Доклад "«Дошкольное образование: социальные приоритеты и актуальные проблемы»
материал
Выступление на августовской конференции для работников образования на тему «Дошкольное образование: социальные приоритеты
и актуальные проблемы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgust_2012_doklad_na_konf.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на августовской конференции работников образования
«Дошкольное образование: социальные приоритеты
и актуальные проблемы»
Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами.
Происходящие в России в последнее десятилетие стремительные перемены, связанные с гуманизацией и демократизацией отношений, с преобразованиями в экономике изменяют место и роль системы образования в процессе общественного развития. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – общеобразовательного учреждения. Развитие системы дошкольного образования определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных воззрений на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это, требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно – методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста.
В связи с этим государством обозначены социальные приоритеты в дошкольном образовании:
✔ Разработка и реализация, с учетом региональных особенностей, системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или полное погашение за счет бюджета стоимости содержания и питания в дошкольных учреждениях детей из малообеспеченных семей.
✔ Разработка и введение государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса и социальных нормативов по содержанию (уходу и присмотру) детей в дошкольных образовательных учреждениях.
✔ Установление критериев разграничения бесплатного (финансируемого за счет бюджета) освоения содержания дошкольного образования и дополнительных платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
✔ Обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов деятельности дошкольных образовательных учреждений и групп различной направленности; совершенствование на этой основе критериев государственного лицензирования дошкольных учреждений.
✔ Разработка и начало реализации долгосрочной государственной целевой программы по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь в крупных экономически развитых городах и сельской местности, как части (подпрограммы) Федеральной целевой программы развития образования; отражение региональной и муниципальной специфики в этой программе и ее нацеленность на значительное повышение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях в ближайшие 10 лет.
✔ Разработка новой типологии дошкольных образовательных учреждений, расширение их разнообразия, оптимизация их сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.
✔ Существенное расширение и нормативно-правовое обеспечение практики создания и деятельности нетрадиционных организационно-педагогических форм дошкольного образования: групп краткосрочного пребывания, групп с гибким графиком работы, дежурных групп, групп физического развития и укрепления здоровья, групп развития индивидуальных склонностей и интересов и др.
✔ Расширение сети дошкольных образовательных учреждений и групп коррекционной и компенсирующей направленности (прежде всего для детей с различного рода психоневрологическими отклонениями) в связи со значительным увеличением количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развитии и поведении.
✔ Содействие развитию нетрадиционных видов дошкольного воспитания в семье, организация подготовки нянь и гувернеров для воспитания и образования детей на дому, в том числе путем переподготовки незанятого населения.
✔ Организация дошкольного образования на базе учреждений здравоохранения, где дети дошкольного возраста проходят длительное лечение.
✔ Организация дошкольного образования малолетних детей, находящихся вместе с осужденными матерями в исправительно-трудовых колониях.
✔ Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение разработанного нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.
✔ Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- и радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.
✔ Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.
✔ Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам (возможно на основе успешно действующего Московского учебно-методического центра игры и игрушек); информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.
✔ Существенное расширение на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений групп подготовки к школе, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Уточнение целей и содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных программ; четкое отделение этих программ от задач и содержания начального образования, в частности – от неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее время получило широкое распространение вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в отдельные общеобразовательные учреждения).
Новые инициативы, особенно в дошкольном образовании, зачастую вызывают смешанную реакцию педагогической общественности. Из опыта своей деятельности и анализа сходных ситуаций мы предполагаем, что большинство педагогов и образовательных учреждений будут испытывать затруднения, как по форме исполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), так и по содержанию работы в области конструирования и реализации образовательных программ. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования постепенно становится адекватным современным ожиданиям общества, контролируемым со стороны основных заказчиков и направленным на удовлетворение потребностей детей.
Программирование развития, программное развитие и развитие программ — достаточно сложные вопросы для педагога дошкольного образования. Их не только нужно уметь дифференцировать, но и интегрировать для реализации своей профессиональной миссии — создания условий для разностороннего и целостного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Результаты развития ребенка напрямую определяют структуру и содержание деятельности педагога дошкольного образования, миссией которой является обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации ребенка на этапе дошкольного детства. В этой связи в контексте непрерывного образования, обогащения элементов профессиональной компетентности образовательная программа занимает особое место в системе деятельности ДОУ, являясь ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-педагогические и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии.
После введения в действие ФГТ изменился статус образовательной программы учреждения: программа была инициативным документом, а стала — обязательным. В связи с этим разработка содержания образовательной программы, описание принципов и критериев построения, технологии ее реализации в образовательном процессе вызвали определенные трудности у практических работников.
