Консультация для родителей "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при помощи сказкотерапии"
консультация
В консультации рассматривается вопрос о том, как через сказку влиять на эмоции дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 1021.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
при помощи сказкотерапии»
Из курса литературы известно, что сказка – один из фольклорных жанров.
Сказочные сюжеты, по мнению К. Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться.
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным «походам» в сказочный мир.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Метод учитывает эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребенку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребенка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребенок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребенка.
Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это еще и процесс активизации потенциала личности. Это возможность проверить в свои силы.
Сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.
Сказкотерапией люди занимались всегда, но называли это иначе. Сегодня выделяют четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый этап стал отправной точкой нового процесса.
Первый этап – устное народное творчество. Этот этап длиться до 11-14 лет, в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.
Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование сказок и мифов в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается, по сей день. На этом этапе ребенок самостоятельно принимает решения.
Третий этап – психотехнический. Современный психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. На этом этапе ребенок ищет свое место в жизни: «я такой, какой я есть», «я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал», «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».
Четвертый этап – интегративный. На этом этапе ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяет свои симпатии.
Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мысли человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные) и индивидуальные (авторские).
Детям с 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
ЧИТАЙТЕ
ДЕТЯМ СКАЗКИ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
презентация на тему "Сказкотерапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»
Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...
Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...
Презентация "Использование метода сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы , детей дошкольного возраста".
Одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в ск...
Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье благополучного конц...
"Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки....
Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего ш...