Методическая разработка: проектная деятельность в группе раннего дошкольного возраста (годовой проект, ясли)
методическая разработка (младшая группа)
Проектная деятельность группы раннего дошкольного возраста (годовой проект, ясли): художественно-эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_k_dorabotke.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №23 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
художественно-эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки» |
проектная деятельность группы №1 «Солнышко» раннего дошкольного возраста |
Пожарская Ю.М. (проект в рамках самообразования) |
2020-2021г. |
Паспорт проекта.
Автор проекта: Пожарская Ю.М.
Воспитатели: Пожарская Ю.М.
Волошина С.С.
Помощник воспитателя: Крылова В.В.
Сроки реализации проекта:
долгосрочный, сентябрь 2020 – май 2021 года.
Участники проекта:
дети раннего дошкольного возраста, воспитатели, помощник воспитателя.
База исследования проекта:
ГБДОУ детский сад № 23 Выборгского района Санкт-Петербурга группа №1 «Солнышко»
Вид проекта:
групповой, долгосрочный, интегративный, творческий, практико-ориентированный, социально-личностный.
Актуальность проекта:
Каждый ребенок – Творец. У каждого ребенка есть способности и потенциал к их раскрытию, развитию при благоприятных обстоятельствах. Способности ярко проявляются в творческой деятельности в условиях искреннего интереса, располагающей обстановки и одобрительного отношения близких людей. Один из видов творчества, процесс отражения окружающей действительности и самовыражения - это рисование. Настроение, эмоции, фантазии, желания и страхи можно выразить с помощью кисти и краски, цветных карандашей, мелков. У детей есть инструменты для рисования, которые всегда с собой, которыми создаются творения на запотевшем стекле, на песке, или даже на кухонном столе с помощью пролитого борща. Конечно, волшебные инструменты это пальчики и ладошки малышей!
Процесс рисования ладошками и пальчиками прост и интересен детям, можно делать отпечатки на бумаге и превращать их разные образы. Вместе с педагогом или близким, ребенок становится волшебником, способным сотворить несколькими прикосновениями рук к листу бумаги животных и сказочных рыбок, деревья и цветы или фантастических существ! Такое творчество удивляет и увлекает не только маленьких, но и старших ребят.
В. А. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошками и пальчиками обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев, то есть, имеет большое влияние на мелкую моторику и тактильную чувствительность – важный фактор развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук и ладони наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, вызывая возбуждение в сенсорных и двигательных клетках речедвигательного анализатора. Вследствие одновременности тактильно-двигательных и слуховых раздражений формируются межнейронные связи, укрепляющиеся в процессе повторений действий, служащие основой для вырабатывания сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику
В современных семьях чаще и больше внимания уделяется интеллектуальному стимулированию ребенка, чем моторике и процессу сенсорного развития - развития восприятия и формирования представлений об окружающем мире, явлениях и предметах его составляющих, их свойствах - форме, цвете, величине, расположении. Развития мелкой моторики и сенсорного развития в раннем возрасте является не следствием, а основой для развития интеллекта, внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
Данная проектная деятельность является достаточно простым и интересным способом стимулирования развития обозначенных выше познавательных процессов.
Проблема:
Ограниченные возможности проведения разнообразных занятий художественной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в их повседневной жизни, негативно влияющие на художественно-эстетическое и всестороннее развитие ребенка.
Цель проекта:
Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей.
Задачи проекта:
- освоение детьми основных цветов;
- формирование у детей изобразительных навыков и умений;
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие мышления;
- развитие воображения;
- развитие произвольного внимания;
- развитие речевой активности;
- развитие наблюдательности, аккуратности, усидчивости;
- развитие эстетического восприятия;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- побуждение появлению и проявлению желания рисовать, творить;
- способствование восприятия ребенком важности и ценности своей работы
- создание предпосылок к формированию у ребенка «Я-концепции-творца»
Ожидаемые результаты:
В условиях благоприятной среды, доброжелательных взаимоотношений и реализации разрабатываемой системы проектной работы посредством нестандартной изобразительной деятельности, художественно-эстетическая а так же моторная, речевая и интеллектуальная сфера детей будет иметь стабильную динамику к улучшению и эффективное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Безопасность, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Методы и приемы реализации проекта:
- беседа;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение сказок и рассказов;
- продуктивная деятельность в виде создания индивидуальных и групповых работ следующими методами:
1.Рисование пальчиками
- Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
- Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
- Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Краска набирается на каждый пальчик. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем легко смываются водой с мылом.
2. Рисование ладошкой
- Средство выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
- Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
- Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку, окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем легко смываются водой с мылом.
