Организации и проведения культурных практик в группе ГБДОУ
статья (средняя группа)
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики
дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsii_i_provedeniya_kulturnyh_praktik_v_gruppe.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации и проведения культурных практик в группе ГБДОУ
Автор – разработчик: Табакова Ксения Вячеславовна
ГБДОУ детский сад №59 Приморского района Санкт - Петербурга
Проектирование современного образовательного процесса в детском
саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое
использование культурных практик дошкольников. Культурные практики
становятся важной структурной единицей образовательного процесса в
детском саду.
Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур - личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя. Характерной особенностью нашего времени является усиление
культурологических основ образования.
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики
дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом или интересом.
Культура выступает частью образовательного процесса, так как определяет формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.
Культурные практики могут реализоваться в первой и второй половине дня. Мы все их реализуем в рамках календарного планирования.
Существует несколько видов культурных практик:
1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах.
3. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная, форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный развитие, система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи (а ППРС группы).
6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В нашей группе применяются культурные практики соответствующие возрастной группе детей:
Возраст детей: Старший дошкольный возраст
Культурная практика: Совместная игра воспитателя с детьми, досуги, чтение художественной литературы (длительные).
Виды и формы работы: В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры - экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток).
А так же, остаются основные виды игр, проектная деятельность, коллекционирование.
Сюжетно-ролевая игра
Режиссерская игра
Игра-инсценировка
Игра – драматизация
Игра-экспериментирование
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
- Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. - Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются
воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные
практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми
образовательными задачами.
Комплексно-тематическое планирование позволяет воспитателю органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни и их гармоничного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в дошкольном учреждении"
Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал сод...
Фрагмент организации образовательной деятельности с включением культурной практики. Подготовительная группа.
«Подарок для папы»Тематическая неделя ко Дню защитника Отечества в подготовительной к школе группе.Построение развивающей предметно-пространственной среды:1. Оформление выставки:-Картинки , книги на в...
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"
Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"...
Методические рекомендации при проведении культурной практики
Данное методические рекомендации призваны оказать помощь воспитателям в детском саду при проведении культурной практике в форме эксперимента при практической проверки разных фактов.Данный опыт разрабо...
Методическая разработка по взаимодействию педагога с семьей в организации и проведении современных практик этнокультурного образования.
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, кр...
Методическая разработка по проведению культурной практики «У кого бывают хвостики и для чего они им?»
ФГОС дошкольного образования указывает на необходимость предоставления детям информации и ее обобщения в доступной для них форме, данное требование может быть выполнено посредством проведения культурн...
«Организация и проведение педагогической практики Утренний круг»
Задачи утреннего круга: Социально-коммуникативное развитие:- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции соб...