Чтение художественной литературы в средней группе по темам недели
материал (средняя группа)

Тамара Петровна Матвеева

Чтение художественной литературы в средней группе по темам недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx58.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы

Сентябрь

Тема«Вас встречает детский сад. Профессии в детском саду.»

1. Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести)

Знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей.

2. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы»

3. Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе. Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

4. Чтение А. Барто «Верёвочка»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

5. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»

Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой». Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения. Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Тема: «Игрушки»

1. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

2. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

3. Чтение Г. Цыферов "Когда не хватает игрушек"

Углублять интерес детей к литературе, воспитывать

желание постоянному общению с книгой  совместно

со взрослым и самостоятельно.

4. Чтение С. Маршак «Мяч» Цель: развивать интерес к художественной литературе.

5. Чтение стих-ия В. Берестова «Больная кукла» Цель: развивать интерес к худ. лит-ре, воспитывать бережное отношение к игрушкам

Тема:«Осень. Деревья»

1. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность.

2. Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»

Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек

3. чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

4. Чтение Дж. Ривз «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

5. Чтение А. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями.

Октябрь

Тема: «Овощи. Огород»

1Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

2. Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»

Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

3. Чтенине Дж. Родари «Чиполлино».

Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.

4.Чтение  Ю. Тувима «Овощи»

Цель: учить слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы.

5.Чтение Н. Егорова «Редиска, морковка , тыква…»

Цель: воспитывать любовь к художественной литературе

Тема: «Фрукты. Сад»

1.Чтение В. Сутеев «Мешок яблок»

Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.

2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка». Познакомить с рассказом Л. Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.

3. Пересказ Г. Пономарёва «Хитрое яблоко».  Учить пересказывать текст своими словами; подбирать эпитеты к слову; обогащать словарь прилагательными;

4. Г. Юдин «Как варить компот». Цель: учить слушать произведение, отвечать на вопросы.

5. Л. Толстой  «Сажал старик яблони». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета.

    Тема: «Ягоды»

1.Загадывание загадок про ягоды. Развивать внимание, воображение.

2.Чтение Я. Тайц «По ягоды»

Знакомство с новым рассказом Я. М. Тайца «По ягоды». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.

3. Чтение стихотворений о ягодах. Познакомить детей со стихотворениями, приобщать их к высокой поэзии.

4. Чтение обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами»

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью; развивать речевую активность.

5. Чтение стихотворений Е.Трутнева. Земляника. Черника. Цель: познакомить детей с новыми произведениями. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Тема: «Грибы»

1.Чтение П. Синявский «Грибная электричка».  Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Чтение В. Катаев «Грибы» Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

3.В. Сутеев «Под грибом». 

Цель: Развивать и поддерживать интерес к произведениям. Учить разыгрывать несложное представление по знакомым литературным произведениям. Использовать для воплощения образа известные выразительные средства.

4.Стихотворения по теме лес, грибы. Цель: познакомить детей со стихотворениями о грибах, приобщать их к высокой поэзии.

5.Чтение и пересказ рассказа М.Пришвин. Последние грибы. Цель. Учить детей внимательно слушать и пересказывать небольшой текст с помощью воспитателя.

Ноябрь

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

1.Сказка «Три поросенка»

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

2. Чтение худ. произведений К. Ушинского «Бодливая корова»Цель: развивать интерес к художественной литературе.

3. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Тузик» - предложить детям составить рассказ о собаке по результатам наблюдения или из личного опыта.

4. Чтение: М. К. Ушинский «Плутишка кот». Цель: продолжать учить детей внимательно слушать, развивать диалогическую речь.

5. Заучивание стих-я «Про Щенка Тошу». Цель: развивать речь и память детей. Учить читать стихотворение с выражением.

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

1. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» рассказывание в обр. О. Капицы.

Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

2.Чтение и пересказ сказки К.Ушинского. Петушок с семьей. Цель: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.

3.Чтение рассказа К.Ушинского « Чужое яичко». Цель:  познакомить детей с рассказом К. ДУшинского «Чужое яичко», расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах.

4.В.Сутеев. Что за птица? Цель: учить детей пересказывать и понимать сказку, развивать умение строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки, закреплять название птиц, частей тела птиц,  развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.

        

Тема: «Дикие животные и их детёныши»

1.Сказка «Заяц-хваста». Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей; развивать умение понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения, воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения.

2.Сказка «Зимовье зверей» Цель: продолжать формировать навыки рассматривания книги, передавать интонацией голоса персонажей, подвести к пониманию образного содержания сказки и поступки персонажей, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.   

