Проект "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР при помощи фототерапии"
проект (подготовительная группа)

Темирова-Скорходова Ольга Александровна

 Цель проекта - помочь детям с ОНР справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи проекта:

ü Создать благоприятный психологический климат в группе, преодолеть у детей барьеры в общении.

ü    Повышение самооценки.

ü    Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

ü Познакомить детей с различными видами эмоциональных состояний для лучшего понимания своих эмоций и чувств, а также эмоций и чувств, испытываемых другими людьми.

ü Развивать эмоциональную произвольность.

ü    Снятие мышечного напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_stop_kadr_proekt.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ города Выкса

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

Нижегородская область, г. Выкса,

607060, улица Корнилова, здание 97

телефон 8 (83177) 3-55-11, 8 (83177) 3-76-32 

 E-mail: zolotaya-fish7@yandex.ru

ПРОЕКТ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР при помощи фототерапии

«Стоп -кадр!»

   

Подготовила

педагог - психолог

Темирова-Скороходова О.А.

Выкса, 2020

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР

при помощи фототерапии»

Пояснительная записка

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Эмоции - это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Коммуникативные способности, умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Для понимания своих эмоций и чувств а также эмоций и чувств, испытываемых другими людьми, используется фототерапия. Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Актуальность в том, у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Поэтому наряду с оптимизацией  работы по преодолению общего недоразвития речи необходимо находить возможности для целенаправленного развития навыков общения у данной категории детей, что является одним из условий развивающей комфортной образовательной среды.

Особенно важно, при ведущей роли педагога-психолога, объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

 Цель проекта - помочь детям с ОНР справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи проекта:

  • Создать благоприятный психологический климат в группе, преодолеть у детей барьеры в общении.
  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Познакомить детей с различными видами эмоциональных состояний для лучшего понимания своих эмоций и чувств, а также эмоций и чувств, испытываемых другими людьми.
  • Развивать эмоциональную произвольность.
  • Снятие мышечного напряжения.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты проекта

 Дети научатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; станут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – среднесрочный

Этапы проекта

Подготовительный

Основной этап

Завершающий

  • проведение первоначальной диагностики;
  • наблюдение;
  • подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (фотографии людей разного возраста, с мимикой различных эмоций, пиктограмм «Эмоции») и оборудования;
  • разработка плана занятий с детьми.

  • Проведение цикла занятий.
  • Консультация для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей» (приложение 2)
  •  Индивидуальные консультации с родителями и педагогами по текущим проблемам
  • Оформление  стенда проекта, где размещены фотографии детей с эмоцией по теме занятия и вопросом для родителей «Какая это эмоция?»

Проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.

Организация занятий

Темы занятий

Структура занятий

  1. Радость, грусть
  2. Страх
  3. Удивление
  4. Обида
  5. Стыд
  6. Гнев (злость)
  7. Словарик эмоций

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Предъявление фотографий людей разного возраста, выражающих мимикой эмоцию по теме занятия. Собирание разрезной картинки «пиктограмма эмоции».

3.Чтение сказочного эпизода, с предъявлением сюжетной картины.

4.Обсуждение способов адекватного выражения эмоции.

5.Выражение эмоционального состояния через зрительные представления,звук, цвет, восприятие погоды и свое отношение. Отработка навыка выражать эмоции с помощью мимики, пантомимики, жестов  с использование фототерапии (дети становятся кинозвездами,изображают эмоцию для фото).

6.Краткое обобщение занятия

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга.

Результаты реализации проекта

Восприятие графического изображения эмоций

Вербализация эмоций

Воспроизведение эмоций (мимика)

Воспроизведение эмоций (пантомимика)

Понимание эмоций

Интонационная сторона речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей

«Профилактика эмоциональных  нарушений у детей»

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Для эмоциональной жизни детей дошкольного возраста характерны следующие особенности.

Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей и адекватно на них реагировать. Сохраняется непосредственность и открытость детских переживаний – радости, печали, страха и др. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.  Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь»,  ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем и т. п.

Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком. Основными причинами  проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:

  • особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
  • индивидуальные особенности (например, темперамент);
  • взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).

А теперь поговорим об очень важной проблеме - о наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой.    Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.

Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.

Правила поддержания дисциплины:

  1. при наказании,  ребенка лучше лишать хорошего, чем
    делать ему плохое;
  2. требования родителей не должны противоречить важнейшим
    потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);
  3. должна быть согласованность правил между родителями;
  4. тон предъявления требования или запрета должен быть   дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
  5. объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.
  2. Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
    родительской власти и опеки).
  3. Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей - он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
    младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности - протесты, непослушание.
  4. Потеря веры в собственный успех («Мне все равно...»,
    «Пусть буду плохим...»).

Влияние телевидения.
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.

  1. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
    любит ваш ребенок.
  2. Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
  3. Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,
    вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас
    идут?
  4. Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра
    телевизора вашим ребенком?

Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить. Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.
Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы - каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.
Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект итогового коррекционно – развивающего занятия

«Словарик эмоций»

Цели:

  1. Закрепление и обобщение знаний о чувствах (радости, грусти, гнева, удивления, обиды, вины, страха, стыда).
  2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
  4. Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понять и простить.

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.
  2. Развивать целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез).
  3. Развивать произвольное внимание, а также его свойства (концентрацию и переключение).
  4. Развивать зрительную память.
  5. Развивать способности выражать эмоциональное состояние  с помощью мимики, пантомимики.

Предварительная работа:

Цикл занятий по изучению таких эмоциональных состояний: как радость,  гнев, удивление, обида, вина, страх, стыд,; через зрительные и слуховые представления,фотографии, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление.

В занятия были включены коррекционные игры и упражнения на формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Материалы:

Магнитная доска, шкатулка, нарисованные ключи, карандаши, медали. Карточки с изображением пиктограмм: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», «обида». Бланки с заданиями и разрезанная на 4 части пиктограмма «радость» (для каждого ребенка).

Ход занятия

1 этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

Педагог-психолог

В страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться.

Нас ждут приключения, сказки, игра,

Задания разные нового друга.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

(Дети передают по кругу приветствие.)

2 этап. Мотивационный

Педагог-психолог. Ребята Фея страны Настроения подарила нам чудесный ларец, который закрыт на  5 волшебных замков. Замки откроются лишь тогда, когда мы выполним задания Феи – вспомним все чувства и эмоции, о которых мы узнали раньше. За каждое выполненное задание мы будем получать ключик. А  в ларце для вас лежит подарок от Феи. Ну что, хотите открыть чудесный ларец? (Да!)

3 этап. Практический

1.Выполнение первого задания Феи

Упражнение «Разрезная картинка - радость»

Цель: развитие целостного восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез).

Дети собирают картинку с изображением чувства радости, разрезанную на 4 части и называют чувство, которое на картинке изображено.

Педагог-психолог. Вот мы и справились с первым заданием Феи и получили волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

2. Выполнение второго задания Феи

 Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Выполняется за столами.

Пошли пальчики гулять.

(Пальцы рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движение средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

Задание «Сказочные герои».

Цель: развивать  свойства произвольного внимания (концентрации).

Каждому выдается бланк с заданием.

Педагог-психолог. Кто из нарисованных героев грустный, веселый, добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым, сердитых – черным. Добрых героев подчеркни зеленым цветом.

Педагог-психолог. Вы справились и  со вторым  заданием Феи и получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).

3. Выполнение третьего задания Феи

Рассказ - задание «Новая игрушка»

Цель: развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.

Дети рассаживаются полукругом на коврике.

Педагог - психолог. Дети, родители и близкие часто делают вам разные подарки.  Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, другие не включаются в игру по разным причинам. Сегодня я хочу как раз прочитать вам рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь  представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.

На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила. Она недовольно поджала губки и сердито сказала:

- Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!

Маша возмущенно спросила:

- Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем?!

А потом с обидой добавила:

- Ты просто мне завидуешь! Ну и у холи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!

Девочки стали играть в «Дочки-матери»  с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства взяло верх. Наташа подошла к девочкам и стала смотреть, как они играют.

- Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.

- А у тебя же есть сто таких кукол, - с иронией ответила Маша.

- Я соврала, - грустно промолвила Наташа, - у меня никогда не было такой куклы.

Маша посмотрела на виноватое лицо Наташи и уже по доброму сказала:

- Ну ладно. Иди к нам. Будешь родной тетей моей дочки

Вопросы

  1. Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?
  2. С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?
  3. Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?
  4. Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к  девочкам?
  5. Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония?  Чем закончилась история?

Педагог-психолог. Вот мы получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку)

 Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А  потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

 А  потом быстрей, быстрей

 Хлопай, хлопай веселей!              

( Соответствующие движения.)

4. Выполнение четвертого задания Феи

Задание «Дорисуй эмоции»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Дорисуй эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу.

5. Выполнение пятого задания Феи

Игра «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти

Пиктограммы выкладываются в линейку. Дети запоминают последовательность. Закрывают  глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется).

Педагог – психолог. Вот последний ключик!

4 этап. Рефлексивный

Подведение итогов, ритуал прощания.

Педагог – психолог. Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи – медали. Теперь вы многое знаете об эмоциях и умеете справляться  с ними, за это Фея награждает вас медалями.

Игра «На цветочной поляне»

Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.

Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.

Педагог-психолог. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)

Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)

Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)

Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)

Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)

Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)

Упражнение «Молодцы»

Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы!»

На этом наше занятие завершается, до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Консультация для родителей "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при помощи сказкотерапии"

В консультации рассматривается вопрос о том, как через сказку влиять на эмоции дошкольника....