Программа по выявлению способностей «Алло мы ищем таланты».
рабочая программа (младшая группа)

Арутюнян Лиана Альбертовна

Программа по выявлению способностей «Алло мы ищем таланты».

Воспитатель Арутюнян Л.А.

Смоленская область город Ярцево МБДОУ детский сад № 14

 

Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений.

Е. Амьель


Актуальность

     Пояснительная записка:

Актуальной задачей развития современной образовательной организации  является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной  учебной  деятельности.

Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения талантливости, был выдающийся английский антрополог Френсис Гальтон. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития талантливых детей. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию талантливых дошкольников. Увидеть талантливого ребенка очень сложно. На сегодняшний день не разработана единая диагностика для выявления детей, относящихся к категории «талантливых».

Понятие «талант» - это системное, развивающиеся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Талантливость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и ребенок проявляет себя в непроизвольном интересе к различным сферам деятельности.

Выступают дети первой младшей группы.

 

 

 

Цель: создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей.

 

 

Задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Приобщить детей к процессу познания, развивать способности через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности. Сценка «Кто в домике живет?», играют дети 1 младшей группы.


 

3. поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов  совместно с родителями (тематические родительские собрания.)

 

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, была разработана программа работы с детьми, имеющими высокий интеллектуальный, творческий познавательный потенциал.

   Выявление одарённых детей должно начинаться уже на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности,  творческие возможности и способы их проявления; большую познавательную потребность. Показ пальчикового театра «Курочка ряба», сказки «Теремок», дети 1 младшей группы.

 

 

 

 

    

  Ожидаемый результат реализации программы: развитие потенциала детей.

  Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми: удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей; повышение уровня индивидуальных достижений  детей в  областях, к которым у них есть способности,  адаптация детей к школе.

  Формы работы с одарёнными детьми

Индивидуальная работа.

Проектная деятельность.

Коллективная деятельность.

Работа с родителями.

  Групповые занятия;

Сюжетно – ролевые и творческие игры;

Конкурсы, выставки, соревнования. 

 Таким образом, работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические способы и формы работы с ними, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.

Дети показывают сказку для младших и средних групп сказки «Краденное солнце», «Две ёлки».

 

 

 

 

  Родители  в системе реализации программы: учитывать личностные способности одаренных детей; оказывать помощь в создании семейного микроклимата,  формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов).

 

Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей

1) В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?______________________________________________

2) Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?________ ____________________________________________________________

3) В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?____________________________________

4) Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?_________________________

 

_ 5) Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?___________________________________________

6) Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?________________

7) Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?________________________________________

8) Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?______________

9) Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?_____________

10) Отведено ли ребенку специальное место для рисования?________

11.Есть у ребенка индивидуальное место для занятия?_____________________________________________________________

_ 12) Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?___________________________

13) Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?_____________________________________________

 

_ 14) Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?________

 

   Занятия можно проводить индивидуально или с группой детей  до7- 8 человек. Каждое занятие длится  15– 20 минут,  имеет определенную цель, задачи и содержит соответствующий набор игр, упражнений, заданий. Минимальное число занятий – 12.  Сигналом к прекращению занятий может служить изменившееся отношение к ним детей, успешное выполнение заданий.  

Каждое занятие можно начинать с упражнения «Я в зеркале». Создавать воображаемое зеркало из правой руки, «смотрясь в него» покривляться себе, сказать несколько комплиментов, например: «Какая я хорошая» или «Какая я красивая» и т.п., убрав зеркало покривляться соседу и сказать ему комплимент. Для создания хорошего настроения.

 

   

    «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:  групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;  команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей,  и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

   Сотрудничество дает возможность научиться жить в группе. Дети учатся взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают  раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Воспитатель считает до десяти, дети в это время находят и запоминают все предметы в зале, название которых начинается, например, с буквы «К».

    Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики  представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания».  Дети  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

       «Наполнение слов».  Дети  пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

    «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

«Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

    «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

« Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

Упражнения, направленные на развитие внимания:

 «Графический диктант», «Найди различия», «Найди пару», «Найди ошибки».

    Упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти:

« Запоминай порядок», «Запомни фразы», «Запомни ряд слов», «Запомни ряд фигур»

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Повтори узор», «Соедини точки по порядку», «Обведи рисунок по точкам», «Выполни штриховку».

    Упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственных представлений:

«Лабиринт», «Повтори узор», «Нос», «Графический диктант».

