Круглый стол "Мы вместе".
электронный образовательный ресурс
Цель — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Повышение уровня правой грамотности родителей (законных представителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Сургутский район
п. Солнечный
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белоснежка»
Круглый стол «Мы вместе!»
Организаторы круглого стола:
Социальный педагог – Хмарская Л.Н.
Педагог психолог – Усольцева Н.В.
Участники: педагогический персонал ДОУ.
Форма проведения: дистанционная (размещен на сайте детского сада и на сайте Образовательная социальная сети nsportal.ru)
Ход мероприятия:
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Цель — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Повышение уровня правой грамотности родителей (законных представителей)
Социальный педагог. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье. Наш круглый стол сегодня нацелен на организацию правового пространства в ДОУ и защиту ребёнка от всех форм насилия.
Основные международные документы по защите прав детей:
1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.
«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя,
- гражданство,
- любовь,
- понимание,
- материальное обеспечение,
- социальную защиту,
- возможность получать образование,
- развиваться физически,
- нравственно,
- духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
- воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
- воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
- право на охрану здоровья,
- право на образование,
- право участвовать в играх,
- право на сохранение своей индивидуальности,
- право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.
Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
- Закон «Об образовании».
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития. Отдельные права детей и обязанности родителей закреплены не только в Конституции, но в Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.
Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:
- дети-инвалиды;
- дети — жертвы межнациональных конфликтов;
- дети с отклонением в поведении;
- дети с ограниченными возможностями.
Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях.
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Педагог – психолог о формах жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
- психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Физическое насилие:
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Психическое насилие:
- постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- задержка физического, умственного развития;
- плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность, импульсивность;
- сонный вид и утомленность;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- часто вялотекущая заболеваемость;
- антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
- создание доверительно-делового контакта с родителями;
- участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Социальный педагог советует, как действовать воспитателю в случае выявления жестокого обращения с ребенком.
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
- объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
- оградить ребенка от реакции других детей;
- уделить ребенку максимум внимания;
- дать понять, что проблему можно решить.
Советы педагога-психолога родителям дошкольников.
Правильное семейное воспитание, основой которого является принятие детей такими, какие они есть, их поддержка, безусловная любовь к ним и забота о них, позволит избежать ранней школьной дезадаптации детей. Учитывая это, рекомендуем родителям правила семейного воспитания.
1. Повышайте самооценку ребенка:
- относитесь к ребенку как к абсолютно самодостаточной личности, уважайте его. Ваш тон и стиль общения с ребенком должны убеждать его, что он - ценная личность, полноценный человек, поэтому с ним разговаривают уважительно, без унижений и оскорблений;
- проявляйте любовь в отношениях с ребенком, как можно понятнее объясняйте ребенку, чего от него хотите;
- избегайте слов «всегда» и «никогда». «Ты всегда думаешь только о себе!» «Ты никогда не приходишь с улицы вовремя» - подобные фразы убеждают ребенка в неумении вести себя иначе. Лучше сказать так: «Иногда я чувствую, что ты забываешь о других», «Я знаю, что ты избавишься от этой дурной привычки и станешь вежливым (вежливой), хорошим (хорошей), любящим (любящей) мальчиком (девочкой), уважающим других »;
- учите ребенка компенсировать все то, что унижает его достоинство. Помогайте ему направлять свои усилия для достижения успеха в той сфере, где он силен – в музыке, спорте, изобразительном искусстве и т.д., чтобы ребенок мог, например, сказать себе: «Возможно, я считаюсь не лучшим в группе, но я очень хорошо пою»;
- воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Не забывайте, что ребенок, как и каждый человек имеет право на ошибку.
2. Правильно относитесь к поступкам дошкольников:
- учите детей ответственности за совершенные поступки: следует давать ребенку возможность понять содеянное, оценить его. Обсуждайте только поступок и его результат, а не унижайте достоинство ребенка или указывайте на недостатки личности;
- не употребляйте обвинительных фраз вроде: «Ты надоел!», «Зачем ты опять это сделал?». Зато употреблять фразы, из которых следует отношение родителей к поступку, а не к ребенку: «Мне неприятно, когда ты со мной так разговариваешь» «Мне больно, когда соседи жалуются на тебя»;
- тон, которым провозглашается требование или запрет, должен быть скорее дружественным, объясняющим, чем принудительным;
- оценивайте не только поступки, но и их мотивы;
- не оставляйте без внимания правильные поступки ребенка: они заслуживают одобрения.
