Инновационный проект "Малышарики. Мегаполис детства"
проект (средняя группа)
- На базе ДОО ребенок имеет возможность получать тот опыт и знания, которые могут стать определяющими в его выборе цели в учебе и профессии и помогут социальной адаптации ребенка. Проект полностью соответствует требованиям ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ где «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных способностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Инновационный проект «Малышарики», безусловно, способствует внедрению и реализации новых подходов и форм на практике в системе образования. Первая задача – обеспечение инновационного характера работы с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malyshariki._megapolis_detstva.docx | 92.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Колосок» города Белореченска
Муниципального образования Белореченский район
Составила: воспитатель Хитрова О.А.
г. Белореченск, 2018 г.
Паспорт проекта
- Название проекта «Малышарики. Мегаполис детства»
- Руководитель проекта: Хитрова Олеся Александровна.
- Срок реализации проекта – 1 месяц (с 15.11.2018 по 15.12.18)
- Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, физинструктор, воспитанники второй младшей группы № 9 «Умницы и умники», родители.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительно-проектировочный (с 1.11.2018 по 14.11.2018)
- изучение, анализ и фиксация потребностей
-анализ имеющихся ресурсов ДОУ
2. Практический (с 15.11.2018 по 15.12.2018)
- внедрение и реализация проекта
3. Контрольно-аналитический ( с 16.12.18 по 20.12.2018)
- Обобщение и систематизация результатов работы в рамках проекта
4. Презентационный (25.12.2018)
- Обобщение и распространение опыта
Актуальность проблемы
- Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Возникает необходимость поиска новых путей в организации работы с детьми по разным направлениям деятельности, применению методов и приемов, формирующих творческие способности детей, развивающих их воображение, способствующих проявлению инициативы и социальной активности.
- Актуальность выявления способностей и самоопределения дошкольников определяется реалиями сегодняшней жизни. Динамично развивающийся мир создает потребность в высокообразованных, творческих, активных личностях, способных нестандартно мыслить и эффективно решать поставленные перед ними задачи. Формирование же такой профессиональной элиты невозможно без выявления и поддержки способностей детей. Основополагающей идеей данного проекта является мысль о том, что каждый человек от рождения обладает какими-либо задатками и задача взрослых, находящихся рядом с ребенком, помочь открыть этот потенциал, создать благоприятные условия для выявления и развития способностей.
- Необходимость модернизации дошкольного образования и внедрения новых форм в дошкольном образовании для формирования знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности детей в современном обществе.
- На базе ДОО ребенок имеет возможность получать тот опыт и знания, которые могут стать определяющими в его выборе цели в учебе и профессии и помогут социальной адаптации ребенка. Проект полностью соответствует требованиям ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ где «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных способностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Инновационный проект «Малышарики», безусловно, способствует внедрению и реализации новых подходов и форм на практике в системе образования. Первая задача – обеспечение инновационного характера работы с воспитанниками.
Основная идея проекта
Основная идея проекта заключается в создании максимально приближенной к жизни модели мегаполиса «Малышарики», в котором живет все как в настоящей жизни кроме одного: его жителями и посетителями являются дети.
В групповом пространстве располагается та или иная мастерская – «Активность», в которой дети знакомятся с основами различных профессий, хобби и увлечений.
Мегаполис «Малышарики» - это воссозданная мини-модель города со своей инфраструктурой. Это место, где дети, практически по-настоящему попадают во взрослую жизнь. А какой ребенок не мечтает стать взрослым!? Здесь дети проявляют самостоятельность, воплощают свои мечты!
«Активность» в стране «Малышарики» - это часть группового пространства, в котором воссоздана та или иная городская инфраструктура.
В стране «Малышарики» представлены следующие «Активности»:
- Поликлиника
- Магазин
- Библиотека
- Лаборатория
- Салон красоты
- Физкультурный комплекс
- Музыкальная школа
- Кукольный театр
- Художественная галерея
- Конструкторское бюро
Освоить «Активности» детям помогают «Наставники».
«Наставник» - воспитатель группы, который координирует работу в «Активности», трансформирует развивающую предметно-пространственную среду и подбирает вариант игрового задания в соответствии с возрастными способностями детей.
Дошкольники под присмотром «Наставника» познают разнообразные навыки в стране «Малышарики». В ходе игры детям станет понятно, какие знания для того, чтобы впоследствии овладеть теми или иными навыками профессии.
Игра в каждой «Активности» длятся 15-20 минут, в соответствии с возрастными способностями детей четвертого года жизни.