    Разминка «Имя»

Оборудование: мягкая игрушка.

Игрушка передается любому человеку, называется его имя. Затем  в обратном порядке   восстановить последовательность.

    «Передай предмет»

Оборудование:  карандаш.

По  кругу передается  карандаш,  изображаемый  жестами  в разных образах.

    Разминка «Бегущие огни»

Каждый  называет свое имя, а все его повторяют по кругу, как эхо.

    «Совместная сказка»

По кругу составляется совместная сказка, каждый говорит только одно  предложение на предложенную тему.

    «Волшебный мешочек» Попробуй  составить рассказ об одном из предметов из волшебного мешочка, составленный  от  первого лица.

 

. Игра «Предложи выход из ситуации» Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними делать.

 

   Игра «Внутри – снаружи» Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы.

Диагностика.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

    Решать логические задачи.

    Петь.

    Заниматься физкультурой.

    Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

Слушать, когда тебе читают рассказы о природе.

  .Самостоятельно рисовать.

    Играть в спортивные, подвижные игры.

    Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

    Конструировать, рисовать  самолеты, корабли и др.

    Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

    Ухаживать за домашними растениями.

Портрет одаренного ребенка.

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен      преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях,  которые могут не казаться другим смешными.

Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

В результате целенаправленной и системной работы  с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Я – талантлив», возможно, выявление талантливых детей и развитие их способностей.

 

 

Предлагаемая мною программа с талантливыми детьми внутри дошкольного учреждения включает в себя четыре этапа работы.

Предлагаю выявлять одаренных детей на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет».

I этап

Задача: Сбор и анализ информации

   Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.

   Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – методическое обеспечение программы

1. Проведение педагогической диагностики, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

Подготовка консультативного материала для родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап Реализация программы

Мероприятия:

«Алло, мы - ищем таланты» (выявление детей с музыкальными и танцевальными способностями»;

«Я самый артистичный» (умение четко сыграть свою роль);

 

 

 

 

 

«Юный художник» (выявление художественно-эстетических способностей).

 

IV этап – Ожидаемый результат

Выявление талантливых детей.

Задача: демонстрация опыта работы на утренниках и праздниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Обобщить опыт работы и оформить в виде фото отчёта.

Ожидаемый результат для педагога:

 

Повысится качество работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Проявятся способности детей в разных видах деятельности:

-познавательной

-творческой

музыкальной

-конструктивной

-театральной.

дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями,

дети, имеющие спортивный талант;

дети, с выраженными техническими способностями.

Дети с артистическими способностями.

Подготовительная группа детей показывает сказку «Теремок», а дети младшей группы показывают эту же сказку только кукольный театр.


 


 


 


 


 

Формируются навыки коммуникативного общения и умение детей работать в группе.

Для родителей:

Сформируются партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Учимся быть строителями.


 


 

 

Провести анкеты и тест по теме

Анкета для родителей «Профессиональное будущее ребенка»

Тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?»

 


 


 

Предметно-развивающая среда обогатится дидактическим материалом, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оформление папки консультаций для родителей.

Фотовыставка мероприятий с детьми и родителями.

У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность , составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.

Р.Мартен дю Гар.


 


 

Список литературы:

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.

Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011

Н.В.Плотникова «Игры для сплочения детского коллектива»,составление 2012г.,СПб,ООО Издательства «Речь»,2012г.

Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.

Туник,Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.

Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения по социально – личностному развитию «Алло, мы ищем таланты»

Развлечение для родителей с детьми подготовительной группы по социально-личностному развитию...

"Алло, мы ищем таланты"

Сценарий для проведения вокального конкурса в  детском саду....

Конспект развлечения по социально – личностному развитию «Алло, мы ищем таланты!»

Праздник проводится в виде "Голубого огонька" (Дети со своими родителями сидят за столами с угощениями)...

Положение к Конкурсу "Алло мы ищем таланты"

Ежегодно на протяжении многих лет, в  детском саду проводим конкурс среди наших воспитаннков, для выявления талантливых, музыкально одаренных детей.  Цель: привлечение родителей и детей к со...

"Алло, мы ищем таланты!"

Концертная программа...

Сюжетно-ролевая игра "Алло! Мы ищем таланты!"

Цель: создание положительного (благоприятного) эмоционального микроклимата в группе; вовлечение в игру малоактивных детей.Задачи: развивать умение развертывать ролевой диалог в игре; развивать...

Программа "Алло! Мы ищем таланты!"

Соответствует ФГОС ДО....