3.Рассказ «Волчишко» Е. Чарушин Цель: Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, сочувствовать и сопереживать героям произведений; отвечать на вопросы после прочитанного.

4.Сказка «Лисичка сестричка и серый волк» Цель: Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку, развивать память, воображение, интонационную выразительность речи, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

5.Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

Тема: «Зоопарк»

1.Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

2.Чтение стихотворения Э. Успенского «Тигр вышел погулять»

Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

3.Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героев. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Развивать фонематический слух.

4.Н. Сладков «Медведь и солнце»

Цель: учить слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память.

5.Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки; товарищи помогают преодолеть любые испытания. Воспитывать у детей чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

Декабрь

Тема: «Зима»

1Чтение: р.н.с. «Снегурочка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.

2. Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитин. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. учить понимать глубину содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине

3. В. Осеева «На катке»

Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

4.В. Одоевский «Мороз Иванович» Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. Углублять знания об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

5. Чтение стихотворения Е. Трутнева «Первый снег». Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, умение внимательно слушать.

Тема: «Зимующие птицы»

1.В. Бианки «Кто как зимует?» Цель: Учить слушать внимательно сказку, определять жанр произведения. понимать средства выразительности. Развивать образность речи. Закрепить названия зимующих птиц.

 2. Н. Калинина «Про птиц». Цель: Продолжать приучать детей слушать рассказы, пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из рассказа. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание и умение оказывать ей посильную помощь.

 3. М. Горький «Воробьишко» Цель:  познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. 

4. З. Александрова «Новая столовая». Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

5. Чтение сказки-несказки В. Бианки «Сова». Цель:  познакомить детей с новым произведением. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Тема: «Зимние забавы. Зимние виды спорта»

1. Чтение произведения Н. Н Носова «На горке». Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений; усваивать последовательность развития сюжета; замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

2. Чтение стихотворения И. Чичикина «Зимние забавы» Цель: активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы», развивать умение внимательно слушать, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.

3. Чтение В.Орлов «Снежная баба»

Цель: уточнить и расширить представление детей о зимних забавах, познакомить со стихотворением В.Орлова «Снежная баба»

4. Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок». Цель:  уточнить и углубить знания детей о том, что происходит со снегом в тепле, Упражнять в умении понимать вопросы и отвечать по их содержанию.

5. Чтение произведения Н. Н Носова «Наш каток». Цель: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; подбирать однородные определения к словам, воспитывать бережное отношение к труду людей;  умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.

Тема:«Новогодний хоровод»

1.В Сутеев «Снеговик-почтовик»

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Развивать фонематический слух.

2.Тема: «Елка» Е.Трутнева (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

3. Русская народная сказка «Снегурочка» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, подвести к пониманию идеи произведения. Закрепить знания об особенностях сказочного жанра

4.А. Прейсе «Веселый новый год»

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Обратить внимание детей на некоторые приемы комического (смешные ситуации воспитывать умение воспринимать произведения художественной литературы).

5. Заучивание стихотворения С. Маршак  «Песня о ёлке». Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение.

Тема:«Зима»

1.Чтение Е.Трутнева «Белкина кладовая». Цель: учить внимательно слушать  лит.произведение, понимать содержание стихотворения. Воспитывать бережное отношение к труду животных.

2.Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Цель: продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. 

3. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко. Цель: Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.

4. Чтение стихотворений о зиме. Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

5. Г. Скребицкий «4 художника. Зима». Цель: расширять представление детей о жизни леса в зимнее время.

Январь

Тема: «Части тела и личная гигиена»

1.Чтение К. И. Чуковский «Мойдодыр» Цель:  познакомить с содержанием  сказки  в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр». Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать  внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас

2.Чтение Б. Заходер «Вредные советы» Цель: способствовать возникновению убеждения в том, что каждый человек несет ответственность за свои дела и поступки и не всегда следует выполнять дословно советы других; совершенствовать умение регулировать свое поведение; развивать чувство юмора.

3.Пересказ сказки В. Сутеева «Умелые руки» Цель:  Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к произведениям В. Сутеева. Закреплять навыки организованного поведения на занятии, формировать доброжелательность и дружелюбие.

4. Чтение стихотворения М. Ефремов «Тело человека» Цель: Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, познакомить детей со строением тела человека и его возможностями.

5.Чтение стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?» Цель: Помочь детям в изучении своего организма; сформировать понятия об основных частях тела, их функциях. Научить детей любить свой организм, самому помогать ему.

Тема: «Моя семья»

1. Чтение «Как братья отцовский клад нашли»

Закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.