Вариативная модель организации «Активности» основывается на шести принципах «Я»
- Я есть- я уникальная, независимая и способная к самоопределению личность. Я свободен, это дает мне силу действовать, говорить и думать.
- Я знаю – я любознательный и занимаюсь самообразованием. Я открыт новым знаниям и опыту, а значит – готов подвергать сомнению существующее положение вещей
- Я игра – я всегда с радостью отношусь к жизни и наслаждаюсь каждым ее моментом. Я имею право на отдых и положительные эмоции.
- Я делюсь – я щедрый и внимательный к другим людям. Я учусь культуре общения и работе в команде
- Я творю – я постоянно придумываю новое, изобретаю и хочу быть находчивым. Именно это вдохновляет меня на поиск новых идей, которые приведут к удивительным открытиям и помогут решить глобальные проблемы человечества.
- Я забочусь – я несу ответственность за окружающую среду. Это напрямую связано с необходимостью активно защищать природу: не только оберегать, но и проявлять инициативу в вопросах экологии.
Новизна проекта
Суть новаторства заключается в следующем:
- Организация в групповом пространстве зоны («Активности») наполненной предметами и дидактическими материалами, пособиями, с помощью которых дети смогут знакомиться с устройствами современного общества и работой городских инфраструктур, социальных объектов
- организация различных активностей в групповом пространстве (поликлиника, магазин, библиотека, конструкторское бюро и т.д.)
- оформление педагогами, родителями, детьми «Активностей»
- Организация предметно-пространственной среды в соответствии в выбранной активностью
- размещение в групповом пространстве сменяемых дидактических и игровых материалов по выбранной тематике в зависимости от реализуемых задач в данной «Активности».
- Рационализация пространства
- вовлечение в развивающую предметно-пространственную среду всего пространства ДОУ, в том числе физкультурного и музыкального зала, с целью нетрадиционной подачи материала для игровой и образовательной деятельности.
Цель проекта – создать условия для реализации ребенком возможности открывать для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей; возможность самостоятельной деятельности детей, моделирующей жизнь взрослых.
Задачи проекта:
- совершенствование условий психологического, интеллектуального и физического комфорта детей, родителей и педагогов;
- создание условий для социального развития ребенка, освоение школьниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, для развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- создание методических условий для развития педагогических инициатив и профессионального роста педагогов в условиях инновационной деятельности;
- развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование у детей позитивных установок к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.
Ожидаемые результаты проекта для педагога и ДОО:
- Построение образовательной деятельности в ДОО на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с возможностью нетрадиционного подхода к образовательному процессу.
- создание уникального образовательного пространства, индивидуального стиля ДОО.
Ожидаемые результаты проекта для детей
1. Дошкольник владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. Дошкольник обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам общества;
3. Дошкольник получит гуманитарные и естественно научные знания;
4. Дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
5. Дошкольник соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
6. Дошкольник проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно объясняет явления природы и поступки людей;
7.Профессиональный рост педагогов и развитие педагогических инициатив.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта.
Практическая значимость заключается в создании новых благоприятных условий для развития и саморазвития каждого ребенка, посещающего детский сад. Созданная вариативная модель организации дошкольного образования повысит социальный статус дошкольного образования, обеспечит преемственность целей задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (программ дошкольного и начального общего образования), создаст благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Работа в рамках данного проекта будет способствовать профессиональному росту педагогов ДОУ.
