СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
опыты и эксперименты
Представлен опыт по использованию самой универсальной, комплексной технологии, на наш взгляд, которую образовательное учреждение апробировало в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования», в направлении социально – коммуникативного развития, которую предлагает Н. П. Гришаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsializatsiya_sovremennyh_doshkolnikov.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательности не уступающий последующим ступеням. В ФГОС ДО взят за основу принцип уникальности детства. Образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного приобретения и воспроизводства ребёнком социального опыта, формирование социальной компетентности.
Уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение или возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности – предоставление ребенку условий для социального развития.
Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова. Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями– ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я». К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я». Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально - коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником.
Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей. В таких ситуациях на помощь приходят технологии.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе.
Самую универсальную, комплексную технологию, которую образовательное учреждение апробировало в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования», в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоения ими социальных ролей и нравственных позиций. Технология позволяет изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими технологиями дает возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые можно использовать как все вместе, так и отдельно: клубный час, ситуация месяца, проблемная ситуация, дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, рефлексивный круг, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.
В результате внедрения технологии эффективной социализации детей в дошкольной организации прослеживаются положительные изменения:
- включенность в жизнь ребенка в детском саду;
- отсутствие доминанты в воспитании и развитии только определенных функций
ребенка;
-возникают эмпатийные взаимоотношения между воспитателем и родителями.
Таким образом, внедряя элементы технологии «Эффективной социализации» Н.Гришаевой, мы убедились, что ее эффективность достаточно высокая и не требует подготовки большого количества особенных материалов. Наш детский коллектив в кротчайшие сроки проходит адаптацию, мы наблюдаем рождение дружного, сплоченного коллектива. Повысилась самостоятельность, инициативность, ответственность, дети учатся самостоятельно добывать знания, приобретают эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью.
Список используемых источников:
- Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании, 2002 №5.
- Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. –М.: Вентана-граф, 2015.
- Гришаева Н.П Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация современных дошкольников
Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, содержание Программы должно обеспечит...
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»Е.В. БолбасИгровая деятел...
Проблемы социализации современных дошкольников
Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе....
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников.
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников....
Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"
Проблемы социализации современных дошкольников....
Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"
Проблемы социализации современных дошкольников...