1.Не достаточное соответствие ООПДО требованиям ФГТ. Пояснительные записки. С одной стороны, эта часть программы имеет вполне понятную структуру. Но в пояснительных записках слабо отражены особенности образовательного процесса, условия конкретного детсада. Просто приведены сведения о кадрах, сведения о контингенте детей, о родителях. Но ни слова о социальном заказе родителей. В чём он выражается? Как детсад его выполняет? Как окружающий социум используется для выполнения программы? В других разделах программ тоже не отражается специфика. Иногда и приоритетное направление никак не отражено. Самое слабое место – программы не адаптированы к условиям конкретных садов. Особенности педагогического состава могли бы отразиться в модели взаимодействия специалистов и воспитателей. В разделе комплексирования программ нет обоснования выбора парциальных. Раздел «Система мониторинга» меньше затруднений вызвал у тех, у кого система мониторинга была и раньше. Написание вариативной части пока тоже требует осмысления и работы. Когда все встали перед необходимостью написания программы, одним не хватило аналитических умений, другим самостоятельности. Было очень трудно побороть нежелание и непонимание, - зачем это делать.
Систематизация затруднений и прогнозы их преодоления в процессе разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
Положения ФГТ | Проблемы и противоречия в практике разработки образовательных программ | Рекомендации и прогнозы |
Направления образования: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое | В ДОУ реализация направлений образования определяется отбором программно-методического обеспечения. Выбор программ, методик и технологий и их объединение во многих детских садах зачастую проводится случайно, без учета специфики детского коллектива, четкого анализа скомпонованного содержания и в большинстве случаев зависит просто от желания педагога | Необходимо разработать образовательную систему, обеспечивающую связь: а) направлений деятельно- б) образовательных областей; в) направлений деятельности педагогов; г) детских видов деятельности |
Принципы построения и реализации: — развивающего образования; — сочетания научной обоснованности и практической применимости; — комплексности: единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; — интеграции образовательных областей; — комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; — паритетности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, как в образовательном процессе, так и при проведении режимных моментов | В практике разработки образовательных программ определение методологии и концепции, отражающих принципы построения и реализации программы, либо отсутствует, либо носит формальный характер. В редких программах встречается последовательная и взаимосвязанная реализация цепочки «концепция—цели и задачи—содержание—технологии». Сложившейся системы в видении и представлении концепции нет в том числе по причине смешения таких документов, как концепция развития ДОУ, программа развития ДОУ, образовательная программа. Из выделенных в ФГТ принципов построения и реализации программы нормативное закрепление получили принципы интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса, которые ранее имели инициативный характер | Системный признак образовательная программа приобретает при отражении всех перечисленных принципов в логике: — определения образовательных задач и результатов; — построения программы; — реализации образовательных областей; — взаимодействия субъектов образования в подсистемах «педагог—дети», «педагог—педагоги», «педагог—родители» |
Требования к содержанию и технологии программы: — соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; — предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра) | В существующих программах, как правило, отсутствует стратегическое видение развития ребенка в смежных возрастах (раннем, дошкольном и младшем школьном), что сказывается отрицательно на комплексном характере образования. Не уделяется достаточно внимания перспективному плану развития детских видов деятельности (особенно игры) | В пояснительной записке следует определить логику и перспективы развития ребенка, обозначить преемственные основания развития в образовании и связать это с особенностями развития ребенка в присущих ему детских видах деятельности |
Критерии: — соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») | В детских садах, имеющих приоритетное направление в работе с детьми, и центрах развития ребенка имеет место тенденция увеличения содержания учебно-познавательной деятельности — т. е. знаний, способов действия и соответствующих программ, приемов, алгоритмов и т. д., что в целом влияет на здоровье (как физическое, так и психическое) и мотивацию учебной деятельности | Максимальная интеграция содержания, использование дополнительных образовательных программ для реализации целей основных, разумный подход к организации основных режимов жизни ребенка, согласованность действий всех субъектов образования позволит оптимизировать нагрузку на детей и существенно повысить результаты образования |
Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками об- Объем обязательной части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, а объем части, формируемой участниками образовательного процесса, — не более 20 % общего объема программы | До введения ФГТ как обязательная часть образовательной программы рассматривалась комплексная программа, реализуемая в ДОУ и выбранная в качестве основной. При этом ДОУ испытывали затруднения в определении специфики использования авторской программы. Согласно ФГТ, часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности и специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Опыт работы ДОУ показал, что педагогические коллективы стараются учитывать региональный компонент, но планирование педагогами содержания образовательной деятельности по региональному компоненту осуществляется в отрыве от основного содержания, что влияет на полноту, глубину и комплексность восприятия детьми материала по осваиваемым разделам | Необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение обязательной и вариативной частей программы, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка |
Общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: — образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); — образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; — самостоятельную деятельность детей; — взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Утвердившийся подход к рассмотрению образовательного процесса с точки зрения форм взаимодействия взрослого с ребенком (регламентированная деятельность, совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей) вызовет сложности в планировании регламентированной деятельности (занятий) не как самостоятельного блока образовательного процесса, а как одной из форм организации различных видов детской деятельности. В действующих программах общий объем программы не соотнесен по основным направлениям его реализации (деятельности детей, педагогов, родителей), а также не представлен через систему детской деятельности | Следует адекватно общему объему программы отразить систему направлений и де-ятельностей (детей, педагогов, родителей) по реализации обязательной части |