2.Чтение потешки  С. Георгиев «Бабушкин садик»

Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

3.Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: Помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).

4. Чтение сказки Ш. Перо " Красная Шапочка".

Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

5. Чтение рассказа В. Вересаев «Братишка». Цель: расширение словарного запаса детей, воспитывать бережное отношение ко всему живому, учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Февраль

Тема: «Мой город Новосибирск»

1. Чтение рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»

Цель:Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.

2Чтение ЗАлександрова: «Родина»

Познакомить со стихотворением «Родина». Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.

3. Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине.

4. Чтение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

5. Чтение сказки Г.-Х. Андерсен «Старый дом». Цель: Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев, развивать умение отвечать на задаваемые вопросы, высказывать свое мнение.

Тема: «Транспорт моего города»

1.А. Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Ураган») Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше.

2. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер». Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев.

3.Чтение В. Клименко «Кто важней всех на улице». Цель:  Расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

4. Чтение Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике»

Цель: учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально воспринимать литер произведение.

5. Чтение рассказа М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице». Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города.

Тема: «ПДД»

1. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили». Цель: познакомить детей с произведениями А. Иванова. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев.

2. В. Суслов «Его сигнал для всех закон». Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев.

3.Чтение С. Михалков «Шагая осторожно», «Бездельник светофор». Цель: развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.

4. Стихотворение «Светофор». Цель: учить внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице.

5. Чтение М. Кривич «Школа пешехода». Цель: закрепить знания правил дорожного движения, правил поведения пешеходов, способствовать осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения;

развивать мышление, умение анализировать, обосновывать, сравнивать, умение строить речевое высказывание;

Тема: «Наша армия родная»

1. Чтение рассказа А. Митяева «Почему Армия родная» – продолжать формировать интерес к книгам, воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2.  Чтение стихотворения В. Руденко «23февраля» – воспитывать желание слушать стихотворение, чувствовать поэтическую рифму.

3. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор»

 Цель – Познакомить детей со стихотворением ЗАлександровой «Дозор».

 Приучать детей воспринимать большое по объему стихотворение на слух, соотносить услышанное с иллюстрациями. Анализировать поступки героев. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

4.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»

Цель: Познакомить с произведением «Дядя Стёпа»; учить отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать речь, память, мышление творческие способности, воображение.

5. Чтение русской народной сказки по выбору детей – учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; способствовать развитию образности речи детей.

Март

Тема: «Мамин праздник»

1.Чтение  Е. Благинина «Вот какая мама»

Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность. 

2. Чтение Б. Житков «Как Саша маму напугал»

Цель: способствовать формированию целостной картины мира, первичных ценностных представлений о семейных отношениях.

3.Чтение стихов Е. Благинина. «Посидим в тишине»,

Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность. 

4.Чтение книги И. Красниковой «Моя мама лучше всех»

Цель: предложить детям прослушать стихотворения, ответить на вопросы о том, как называют мам и детенышей различных животных, почему каждая из мам кажется своему малышу лучше всех. Вызвать эмоциональный отклик на стихотворения, учить по образцу рассказывать о своих мамах.

5 Я. Аким. «Мама», Е. Благинина. «Вот какая мама»и др.) 

Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность. 

6.Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»

Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Тема: «Дом(квартира и его части)»

1.Чтение Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Цель: Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа.

2.Чтение «Твой дом» К. Мурзалиев». Цель: развитие интереса к художественной литературе.

3.Чтение сказки М. Горького «Про Иванушку – дурачка». Цель: Познакомить с произведением, воспитывать чувство гордости, учить внимательно слушать.

4. «Загадки без слов». Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

5.Чтение: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка. Цель: продолжать знакомство с русской народной сказкой;

Тема: «Мебель»

1.Чтение М. Цветаева «У кроватки». Цель: Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.

2.Рассказывание русской народной сказки «Три медведя» Цель: рассказывать знакомую сказку с опорой на иллюстрации, придумывать свои истории, отметить предметы мебели и посуды.

3.Чтение С. Маршак «Откуда стол пришел?». Цель: Прививать любовь к поэзии, помогать становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к художественному слову.

4.Заучивание стихотворения «Кискино горе»  Цель: учить внимательно, слушать стихотворение; отвечать на вопросы педагога.

5. Чтение произведения «Сказка про мебель». Цель: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, давать простейшие характеристики персонажам. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1.Заучивание стихотворения Я.Акима «Посуда»  Цель: развивать внимание и память детей.

2. Чтение  К.Чуковский «Федорино горе». Цель: закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активировать в речи глаголы. Учить понимать содержание произведения, его юмористического смысла.

