Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
методическая разработка (старшая группа)
Проект "Почему не тонут корабли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemu_ne_tonut_korabli.docx | 930.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41
Протокол проектной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Почему не тонут корабли?»
Разработала:
Воспитатель Николаева Т.П.
г. Саров, 2022г.
Цель: создавать педагогические условия для выявления детьми причин, позволяющих кораблям не тонуть и не переворачиваться.
Задачи: проанализировать поведение различных тел в воде; выявить природу плавучести и ее связь с плотностями погружаемых объектов; выявить факторы, способствующие затоплению кораблей.
По приоритету метода: познавательно-исследовательский.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Актуальность: Однажды в летний жаркий день ребята играли с водой, бросая в нее различные предметы. Они не удивлялись тому факту, что одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Ответ на этот вопрос мы получили давно, благодаря различным опытам (Например, «Тонет - не тонет» и т.д.) Спустя день ко мне подошел мальчик (Стёпа М.) и спросил: «Почему же настоящие корабли не тонут? Ведь они сделаны из железа, а вчера в воде утонул мой железный человечек». Вопрос Стёпы заинтересовал многих детей, и они стали высказывать свои предположения.
Возникла проблема: мне захотелось, чтобы ребята ответили на свои вопросы сами, проводя различные опыты. Так, мы решили стать исследователями и искать причины плавучести кораблей.
Ход проекта
На первом этапе мы организовали условия для систематизации знаний детей по теме «Корабли» (подобрали презентации, иллюстрации, энциклопедии, стихи, загадки, рассказы, связанные с кораблями). Ребята мастерили корабли из конструктора, бумаги, пластилина. В итоге дети получили много новой информации о кораблях и их разновидностях: каравелла, линкор, миноносец др.; о Российском военно-морском флоте. Ребята так увлеклись этой темой, что многие из них нарисовали наиболее понравившиеся им корабли и приготовили о них небольшие рассказы.
На втором этапе нам предстояло провести исследования и ответить на главный волнующий нас вопрос «Почему не тонут корабли?» Каждое свое предположение (гипотезу) мы решили закреплять или опровергать при помощи того или иного опыта.
Гипотеза №1 « Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть»
Опыт «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»
Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из металла, дерева, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы – нет.
Объяснение: Мы знали, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности
Современные корабли сделаны из металла.
Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, гипотеза № 1 не верна.
Гипотеза №2 «Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму»
Опыт «Влияние формы на плавучесть корабля»
Берем пластилин, погружаем его в воду и видим, что он утонул.
Придаем пластилину форму корабля, погружаем его в воду и видим, что он не утонул, а поплыл. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!
Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, гипотеза № 2 верна.
Гипотеза №3 «Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву»
Опыт « Влияние воздуха на плавучесть корабля»
Берем два воздушных шарика, один из которых надуваем, и погружаем в воду.
Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.
После проделанного опыта ребятам была представлена презентация «Почему не тонут корабли? Что такое сила Архимеда?»
Объяснение: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, а из воды действует сила выталкивания. Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность.
Вывод: Корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений. Именно поэтому воздух держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.
Если железка не имеет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, то она сразу же потонет в воде. А если смастерить кораблик по всем правилам науки — он спокойно будет держаться на плаву. Гипотеза №3 верна.
Благодаря своим исследованиям, ребята получили ответ на Стёпин вопрос. Но все- таки возникло противоречие: если корабли такие незатопляемые, то почему же они тонут? На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы познакомились с факторами, вызывающими кораблекрушения.
Третий этап - продуктивный.
Проведение проекта не обошлось без помощи родителей. Они помогли нам организовать в группе выставку кораблей и рисунков.
Четвертый этап – создание продукта.
Продуктом нашего проекта стало изготовление памяток
«Почему не тонут корабли?»
Материал, из которого изготовлен корабль | Его форма | Воздух, сила Архимеда |
- | + | + |
«Что вызывает кораблекрушения?"
Человеческий фактор
| Природный фактор
| Технический фактор
|
Пираты | Шторм | Поломка корабля |
Войны | Айсберг | |
Ошибка капитана |
Последнюю таблицу дети постоянно дополняют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...
Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.
Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»...
Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Почему у жирафа шея длинная».
В материале представлено теоретическое обоснование использование метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста, указаны этапы реализации проекта по теме "Почему у жирафа шея длинна...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...
Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
Методическая разработка проекта...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Мажор и Минор, Музыкальный лад"
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "МАжор и Минор, Музыкальный лад"...