  познавательном  развитии   детей,  в  ДОО  было  проведено  анкетирование  родителей.  Всего  в опросе приняли  участие  35 родителей по 5 человек от каждой из семи возрастных групп.  

Результаты  показали:  

•        89 % опрошенных  считают,  что  их  дети  часто  задают  вопросы  почему?  Зачем?  Как? т.е. являются  любознательными.  

•        49 % родителей отвечают,  что  их  дети  дома  иногда  играют  в познавательные  игры.

•        среди развивающих  игр  родителям  наиболее  знакомы  такие  игры:  домино  (78%),  лото  (60 %), шашки (56 %), 16 % (8 человек) слышали  о  блоках  Дьеныша, палочках Кюизенера,  играх  Никитиных.

•        дома  у  наших  воспитанников  есть  такие  развивающие  игры  домино (83 %) и  лото  (69 %), шашки и шахматы (80 %).  Радует, что из всех опрошенных родителей 7 (20 %) человек знакомы с блоками Дьеныша, играми Никитиных – 4 человека (11 %), 4 человека (11 %) – с палочками Кюизенера.

•         66 % родителей считают основной целью   познавательного развития детей в детском саду - развитие психических функций, мышления, внимания, памяти; 37 % - подготовка к обучению в школе.

 Таким образом, мы видим, что все родители с заботой и ответственностью относятся к развитию познавательной активности и любознательности своих детей.

Эффективность работы педагогов по познавательному развитию воспитанников в ДОО можно считать удовлетворительной  при выполнении следующих рекомендаций:

Воспитателям:

1. Продолжать пополнять развивающую предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у обучающихся, которая должна обеспечить игровую, познавательную,

исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами;

2. Формировать познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность воспитанников в различных видах детской деятельности;

3. Организовать творческое сотрудничество с семьями воспитанников по познавательному развитию;

4. Планировать и проводить работу с родителями по развитию познавательного интереса детей не реже одного раза в месяц;

5. Внедрять в практику работы современные развивающие педагогические технологии по познавательному развитию дошкольников (ИКТ, проектная деятельность, ОТСМ-ТРИЗ, экспериментирование);

6. Осуществлять поддержку детской инициативы и возможность выбора материалов, видов активности.

7. С целью  обеспечения  устойчивых  познавательных  интересов  у  воспитанников  в  ООД  соблюдать  следующие  педагогические  условия:  включение  занимательности  в  содержание  ООД  и  режимные  моменты;  создавать  проблемно-поисковые  ситуации; использовать  этапы  анализа,  открытости,  разные  формы  организации  обучающихся;

8. Постоянно повышать степень своего владения комплексом исследовательских умений;

9. А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук, Е.В. Кировой разработать и разместить на стендах групповых ячеек информационные проспекты, письма, памятки и другую наглядную информацию для родителей по познавательному развитию обучающихся в срок до 15.03.2017;

10. Е.В. Кировой, И.Н. Кирьяновой, Т.Г. Непогоде подготовить картотеки занимательного математического материала в срок до 17.03.2017;

11. А.И. Андрущенко, Ю.А. Килимчук, Е.В. Кировой оформить в своих группах уголки занимательной математики в срок до 22.03.2017;

12. Н.В. Козьминой, Р.С. Цимбал, Е.В. Кировой, И.Н. Кирьяновой, Т.Г. Непогоде, О.Н. Девальд сформировать заявку на дидактические игры математического характера и развивающие, интеллектуальные, логико-математические игры в срок до 10.03.2017.

Старшему воспитателю:

1. Провести консультацию для педагогов «Познавательное развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО» в срок до 03.03.2017.

Заместителю заведующего по воспитательной и методической работе:

1. Разработать методические рекомендации для педагогов по познавательному развитию в ДОО в срок до 03.03.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы»

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы» (план, карты контроля и аналитическ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Тематический контроль «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»Цель: Определение качества воспитательно - образовательной работы по па...