РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
материал

Формирование мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений.

У ребенка постепенно развиваются три вида мышления:

  • наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками);
  • наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  • словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. 

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести, семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и образованием понятий.

На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Для того чтобы ребенок хорошо учился в школе, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Основные требования к умениям детей:

К трем годам дети  должны:

  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);
  • знать, кто из животных где живет;
  • знать, кто из животных что любит есть;
  • знать, какие вещи нужны летом, а какие - зимой;
  • составлять пирамидку с учетом величины колец;
  • адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);
  • составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам детей необходимо научить:

  • объединять  предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);
  • выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);
  • выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);
  • находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);
  • составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом  их величины;
  • адекватно действовать с 5-местной матрешкой;
  • составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.

К пяти годам детей необходимо научить:

  • выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);
  • классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);
  • выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;
  • самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;
  • сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
  • знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;
  • составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;
  • адекватно действовать с 6-местной матрешкой;
  • составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

К шести годам дети должны:

  • уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;
  • классифицировать предметы в группы по определенным признакам (цвет, форма, величина, назначение);
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;
  • находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;
  • решать простые логические задачи;
  • выстраивать логический ряд из фигур;
  • сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
  • составлять разрезные картинки из 5-6 частей;
  • составлять пирамидку из 10 колец с учетом их величины;
  • адекватно действовать с 7-местной матрешкой.

К семи годам дети должны:

  • уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;
  • объединять  предметы в группы по определенным признакам;
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;
  • выделять в группах предмет, не подходящий к общим признакам, обосновывая в речевых высказываниях это исключение;
  • переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях;
  • решать достаточно сложные логические задачи;
  • выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • соотносить текст с соответствующей картинкой;
  • устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;
  • адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, понимать их скрытый смысл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mishleniya_u_doshkolnikov.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

 «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Формирование мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений.

У ребенка постепенно развиваются три вида мышления:

  • наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками);
  • наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  • словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. 

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести, семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и образованием понятий.

На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Для того чтобы ребенок хорошо учился в школе, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Основные требования к умениям детей:

К трем годам дети  должны:

  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);
  • знать, кто из животных где живет;
  • знать, кто из животных что любит есть;
  • знать, какие вещи нужны летом, а какие - зимой;
  • составлять пирамидку с учетом величины колец;
  • адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);
  • составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам детей необходимо научить:

  • объединять  предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);
  • выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);
  • выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);
  • находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);
  • составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом  их величины;
  • адекватно действовать с 5-местной матрешкой;
  • составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.

К пяти годам детей необходимо научить:

  • выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);
  • классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);
  • выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;
  • самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;
  • сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
  • знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;
  • составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;
  • адекватно действовать с 6-местной матрешкой;
  • составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

К шести годам дети должны:

  • уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;
  • классифицировать предметы в группы по определенным признакам (цвет, форма, величина, назначение);
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;
  • находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;
  • решать простые логические задачи;
  • выстраивать логический ряд из фигур;
  • сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
  • составлять разрезные картинки из 5-6 частей;
  • составлять пирамидку из 10 колец с учетом их величины;
  • адекватно действовать с 7-местной матрешкой.

К семи годам дети должны:

  • уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;
  • объединять  предметы в группы по определенным признакам;
  • подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;
  • выделять в группах предмет, не подходящий к общим признакам, обосновывая в речевых высказываниях это исключение;
  • переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях;
  • решать достаточно сложные логические задачи;
  • выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;
  • сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
  • соотносить текст с соответствующей картинкой;
  • устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;
  • адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, понимать их скрытый смысл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию мышления у дошкольников.

Опыт работы по формированию мышления во всех возрастных группах детского сада. Младшая группа - наглядно -действенное, средняя группа - наглядно - образное и старший возраст словесно - логическое.Подб...

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, а так же методов и приемов применяемых в ДОУ на занятиях по экологии....

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы, методов и приемов используемых в ДОУ на занятиях с целью экологического воспитания дошкольников....

Советы родителям по развитию мышления у дошкольников.

Данный материал позволит родителям лучше узнать о развитии мышления у дошкольников и воспользоваться советами в домашних условиях....

Влияние игры на развитие мышления у дошкольника

консультация для родителей и педагогов...

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...