3. Взвешенно относитесь к наказанию ребенка:
- прежде чем наказывать ребенка, всегда выслушайте его объяснения по поводу случившегося, и старайтесь понять, а потом оценивать его поступок;
- наказание не должно быть чрезмерным и слишком длительным по времени;
- не используйте жестокие физические наказания;
- объясняйте ребенку, за что его наказали, чтобы он понимал последствия своих действий;
- давайте ребенку понять, что вы его любите, что вас не устраивает не он сам, а его поведение.
4. Устанавливайте доверительные отношения между всеми членами семьи:
- не допускайте авторитарного стиля общения, собственного самоутверждения за счет ребенка, гиперопеки и, наоборот, гиперпротекции и эгоцентрического воспитания;
- не переносите межличностные конфликты взрослых на взаимоотношения с ребенком;
- признавайте собственные ошибки в воспитании и соответственно перестраивайте свои отношения с ребенком;
- относитесь к ребенку как к полноправному члену семьи со своими обязанностями и правами;
- развивайте детскую ответственность, воспитывайте у ребенка умение заботиться о других;
- дарите ребенку время от времени подарки и устраивайте праздники, поскольку именно от этого дети дошкольного возраста получают больше радости;
- всегда разговаривайте с ребенком искренне, откровенно, подавайте информацию доступно для него. Нельзя обманывать ребенка только потому, что он еще мал, а значит, не в состоянии понять что-то;
- избегайте пустых обещаний: свои обещания ребенку нужно выполнять;
- всегда эмоционально поддерживайте ребенка;
- учите ребенка выражать свой гнев, ведь не выпускание наружу чувства агрессии может нанести ущерб адаптации ребенка и привести к различным болезненным проявлениям - прежде всего, психосоматическим (боль в животе, повышение давления и т.п.). Поэтому ребенка нужно учить цивилизованно выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения, злобы, равно как и чувство вины, стыда, горя, радости.
5. Заранее готовьте ребенка к школьной жизни:
- поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником, проявляйте интерес к его делам и достижениям, помогайте будущему первокласснику подтверждать значимость его будущего и деятельности;
- обсуждайте с ребенком те нормы и правила, с которыми он столкнется в школе. Объясняйте ему целесообразность этих правил, организуйте рациональный распорядок дня будущего первоклассника;
- старайтесь предвидеть и предупредить те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка па первом этапе обучения;
- эмоционально поддерживайте желание будущего первоклассника добиться успеха, одобряя его: «Молодец!», «Как хорошо!»;
- уважайте мнение своего ребенка о воспитателе: для детей старшего дошкольного возраста воспитатель часто более авторитетен, чем родители;
- не пугайте ребенка школой, но и не забывайте, что учеба - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно изменит жизнь ребенка, но оно не лишит его радости, игры. Давайте понять будущему первокласснику, что у него будет время и для развлечений.
Социальный педагог. Уважаемые коллеги, на этом наша встреча подошла к концу. Мы рады если смогли вам помочь сформировать правовую компетентность в работе с детьми и родителями в организации правового пространства. Задумайтесь над тем, о чем мы сегодня с Вами говорили. Вы ответственны за будущее поколение, которое будет жить в том обществе и с теми нормами, которые Вы создадите или сохраните.
В этот день я хочу пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома отец и мать,
Опекали, ценили, любили.
Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому — семью, отца и маму,
Дом, в котором всегда мир и лад,
Дом, в котором не бывает брани.
Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки всегда пусть сияют.
Пусть у наших детей, и у всех
Будет самое счастливое детство!
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовимся к школе вместе».
Круглый стол для родителей "Готовимся к школе вместе"...
Круглый стол. Тема: «Играют дети – играем вместе».
Ребёнок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельнос...
Семинар - практикум для родителей " Играем пальчиками". Круглый стол : " Вместо карандашей и красок - пластилин " ( анкета )
Семинар – практикум для родителей в средней группе«Играем пальчиками»Воспитатель: Яйцева Наталья Николаевна Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, ...
Круглый стол «Чем занять ребенка в выходной» в рамках проекта «Вместе с мамой к спорту».
Консультация «Рисуем с мамой в выходной»....
Круглый стол в Клубе «Мы вместе» Тема «Комфортно ли нам в детском саду» Встреча родителей с психологом.2018г
Круглый стол в Клубе «Мы вместе»Тема «Комфортно ли нам в детском саду»Встреча родителей с психологом.Цель: Установление взаимодействие семьи и детского сада, как необходимый фа...
Родительское собрание в форме круглого стола «Вместе играем, речь развиваем»
Цель:Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи: Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить конта...
Родительское собрание в форме круглого стола «Вместе играем - речь детей развиваем»
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень мн...