3. «Загадки о посуде» Цель: Формировать у детей умение по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.

4.Чтение художественной литературы: «Большая ложка» З.Александрова.  Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти.

5.«За ужином» Л.Кардашова. Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти.

Тема: «Весна»

1.Заучивание стихотворения Г. Ладонщиковой «Весна» Цель: развивать образность речи детей понимание значения образных слов и выражений, учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

2.Чтение Владимир Сутеев "Как зима кончилась". Цель: Познакомить детей с произведением, закрепить у детей знания о признаках весны, формировать  бережное отношение к природе.

3.Чтение «Сказки о весне» Дарьи Хохловой. Цель: Познакомить детей с произведением Дарьи Хохловой «Сказка о весне», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

4.«Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого». Цель: Обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему.

5.Загадки о весне. Цель: развивать внимание, умение определять предмет по описанию.

Апрель

Тема: «Животные и птицы весной»

1. Чтение китайской сказки «Жёлтый аист»

Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл.

2.Чтение: А. Толстой «Еж». Цель: формировать умение слушать литературные произведения, следить за развитием сюжета, сопереживать героям.

3. Чтение: Е. Чарушин «Медвежонок». Цель: продолжать учить слушать произведение, рассматривать иллюстрации.

4. Чтение: Н. Пикулёва «Лисий хвостик». Цель: продолжать учить слушать произведение, рассматривать иллюстрации.

5. Чтение стихотворения «Солнечный зайчик». Цель: воспитывать интерес у детей к чтению. Помочь понять содержание.

Тема: «Одежда»

1. Чтение сказки Н. Носова «Живая шляпа». Цель: Формировать умение внимательно слушать, развивать интерес к чтению.

2. Чтение сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка». Задачи: учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей. Формировать интерес к книге, умение выражать свои впечатления при помощи речи.

3. Чтение И. Муравейка «Я сама». Цель: формировать умение внимательно слушать, развивать интерес к чтению.

4. Отгадывание загадок по теме «Одежда». Цель: развивать логическое мышление, активизировать в речи названия предметов и элементов одежды.

5. Чтение рассказа А.Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке». Цель: развитие слухового внимания.

Тема: «Обувь»

1.Чтение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Цель: Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев.

2. Чтение С. Прокофьева «Сказка про башмачки». Цель: Формировать умение внимательно слушать, развивать интерес к чтению.

3.Чтение Н. Павлова «Чьи башмачки», формировать умение внимательно слушать, развивать интерес к чтению.

4. Отгадывание загадок по теме «Обувь». Цель: развивать логическое мышление, активизировать в речи названия предметов и элементов обуви.

5.Чтение и обыгрывание сказки «Кот в сапогах». Цель: развивать память, умение подбирать необходимые атрибуты для обыгрывания. Распределять роли.

Тема: «Цветы. Насекомые»

1.Чтение  В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил". Цель. Знакомство с творчеством В. Бианки. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках.

2. Предложить прослушивание аудио-сказок о насекомых  "Муравьиные истории" Нины Гали.      Цель: Расширение кругозора детей, воспитание интереса к творчеству детских писателей.                                    

3. Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»(по методике «Расскажи стихи руками») Цель. Развитие памяти, моторики, умения ориентироваться в пространстве, речи, чувство ритма.

4. Чтение - знакомство с творчеством К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Цель. Ознакомление с творчеством детского писателя, с его произведением. Разучивание отрывка сказки.

5. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». Цель: учить слушать басни, развивать внимание, память.

Май

Тема: «Лето. Летние забавы»

1.Чтение стихотворения «Вот и лето подоспело» В. Данько. Цель: расширять знания о летних природных явлениях.

2. Чтение «На веселом стадионе» Л. Гаврилова и В. Суслова

3. Заучивание потешки «Солнышко-колоколнышко…» Цель: развивать память, интонационную выразительность речи.

4. Чтение "Стихи, загадки о лете" Цель: Учить детей внимательно слушать, связно отвечать на вопросы, понимать стихи и загадки и находить отгадку.

5. Чтение художественной литературы: Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька». Цель:прививать интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к животным.

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....

Приложение к НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в средней группе на тему: «Лисичка – сестричка и волк»

Приложение к НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в средней группе на тему: «Лисичка – сестричка и волк»...

Конспект НОД по ФГОС чтение художественной литературы в средней группе детского сада Тема: «Путешествие в мир доброты и вежливости».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация...

Картотека "Чтение художественной литературы в средней группе". По неделям

Художественная литература, которая используется в течении всего учебного года и подобрана по темам недели....

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»». Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Жив...