Монтессори система, в чем ее суть.
статья (подготовительная группа)
Предметом исследования является монтессори педагогика, суть работы с детьми в монтессори группе. Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. М. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". У ребенка изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок.
Мария Монтессори называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Основным выводом работы является: суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу
Это система свободного воспитания. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла "свобода в дисциплине". Здесь уживаются и свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2-2,5 лет. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система монтессори | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Монтессори система, в чем ее суть.
Сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах Монтессори — они есть практически в каждом городе. Многие сгорают от желания отдать туда ребёнка.
Мария Монтессори называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. М. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". У ребенка изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок.
Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.
Происходит это обычным путем, в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок будет развит на столько, на сколько была упорядочена его окружающая среда в возрасте от 0 до 3-х лет. Ребенку необходим порядок в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Необходимо реализовать окружающую его среду (предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте на специальных полках. Создается своеобразная "подготовленная среда" (аналогично той, которая создана в нашем центре).
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте
(даже если вечером они были разбросаны). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому и помочь ему в этом могут родители, поддерживая порядок вокруг него. Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. Необходимо, чтобы режим дня устраивал всех и ребенка и родителей. Индивидуальный режим ребенка необходимо поддерживать на втором и третьем годе жизни. Собственный ритм дня это "внутренние часы" великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Для ребенка от 0 до 3-х наиболее важно прочувствовать порядок в поведении взрослых по отношению к нему. Сложившийся у него к трем годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Поэтому система Монтессори еще и оздоровительная. Если мы успеем в этот период дать возможность ребенку реализовать его потребности в порядке, то у него на всю жизнь останется желание организовать свою деятельность, достичь цели, найти путь к этой цели.
Основное правило в группе "Вместе с мамой" - свобода ребенка! Приходя в класс, он сам выбирает вид деятельности (дидактические материалы, рисование, книжки, игры с водой и т.д.), выбирает время, место, партнера. Вот свобода выбора. Но она не абсолютна. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает.
Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены природой. Отсюда и девиз системы Монтессори - Помоги мне это сделать самому!
- Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
- Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
- Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
- Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Подытожим. Это система свободного воспитания. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла "свобода в дисциплине". Здесь уживаются и свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2-2,5 лет. Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...
Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".
В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...
Презетация.Развивающие игры "Слышу,вижу,чувствую", по системе М. Монтессори.
Развитие чувственного мира детей через тренировку мелкой моторики, слуха,зрения, осязания....
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
РОЛЬ ПЕДАГОГА В МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЕ
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стре...
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....
Открытое образовательное мероприятие по Монтессори в старшей группе, по направлению «Познавательное развитие» по системе М. Монтессори .
Важно предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка в свободной деятельности. Подгот...