Нормативно - организационное обеспечение проекта (наименование и реквизиты нормативно - правовых актов)
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
6. Приказ Минобразования РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
7. Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
8. Методическое письмо Минобразования РФ от 25.03.1994 № 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Перспективное планирование деятельности в рамках реализации проекта «Малышарики. Мегаполис детства»
Активность | Деятельность в «Активности» | Задачи | Целевой ориентир |
«Конструкторское бюро «Самоделкин» | 1.«Большие и маленькие дома» 2.«Железнодорожная станция «Белореченск» 3. «Наша улица» | Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться со строительным материалом (различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала — строить разнообразные конструкции. Формирование умения экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала. | У ребенка развито желание строить для кого-либо, украшая постройку, используя различное цветовое решение. Сформирован навык конструирования, развито творчество, умение усложнять свои конструкции |
«Художественная галерея «Тюбик» | Виртуальная экскурсия «Путешествие в картинную галерею» Рисование пальчиками «Первый снег» Рассматривание картин и скульптур | Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят. | Ребенок проявляет устойчивый интерес к средствам изобразительной деятельности; способен самостоятельно определиться с материалами для изготовления работ |
«Кукольный театр «Петрушка» | Самостоятельные игры с театром «Курочка Ряба» (пальчиковый театр) Самостоятельные игры с театром «Колобок» (настольный театр) | последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков; работа над речью и интонацией; коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать | ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия |
«Музыкальная школа «Нотка» | Знакомство с профессией музыкантов. Музыкальная импровизация на шумовых музыкальных инструментах Творческий концерт «Веселые ноты». | Знакомить детей с профессией музыканта Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных, шумовых музыкальных инструментах. | Ребенок знает и называет ДМИ, раскрепощен при выполнении некоторых танцевальных движениях, стремиться доставлять удовольствие и положительные эмоции своим творчеством. |
«Физкультурный комплекс «Олимпийский» | Знакомство со спортивными играми и оборудованием. Тренировка в физкультурном зале Подвижные игры по выбору детей | Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, , формирования и совершенствования основных видов движений; ознакомление со спортивным инвентарем. | Ребенок способен объяснить назначение спортивного инвентаря; проявляет устойчивый интерес к подвижным играм. |
«Салон красоты «Милашка» | С/р игра «Парикмахерская» | Ознакомление детей с профессией парикмахера, атрибутами для работы, последовательностью работы | Ребенок знает и называет атрибуты, необходимые для работы парикмахера; самостоятельно производит необходимые манипуляции в ходе игры. |
«Лаборатория «Фиксики» | Знакомство с материалами для опытов и экспериментов. Эксперименты: - «Свойства воды»; - «Цветная вода»; | Ознакомление детей с предметами и материалами для проведения опытов и экспериментов, средствах индивидуальной защиты. Развитие интереса к работе в «Лаборатории» Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования | Ребенок знает и называет предметы и материалы для экспериментирования и опытной деятельности. Способен под руководством «Наставника» выполнять простейшие манипуляции и отражать в речи свои результаты. |
«Библиотека «Книжкин дом» | Знакомство с детскими писателями, в том числе с кубанскими писателями. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Д/И собери кубики «Колобок». | Ознакомление детей с творчеством великих писателей для детей. Воспитание интереса к чтению художественной литературы | Ребенок способен назвать двух-трех писателей. Ознакомлен с русским народным творчеством. Способен подобрать картинки к соответствующим сказкам. |
«Магазин «Колосок» | Виртуальная экскурсия «Знакомство с профессией продавца» С/р игра «Магазин. Отдел продукты». | Ознакомление с работой продавца и функционированием магазина; формирование умения вести диалог с покупателем. Воспитание уважительного отношения к товарищам. | В игре ребенок отражает работу продавца, водителя грузового автомобиля, используя все необходимые атрибуты. Вежливо относится к «покупателям» и «сотрудникам» магазина. |
«Поликлиника «Будь здоров» | Виртуальная экскурсия «знакомство с профессией врача» С/р игра «На приеме у врача» | Ознакомление детей с профессией врача, необходимыми инструментами. Формирование понятия принципа работы врача. Воспитание таких качеств как: вежливость, сочувствие, сопереживание. | Ребенок знает и называет атрибуты и принципы работы врача. В ходе игровой деятельности проявляет внимательность к «пациентам». Способен в речи отражать сопереживание и сочувствие. |
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников
Форма работы | Тема | Задачи |
Информационный буклет | «Малышарики. Мегаполис детства» | Ознакомление родителей с внедрением и реализацией проекта |
Консультация | «Знакомство детей с профессиями». | Ознакомление родителей с методами подачи информации для детей. |
Консультация | «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» | Оказать родителям помощь, в целях предотвращения ошибок в трудовом воспитании. |
Открытое мероприятие «День открытых дверей» | «Один день из жизни ребенка в детском саду» | Ознакомление родителей с режимом дня дошкольника; формирование дружеских и доверительных отношений в треугольнике ребенок – педагог – родитель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».
Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....
"Ребенок в многонациональном мегаполисе"
Презентация на тему: "Ребенок в многонациональном мегаполисе"....
Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей».
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей». Наше образова...
Инновационный проект "Малышарики. Мегаполис детства"
Актуальность проблемыРадикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Возникает необходимость пои...
Участие в проекте МБДОУ«Центр развития ребенка – Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» Инновационные площадки «Планета детства»
Цель: Создать разностороннюю развивающую среду для ребенка во время пребывания на свежем воздухе, чтобы дать ему возможность проявить себя в разных видах деятельности....