Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Брехт Жанна Сергеевна

"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития творческих способностей

старших дошкольников

Творческие способности являются одним из основных рычагов воспитания старших дошкольников в ДОУ.

Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту кого-либо, чего-либо, то, что придает своеобразие кому-либо [2].

Как отмечают Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие, «дошкольное детство является сензитивным периодом становления творческих сил и способностей».

Именно в этот период происходят изменения во многих сферах: совершенствуются психические процессы - внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности [4].

Как отмечают Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «…в старшем дошкольном возрасте происходят переломные моменты в развитии внимания. В этот период начинает проявляться форма произвольного внимания, но, несмотря на изменения в развитии внимания, остается непроизвольное внимание» [4].

В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в процессе развития памяти. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.

Становление мышления в старшем дошкольном возрасте связано с усвоением новых способов умственных действий, возможности для развития различных форм образного мышления.

Изучая творческие способности старших дошкольников, Е. В. Котова отмечает, что к 6 - 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами:

  • используя наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • логическое мышление [4, с. 6].

В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, определяя тем самым перспективу творческого развития.

По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий.

Как отмечают Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и другие, «…воображение является важнейшим новообразованием дошкольного детства, с ним связаны процессы зарождения творческой личности» [4].

Творческие способности старших дошкольников развиваются в художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, игровой, рисовании и лепке, конструировании, художественно-речевой и других видах деятельности.

Рассматривая творческие способности, необходимо рассмотреть особенности развития творческих способностей.

Н. А. Ветлугина выделяет следующие особенности развития творческих способностей:

  • способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
  • творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
  • оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театрализованной деятельности;
  • самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач [1].

По мнению Б. Л. Яворского «...особенность музыкально-творческих способностей заключается в их развитии на основе восприятия художественного образа – музыки» [4].

Автор выделяет особенности развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности:

  • все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога-воспитателя всемерно стимулировать их;
  • важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
  • педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества [4].

Т. С. Комарова выделяет особенности развития творческих способностей старших дошкольников в художественно-эстетической деятельности:

  • развивается эстетическое восприятие, старшие дошкольники учатся созерцать красоту окружающего мира;
  • развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов;
  • развивается способность наблюдения в явлениях и объектах природы;
  • совершенствуются изобразительные навыки и умения формировать художественно-творческие способности;
  • развиваются формы цвета, пропорции, художественный вкус [3,с. 12].

Особенности развития творческих способностей старших дошкольников представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в разных видах деятельности

Ф.И.О. автора

Вид деятельности

Особенности

1.

А. И. Вайчене

И. Л. Дзержински

А. И. Катинене

Л Н. Комиссарова

М. А. Медведева

О. П. Радынова

Музыкальная деятельность

  • дает возможность детям почувствовать себя сопричастными ко всему, что происходит во время проводимых музыкальных действий;
  • позволяет детям свободно выражать свои эмоции, выражать себя и ориентироваться в окружающем мире;
  • способствует воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств.[6].

2.

Н. П. Сакулина

Изобразительная деятельность

  • восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом.


Продолжение таблицы 1

Ф.И.О. автора

Вид деятельности

Особенности

  • овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве);
  • овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью [5].

3.

Т. С. Комарова

Изобразительная деятельность

  • техника рисования, способы правильного держания карандаша;
  • владение техникой линии, штриха, пятна;
  • формообразующие движения, направленные на передачу формы предмета [3].

Отличительные особенности видов способностей представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей

Виды способностей

Особенности

11.

1

2

Общие способности:

Интеллектуальные способности

Организаторские способности

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
  • самостоятельность;
  • быстрая адаптация к незнакомой ситуации;
  • уверенность в общении с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • популярность среди сверстников.

Продолжение таблицы 2

Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей

Виды способностей

Особенности

2.

Специальные способности:

Творческие способности

  • занятие рисованием, лепкой, аппликацией подолгу и с удовольствием;
  • передача через используемый материал характерных особенностей предмета или персонажа;
  •  отсутствие необходимости в шаблонах, подсказках для открытия новых техник и приемов;
  • умение замечать красоту вокруг себя (любоваться радугой, искрящимся снегом, рассматривание с удовольствием картин в музеях);
  • умение мастерить поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст]: кн. для учителя / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. -287 с.
  2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
  3. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. - 144 с.
  4. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В Кузнецова, Т. А. Романова М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
  5. Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / С. И. Телегина // Сибирский педагогический журнал. -  2008. - № 7.
  6. Юрченко, Л. Г. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий [Текст] / Л. Г. Юрченко, Н. В Корнейшикова // Символ науки. - 2016. - № 4.С - 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»

Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности....

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...