Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)
"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития творческих способностей
старших дошкольников
Творческие способности являются одним из основных рычагов воспитания старших дошкольников в ДОУ.
Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту кого-либо, чего-либо, то, что придает своеобразие кому-либо [2].
Как отмечают Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие, «дошкольное детство является сензитивным периодом становления творческих сил и способностей».
Именно в этот период происходят изменения во многих сферах: совершенствуются психические процессы - внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности [4].
Как отмечают Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «…в старшем дошкольном возрасте происходят переломные моменты в развитии внимания. В этот период начинает проявляться форма произвольного внимания, но, несмотря на изменения в развитии внимания, остается непроизвольное внимание» [4].
В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в процессе развития памяти. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.
Становление мышления в старшем дошкольном возрасте связано с усвоением новых способов умственных действий, возможности для развития различных форм образного мышления.
Изучая творческие способности старших дошкольников, Е. В. Котова отмечает, что к 6 - 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами:
- используя наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- логическое мышление [4, с. 6].
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, определяя тем самым перспективу творческого развития.
По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий.
Как отмечают Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и другие, «…воображение является важнейшим новообразованием дошкольного детства, с ним связаны процессы зарождения творческой личности» [4].
Творческие способности старших дошкольников развиваются в художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, игровой, рисовании и лепке, конструировании, художественно-речевой и других видах деятельности.
Рассматривая творческие способности, необходимо рассмотреть особенности развития творческих способностей.
Н. А. Ветлугина выделяет следующие особенности развития творческих способностей:
- способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
- творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
- оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театрализованной деятельности;
- самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач [1].
По мнению Б. Л. Яворского «...особенность музыкально-творческих способностей заключается в их развитии на основе восприятия художественного образа – музыки» [4].
Автор выделяет особенности развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности:
- все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога-воспитателя всемерно стимулировать их;
- важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
- педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества [4].
Т. С. Комарова выделяет особенности развития творческих способностей старших дошкольников в художественно-эстетической деятельности:
- развивается эстетическое восприятие, старшие дошкольники учатся созерцать красоту окружающего мира;
- развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов;
- развивается способность наблюдения в явлениях и объектах природы;
- совершенствуются изобразительные навыки и умения формировать художественно-творческие способности;
- развиваются формы цвета, пропорции, художественный вкус [3,с. 12].
Особенности развития творческих способностей старших дошкольников представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в разных видах деятельности
№ | Ф.И.О. автора | Вид деятельности | Особенности |
1. | А. И. Вайчене И. Л. Дзержински А. И. Катинене Л Н. Комиссарова М. А. Медведева О. П. Радынова | Музыкальная деятельность |
|
2. | Н. П. Сакулина | Изобразительная деятельность |
|
Продолжение таблицы 1
№ | Ф.И.О. автора | Вид деятельности | Особенности |
| |||
3. | Т. С. Комарова | Изобразительная деятельность |
|
Отличительные особенности видов способностей представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей
№ | Виды способностей | Особенности |
11. 1 2 | Общие способности: Интеллектуальные способности Организаторские способности | |
| ||
|
Продолжение таблицы 2
Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей
№ | Виды способностей | Особенности |
2. | Специальные способности: Творческие способности |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст]: кн. для учителя / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. -287 с.
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
- Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. - 144 с.
- Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В Кузнецова, Т. А. Романова М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
- Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / С. И. Телегина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 7.
- Юрченко, Л. Г. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий [Текст] / Л. Г. Юрченко, Н. В Корнейшикова // Символ науки. - 2016. - № 4.С - 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Развитие творческих способностей старших дошкольников
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»
Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников
Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»
Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности....
"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...