Пояснительная записка должна раскрывать: — возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; — приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы; — цели и задачи деятельности учреждения по реализации программы; — особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); — принципы формирования программы | В практике разработки программ фиксируется склонность разработчиков к подаче чрезмерной и непредметной информации: приводятся анализ образовательного процесса, кадровой обеспеченности, состояния материально-технической базы, то есть вопросы, характерные для программы развития учреждения. В программах содержится техническая информация: обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются особенности педагогического коллектива и его штатная численность и т. д. | Следует четко придерживаться структуры пояснительной записки, которая теперь закреплена нормативно |
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает. — описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; — проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями | В действующих программах нередко отсутствует система планирования как основного механизма осуществления образовательной программы, координирующего реализацию всех образовательных областей в работе с детьми всех возрастов в деятельности всех специалистов. Планирование системы деятельности не производится в координатах: «система деятельности педагогов», «педагогов, детей и родителей», «детской деятельности»; особенности организации образовательного процесса не коррелируют со спецификой учреждения | Следует максимально согласовать существующие в детском саду планы: исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением | Педагогические коллективы испытывают серьезные затруднения в постановке образовательных целей и задач, отборе содержания образовательной работы, типовыми являются следующие: — наличие глобальных и/или неизмеряемых, и/или множественных целей в образовательной программе; — задачи не исчерпывают цель: их больше или меньше, они шире или уже цели; — рассогласование целей концепции развития, программы развития, образовательной программы; — методология цели не соответствует реализуемым образовательным программам; — цели дублируют задачи уставной деятельности или повторяют цели и задачи реализуемых образовательных программ; — наличие проблем с декомпозицией основной цели на итоговые и промежуточные, комплексные и локальные; — постановка акцентов в направлениях образовательной работы с детьми происходит в ущерб или без учета других направлений, в то время как целью образовательной работы является системная и комплексная деятельность ДОУ по образованию детей; — отсутствует методическая система обоснования выбора, сочетания и реализации комплексной и парциальных образовательных программ; основной и дополнительных. Педагоги не всегда могут объяснить выбор используемых ими программ и методик, а также обосновать, почему какая-то часть содержания программы используется при планировании образовательного процесса, а другая часть содержания — нет Устранение указанных проблем обостряется положениями ФГТ Выделенные в ФГТ образовательные области входят в противоречие с традиционными разделами дошкольных образовательных программ. В ФГТ отсутствуют четкие ориентиры в дифференциации комплексных (интегративных) и локальных (специфических) задач | Четко определить образовательные цели и задачи по каждой области, декомпозировав их по видам; максимально скоординировать деятельность педагогов и детей; пересмотреть существующий объем образовательной работы в соответствии с требованиями (в том числе определить необходимый и достаточный объем и количество реализуемых комплексных и парциальных программ) |
Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы: — выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; — осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); — возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном учреждении | Педагогические коллективы компенсирующих и комбинированных детских садов часто затрудняются в неформальной интеграции общеобразовательной и коррекционной работы с детьми. В ФГТ явно просматривается следующее противоречие: с одной стороны, заявлен принцип интеграции, а с другой, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей рассматривается в отрыве от содержания коррекционной работы | Четко обозначить границы индивидуального, дифференцированного и интегрированного подходов в соответствии с: — требованиями программы; — особенностями детей; — возможностями специалистов; — интересами и запросами родителей |
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей | Типичным негативным фактором является отсутствие четких представлений у воспитателей и специалистов при определении «ожидаемого результата», т. е. тех параметров, которые показывают, что должны будут знать и уметь дети в конце учебного года в соответствии с базовой программой и с учетом обновления содержания. Недостатком этого раздела программ является создание громоздких и трудноизмеряемых моделей личности и деятельности выпускника (приводится большое, до 15, количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена с типом и видом образовательного учреждения). Большинство рассматривают «модель» выпускника как конечный результат, а не как условие объединения и координации усилий членов педагогического коллектива. Также часто происходит смешение традиционного (знания, умения, навыки) и компе-тентностного (компетенции) подходов, что не позволяет адекватно описать прогнозируемый результат, а следовательно, и спроектировать всю образовательную деятельность учреждения. Устранение указанных проблем обостряется положениями ФГТ. В предлагаемой структуре обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание работы с детьми представлено с точки зрения образовательных областей, а планируемые результаты освоения программы представлены только как интегративные (получаемые во всех образовательных областях). При этом учет специфических (локальных) для каждой образовательной области результатов остается на усмотрение педагогического коллектива детского сада | Необходимо определить не только интегративные результаты освоения детьми программы, но и локальные — специфические для каждой образовательной области, дифференцировав их на промежуточные и итоговые |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга | В действующих программах отмечаются следующие проблемы в представлении мониторинга: — использующиеся в детском саду стандартные авторские диагностики не включают в себя вопросы расширенного содержания и, таким образом, не отслеживают эффективность усвоения знаний и умений детей по сопутствующим парциальным программам и методикам по различным видам деятельности; — критерии и показатели либо слишком детализированы, либо, наоборот, слишком обобщены; — отсутствует связь между моделью выпускника, проектируемыми результатами освоения программы, конкретными показателями диагностики и методами их изучения; — отсутствует система мониторинга; — отсутствует система деятельности всех специалистов ДОУ по реализации мониторинга (административный, методический, педагогический) | Следует создать систему мониторинга, которая включает: — системность показателей; — комплекс методов по их изучению; — систематичность измерений; — взаимодействие специалистов в ДОУ в процессе и по результатам мониторинга; — использование и хранение полученной информации |
2. Проблема – недостаточное понимание того, как планировать и вести образовательный процесс в условиях реализации ФГТ.
