Игры на формирование словаря
картотека

 

 Дидактическая игра

«Чьи детки»

 

 

Ребенок должен показать картинку с изображением детеныша после того, как услышит голос взрослого животного, а также после того как правильно назовет животного и его детеныша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дидактическая игра

 «На птичьем дворе»

 

 

Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.

В: кто это?

Д: курица

В: Как она кричит?

Д: ко-ко-ко.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дидактическая игра

 

«Высокие башни»

 

 

Попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет.

Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дидактическая игра

 

«Петушок»

 

Выбрать петушка короткой считалкой, петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь?

Петушок: КУКАРЕКУ.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

«Что за предмет?»

 

 

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель:

- «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

«Угадай игрушку»

 

 

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель говорит детям, что он обрисует игрушку, а задача детей, прослушать и назвать этот предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

«Кто больше увидит и назовёт»

 

 

Воспитатель говорит детям:

-У нас в гостях кукла Оля.

- Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду.

-Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

                             

«Назови как можно больше предметов»

 

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

«Олины помощники»

 

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

 Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

«Кто больше действий назовёт»

 

Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

 

 

 

Дидактическая игра

                                             

«Разбуди кота»

 

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Раньше-позже»

 В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

 Д: Мы одевались на прогулку.

 В: А до этого?

 Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

  В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

 Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

 В: Какая часть суток сейчас?

 Д: День.

 В: А что было раньше?

  Д: Утро.

  В: А раньше?

 Д: Ночь.

 В: А еще раньше?

 

 

 

Дидактическая игра

 

«Хорошо-плохо»

 

Воспитатель задает вопрос:

- Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Позови свою маму»

 

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель:

- Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок)

- Кто у цыпленка мама? (Курица)

- Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи)

 Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Буратино путешественник»

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам.    

Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского                         

сада или на улице он побывал.

-Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

-Зевают, отдыхают, спят…

-Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

-приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

-обедают, благодарят…

-одеваются, прощаются…

-лепят снежную бабу, катаются на санках

 

 

 

Дидактическая игра

«Назови ласково»

Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.

Дом - домик;

улица - улочка,

город - городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

собака-собачка

двор — дворик.

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Кто что делает»

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы:

- «Кто строит дома?»;

-«Кто шьет платья?»,

- «Кто продает молоко?»

 и т.д. Примеры ответов детей:

- «Строитель строит дома»,

-«Портной шьет платья»,

- «Продавец продает молоко».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_formirovanie_slovarya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра

«Чьи детки»

Ребенок должен показать картинку с изображением детеныша после того, как услышит голос взрослого животного, а также после того как правильно назовет животного и его детеныша.

 Дидактическая игра

 «На птичьем дворе»

Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.

В: кто это?

Д: курица

В: Как она кричит?

Д: ко-ко-ко.                                             

 Дидактическая игра

«Высокие башни»

Попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет.

Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.

 Дидактическая игра

«Петушок»

Выбрать петушка короткой считалкой, петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь?

Петушок: КУКАРЕКУ.

Дидактическая игра

«Что за предмет?»

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель:

- «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Дидактическая игра

«Угадай игрушку»

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель говорит детям, что он обрисует игрушку, а задача детей, прослушать и назвать этот предмет.

Дидактическая игра

«Кто больше увидит и назовёт»

Воспитатель говорит детям:

-У нас в гостях кукла Оля.

- Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду.

-Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Дидактическая игра

                             

«Назови как можно больше предметов»

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Дидактическая игра

«Олины помощники»

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

 Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Дидактическая игра

«Кто больше действий назовёт»

Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

Дидактическая игра

                                             

«Разбуди кота»

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Дидактическая игра

«Раньше-позже»

 В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

 Д: Мы одевались на прогулку.

 В: А до этого?

 Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

  В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

 Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

 В: Какая часть суток сейчас?

 Д: День.

 В: А что было раньше?

  Д: Утро.

  В: А раньше?

 Д: Ночь.

 В: А еще раньше?

Дидактическая игра

«Хорошо-плохо»

Воспитатель задает вопрос:

- Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Дидактическая игра

«Позови свою маму»

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель:

- Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок)

- Кто у цыпленка мама? (Курица)

- Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи)

 Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Дидактическая игра

«Буратино путешественник»

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам.    

Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского                          

сада или на улице он побывал.

-Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

-Зевают, отдыхают, спят…

-Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

-приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

-обедают, благодарят…

-одеваются, прощаются…

-лепят снежную бабу, катаются на санках

Дидактическая игра

«Назови ласково»

Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.

Дом - домик;

улица - улочка,

город - городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

собака-собачка

двор — дворик.

Дидактическая игра

«Кто что делает»

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы:

- «Кто строит дома?»;

-«Кто шьет платья?»,

- «Кто продает молоко?»

 и т.д. Примеры ответов детей:

- «Строитель строит дома»,

-«Портной шьет платья»,

- «Продавец продает молоко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Памятка для родителей "Игры но формирование словаря"

Перечень игр на формирование словаря детей дошкольного возраста...

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

игры на формирование словаря имен существительных

Для родителей и педагогов игры на развитие словаря имен существительных...