Работа старшего воспитателя
консультация
Консультация для педагогов "Режиссерский подход в театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Режиссерский подход к театрализованной деятельности.
Роль педагога при организации театрализованной деятельности.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Конечно, особенно трудным является в работе с детьми – это работа над образом.
Существуют определенные этапы работы над образом персонажа.
Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.
-Каким образом вы проводите эту работу?
Например - взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.
В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов
Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.
Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, что ей одиноко и негде переночевать.
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.
Давайте и мы поговорим об этом
Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)
Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)
Какой она была, когда хотела всем понравиться?
(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)
А она на самом деле что делала? (всех съедала)
Значит какой поступок она совершала?
(притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.)
Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:
В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.
Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.
Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: КАКОЙ?
Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.
Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.
2. МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает, другая отгадывает).
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1 к. Ем лимон.
2к. Сердитый дедушка.
1 к. Тепло-холодно.
2 к. Встретили хорошего знакомого.
1 к. Обиделись.
2 к. Удивились.
1 к. Получить подарок.
2 к. Мне грустно.
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»: а вы говорить (либо дети выбирают нужную картинку с изображением мимики)
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
(выражают жалость)
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
(выражают мимикой лица – радость).
Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.
Решить эту задачу нам поможет игровой метод «Запоминание физических действий».
Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из 1 ком.
Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".
Четвёртый этап - работа над голосом. Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа.
Какой прием нам помогает в этом?
Здесь нам поможет прием - "Интонационная выразительность",
Задание для первой команды - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!".
Задание для второй команды - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить".
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке. ()
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
Пятый этап – Этюды. Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.
Используем прием - инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить об эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Сценки для обыгрывания
- Медведь - Лиса:.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
- Петух-Лиса:
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!
Лиса:
- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!
3. Волк - лиса
Волк:
Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Лисица:
Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
' Волк:
Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:
А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:
Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- Лиса - Колобок
Лисица:
Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?
Колобок:
Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу
Лисица:
Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок
Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:
артикуляционная гимнастика;
упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
психогимнастика;
упражнение на ритмопластику.
Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности.
4. Игра-пантомима
1 к. Игра «Изобрази героя»
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
1 команда.
1 чел. Лиса, лисонька-лиса,
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
- Люблю курочек – да-да!
2 чел. Однажды белка запасла
Продукты на зимовку
И все сложила, как смогла,
В своем дому в кладовку.
Пусть в доме тесно, но зато
В лесу так не богат никто!
3 чел. Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
4 чел. Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
2 команда.
1 чел. Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
1 чел. – Ты куда спешишь, лошадка?
– У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!
2 чел. Вот на новые ворота
Смотрит вечером баран:
«Ничего не понимаю!
Может быть иду не там!»
3 чел. Непослушная коза
Смотрит прямо мне в глаза!
Сильно упирается.
Ей сарай не нравится.
4 чел. Подбежал ко мне бычок:
- Почешите мне бочок,
Дайте травушки зелёной,
И водицы мне студёной.
И следующая игра Пантомима
1 к. Показать, как Баба Яга
- смотрится в зеркало;
- выслушивает комплимент;
- пробует нелюбимое блюдо;
- выслушивает замечание;
- садится на стул.
2 к. Показать, как Красная Шапочка
- смотрится в зеркало;
- выслушивает комплимент;
- пробует нелюбимое блюдо;
- выслушивает замечание;
- садится на стул.
1 к. Показать (руками или пальцами):
Стой на месте!
Идём со мной!
До свидания!
Давай, помиримся.
Я тебя люблю!
Я боюсь.
2 к. Показать частями тела:
как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
как твой палец говорит: «Иди сюда!»
как твои глаза говорят: «Нет»;
как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится.»
5. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
1 к. Цель: формировать умение передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение, удивление).
Воспитатель называет предложение: «Снег идет». Участники должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п.
2к. Воспитатель называет предложение: «Солнце светит».
- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.
Практическое задание
Все Вы знаете русские народные сказки.
И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз - таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.
1. к. «Колобок».
2. к. «Репка»
Время на подготовку 3 минуты.
6. Игра испорченный телефон.
Задание: Участники разбиваются на две команды. Один участник получает написанное на листке бумаги задание, которое должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, последний участник должен понять и озвучить.
1к. Пришла сэс! Будет брать смывы с игрушек.
2к. Пришла комиссия из отдела по образованию! Будет проверять хранение колющих, режущих предметов.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.
2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 32-33.
3. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С. 55-58.
5 Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-32628-1621256039.jpg)
Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.
Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/16/picture-67874.jpg)
Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада
Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-73121.jpg)
Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Цель статьи – подбор и апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-745942-1609582232.jpg)
"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.
Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-551836-1419936824.jpg)
Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы
Мой опыт работы старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-936988-1501045712.jpg)
Анализ работы старшего воспитателя по выполнению плана методической работы за период сентябрь 2019- июнь 2020 год.
Анализ работыстаршего воспитателяпо выполнению плана методической работы за период сентябрь 2019- июнь 2020 год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/30/picture-1156351-1567182623.jpg)
Представление опыта работы на тему: Инструменты тайм-менеджмента в работе старшего воспитателя
Требования к знаниям, умениям и навыкам к современному старшему воспитателю кардинально поменялись.Сейчас мало только знаний методики дошкольного воспитания, старший воспитатель должен уметь отлично в...