Работа по основной общеобразовательной программе в некоторой степени является инновационной. В чём будут изменения? Что останется старым? Так или иначе, предстоит вводить новшества.
Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.
Какие новшества вводятся? Для ответа на этот вопрос сравним модели образовательного процесса до ФГТ и при ФГТ.
Изменяется организация всего учебного процесса (слайд).
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели:
- Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
- Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
- Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Новшеством будет построение учебного процесса в другой модели. Эта модель построена в логике деятельностного подхода. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Другие новшества связаны с принципами, лежащими в основе ООПДО. Они перечислены в пояснительной записке: интеграции образовательных областей, решение программных образовательных задач при проведении режимных моментов, комплексно-тематический принцип. Для одних это уже частично реализованные принципы, для других - новшество. Любое нововведение прогрессивно для определенного отрезка времен и для определённого ДОУ, но может быстро устаревать и даже препятствовать дальнейшему развитию.
Наиболее часто задаваемые вопросы руководителей и педагогов:
Как правильно сформулировать задачи годового плана, направленные на реализацию ФГТ?
Какую форму перспективного и календарного планирования выбрать?
Часто воспитатели задают простой вопрос: можно ли планировать занятия? Как будет выглядеть сетка занятий? Но это будет не сетка занятий, а планирование непосредственно образовательной деятельности.
А давайте задумаемся: Что даёт простая смена терминов «занятие» и «НОД». Ничего. Главное ведь учиться решать образовательные задачи не только на занятиях.
3. Особая проблема – повышение квалификации. Переход на ФГТ требует переобучения большинства кадров. Современное состояние системы повышения квалификации педагогов в аспекте компетентностно-ориентированного образования может быть охарактеризовано рядом противоречий:
- Потребность педагогов и руководителей образовательных учреждений в личностном и профессиональном росте и недостаточная адаптированность образовательных программ повышения квалификации к индивидуальным профессионально-образовательным потребностям взрослых обучающихся;
- Нацеленность педагогов ДОУ на непрерывное повышение квалификации и недостаточная мобильность этой системы, отсутствие гибких форм повышения квалификации;
- Опережающее развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов ДОУ к управлению инновационными процессами на основе нового теоретического и практического знания;
- Между развитием педагогической теории, осмысляющей научные понятия «детство», «творчество» и «компетентность» в контексте гуманистической модели образования, и сложившихся стереотипов данных понятий в сознании педагогов и руководителей ДОУ с большим стажем работы.
Педагоги детсадов имеют очень низкую зарплату, чтобы за свой счёт повышать квалификацию на курсах в г. Тамбове. Значит, необходимо было организовать районные семинары – практикумы по изучению и внедрению ФГТ. Пока основной метод повышения квалификации - самообразование педагогов. Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентаций в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений Тамбовской области и проявление ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной.
4. Проблема перехода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
5. Проблема слабой материально – технической базы.
Никому не секрет, что ДОУ из – за недостаточного финансирования вынуждены искать дополнительные средства для ремонта и создания развивающей среды. А ведь эти время и силы дошкольные работники могли бы посвятить детям.
Таким образом мы видим, что в сфере образования за последнее время произошли глобальные изменения, которые требуют от педагогов создание условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей родителей.
Информационные ресурсы:
- - Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
- А. А. Майер, С. Ф. Багаутдинова
«Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Федеральная целевая программа развития образования
на 2011-2015 годы
- «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- dob.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
В первую очередь мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. В настоящее время...
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин его возникновения , его роли в жизнедеятельности человека. Способствование формированию умения наблю...