Консультация для родителей "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при помощи сказкотерапии"
консультация

Костеева Анна Викторовна

В консультации рассматривается вопрос о том, как через сказку влиять на эмоции дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx1021.18 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\подготовительная 2017\воспитание сказкой\Безимени-1.jpg

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

при помощи сказкотерапии»

https://detsad-shop.ru/images/watermarked/1/detailed/14/12305.jpg

Из курса литературы известно, что сказка – один из фольклорных жанров. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\подготовительная 2017\воспитание сказкой\Безимени-1.jpg

Сказочные сюжеты, по мнению К. Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. 

Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным «походам» в сказочный мир.

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес  стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребенку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребенка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребенок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребенка.

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости.

http://www.antoshka-toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/100657968.jpgЕсли ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». 

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это еще и процесс активизации потенциала личности. Это возможность проверить в свои силы. 

Сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\подготовительная 2017\воспитание сказкой\Безимени-1.jpg

Сказкотерапией люди занимались всегда, но называли это иначе. Сегодня выделяют четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый этап стал отправной точкой нового процесса.

Первый этап – устное народное творчество. Этот этап длиться до 11-14 лет, в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.

Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование сказок и мифов в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается, по сей день. На этом этапе ребенок самостоятельно принимает решения.

Третий этап – психотехнический. Современный психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. На этом этапе ребенок ищет свое место в жизни: «я такой, какой я есть»«я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал», «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».

Четвертый этап – интегративный. На этом этапе ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяет свои симпатии.

Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мысли человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные) и индивидуальные (авторские).

Детям с 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

http://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cadd6332e08.jpgНачиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом  возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\подготовительная 2017\воспитание сказкой\Безимени-1.jpg

ЧИТАЙТЕ

ДЕТЯМ СКАЗКИ!!! http://styl.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g40414r5m4d4p2n5w5y5h4g4v23664n4a48436q206u4/get/4408/g-pestowa.28/0_7e21e_546b22e_XXL.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

Презентация "Использование метода сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы , детей дошкольного возраста".

Одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в ск...

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье благополучного конц...

"Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки....

Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего ш...