Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
методическая разработка
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
"Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
13 апреля 2017 года между Банком России и Министерством образования и науки РФ подписан Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 -2021 годы.
Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит ту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях,интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,«подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста.
Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально –экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывноеэкономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарныхэкономических отношениях.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий:«труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансово –экономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.
Перечень базовых финансово-экономических понятий:
- труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга;
- деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата;
- личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;
- сбережения, копилка, кошелек, сейф;
- покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево;
- долг, должник, заем;
- план, экономия;
- потребность, капризы, желание, возможность;
- торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки;
- подарок, реклама;
- богатство, бедность, жадность, щедрость.
Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на:
• любовь к труду
• уважение к результатам труда взрослых
• умение считаться с потребностями семьи
• тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
• проявлять терпение при достижении желаемого
• ответственно относится к чужим вещам
Что лежит в основе финансовой культуры
Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. Любой труд почетен.
Деньги -ресурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в первую очередь, потребности (т. е. то, что необходимо для качественного физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки.
Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать обмен между продуктами труда людей.
Формы и методы, которые необходимо воспитателюиспользовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр.
Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.
При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения:
- статичность и подвижность предметного окружения;
- гибкость;
- комфортность;
- открытость – закрытость ППС.
Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Только объединение детского сада и семьи дает полноценный опыт и практику«экономического поведения».
Литература
- Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева.- Волгоград : Учитель. – 186 с.
- Смоленцева А. А. введение в мир экономики, или Как мы играем вэкономику: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Консультация для педагогов "Финансовая грамотность детей дошкольного возраста"
Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?. Экономическое воспитание способ...
Консультация для родителей на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Дети сегодняшнего поколения рано включаются в экономическую жизнь семьи. Детей повсюду окружает реклама, они сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, а в их лексикон включается все боль...
Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....
Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Консультациядля воспитателей«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов :"Финансовая грамотность детей дошкольного возраста"
В материале "Консультация для педагогов по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста", прописано, что воспитание основ финансовой грамотности дошкольников решает...