Продукт проектной деятельности:
- Для детей: выставки детских работ
- Для воспитателей: накопление методического материала по теме, получение нового педагогического опыта
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный:
- Поиск и изучение литературы
- оформление информации для родителей
- консультация для родителей «рисование с детьми нетрадиционными способами.
2.Организация деятельности:
- разработка рабочей программы по художественному творчеству
- составление перспективного плана
- покупка средств реализации проекта (безопасные пальчиковые краски, листы бумаги)
3.Осуществление деятельности:
в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием, проведение 1-2 занятий в месяц по 10 минут с учетом индивидуальных и возрастных особенностей на основе интереса и желания детей с опорой на имеющиеся у них умения и навыки.
4.Оформление:
- оформление документации
- оформление выставок работ для родителей 2 раза в месяц
- изготовление презентации с фотографиями работ детей по итогу года
План перспективного планирования:
Сентябрь: изучение методической литературы, информирование родителей. Теоретическая и практическая подготовка к деятельности, закупка необходимых материалов. Консультация для родителей «Рисование с детьми нетрадиционными способами»
Октябрь: индивидуальные работы «Вот они какие, наши ручки!» (16.10.20), коллективная работа «Козочки » (23.10.20). Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошками и пальчиками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Показать приемы получения отпечатка ладони. Учить основным цветам.
Ноябрь: индивидуальные работы «Белочка» (06.11.20), коллективная работа «Домики» (20.11.20). Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками и пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий, продолжать учить основным цветам.
Декабрь: индивидуальные работы «Снегирь» (18.12.), коллективная работа «Новогодняя елка» (25.12.20). Продолжать использовать нетрадиционные способы рисования ладошками и пальчиками, использовать различные приемы. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить основным цветам.
Январь: коллективная работа «машинки» (22.01.20). Продолжать использовать нетрадиционную изобразительную технику рисования ладошками и пальчиками, использовать различные приемы, развивать мелкую моторику. Закреплять знания основных цветов.
Февраль: индивидуальные работы «Павлин» (5.02.21), индивидуальные работы «Салют» (19.02.21).Продолжать использовать нетрадиционную изобразительную технику рисования ладошками и пальчиками, использовать различные приемы, развивать мелкую моторику. Закреплять знания основных цветов.
Март: индивидуальные работы «Букет для мамы» (5.03.21.), коллективная работа «Солнышко» (9.03.21.). Продолжать использовать нетрадиционную изобразительную технику рисования ладошками и пальчиками, использовать различные приемы, развивать мелкую моторику. Закреплять знания основных цветов.
Апрель: индивидуальные работы «Первые весенние цветы» (5.04.21), коллективная работа «Птички» (30.04.). Продолжать использовать нетрадиционную изобразительную технику рисования ладошками и пальчиками, использовать различные приемы, развивать мелкую моторику. Закреплять знания основных цветов.
Май: коллективная работа «Вот оно какое, наше лето!» Итоговая большая коллективная работа. Использование в ней техник и способов нетрадиционного рисования, которым научились в течение года.
Создание презентации из фотографий работ, коллажей.
Планируемые даты и темы работ могут быть изменены педагогами по своему усмотрению.
Список используемой литературы:
- Д. Гончарова «Школа фантазеров»; ООО Хатбер-пресс 2010
- Д.Н. Колдина «Рисуем ладошками», серия «Это может ваш малыш»; М.: Мозаика синтез, 2010
- «Рисуем ладошками 2+», серия «детское творчество»
- И. Васильева « Нарисуй пальчиками. Забавные зверюшки»; М.: Стрекоза, 2010
- Т. Давыдова «Рисуем ладошками. Для детей от 2-х лет»; М.: Стрекоза, 2009
- Е. Немешаева «Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования»; Тверь, ООО Астрель, 2012
- Т. Ситникова «Пестрая сказка. Рисуем пальчиками»; М.: Стрекоза, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:сборник проектной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.
Данная методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.Реализация проектной деятельности...
Методическая разработка: проектная деятельность в группе среднего дошкольного возраста (годовой проект)
Проектная деятельность группы среднего дошкольного возраста (годовой проект): познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста в период наблюдения за сезон...
Методическая разработка образовательной деятельности в группе раннего возраста. Тема: «Чем мы можем помочь героям сказки?»
Методическая разработка образовательной деятельности в группе раннего возраста.Тема: «Чем мы можем помочь героям сказки?»в рамках реализации задачи«Экологическое воспитание дете...
Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
Методическая разработка проекта...
Методическая разработка: сборник проектной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.
Методическая разработка:сборник проектной деятельности для детей раннего дошкольного возраста....
Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
Проект "Почему не тонут корабли"...
Методическая разработка проектной деятельности в группе раннего возраста на тему "Потешки для малышей"
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. ...