Практическое занятие Развитие воображения старших дошкольников
презентация

Что такое воображение?

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.

Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение является, наверное, самым загадочным свойством психики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения старших дошкольников

Практическое занятие для  педагогов

Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно.

Воображение же охватывает все на свете, стимулирует

прогресс и является источником его эволюции.

Альберт Эйнштейн

 

Кажется, что может быть проще, чем развить воображение у ребенка? Он и сам воображению кого угодно научит - в шкафу у него привидение живет, под кроватью инопланетянин прячется. Остается добавить занятия по рисованию, и почитать сказки.

Но все ли так просто в королевстве воображения?

Для начала обратим внимание на то, что воображение лучше всего развивается с 5 до 15 лет. И если в этот период воображение ребенка не развивать, то в дальнейшем без труда можно будет заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению

Что такое воображение?

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.

Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение является, наверное, самым загадочным свойством психики.

Хорошо известно, какое значение имеет воображение в жизни человека: благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Но почти ничего не известно о механизме воображения или структурах нервной системы, с которыми воображение связано.

Содержанием воображения могут быть самые разные образы.

Во-первых, это представление того, что, существует в действительности, но человек этот образ не воспринимает в данный момент. Такие образы являются индивидуальными.

Во-вторых, воображение может «оживлять» события исторического прошлого или предвосхищать то, что будет в будущем. Т. е., используя воображение, человек может «жить» в разном времени: не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.

И, наконец, содержанием воображения могут образы того, чего никогда не было и никогда не может быть в действительности.

В психологии нет единой классификации воображения.

Принято различать воображение активное и пассивное.

К активному относят воображение воссоздающее и творческое, а к пассивному - непреднамеренное и преднамеренное.

Воссоздающее воображение - это создание субъективно новых образов (только для данного человека!), это представление того, что существует реально, что известно другим людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, чертежей, схем. Например, при чтении нотных записей у музыканта возникает образ мелодии. Известно, что писатель Гюстав Флобер во время работы над романом «Мадам Бовари», описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка. Образы, основанные на словесном описании, формируются каждый раз, когда мы читаем художественную книжку.

Этот вид воображения лежит в основе обучения.

В основе творческого воображения лежит создание объективно новых, оригинальных образов, которых еще нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведения искусства, литературы, научные законы и открытия, новые методы обучения

К непреднамеренному воображению относят сновидения и галлюцинации.

Пассивное преднамеренное.

Иллюзорный мир превращается в единственную реальность. «Тихо сам с собою я веду беседу».

Решая любую задачу, человек использует ту информацию, которая ему доступна. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для решения. Это так называемые «задачи большой степени неопределенности». Мышление в этом случае почти бессильно без помощи воображения

Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей  дошкольного. Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют недостаток знаний и опыта, а следовательно, помогают чувствовать себя уверенно.

Функции воображения

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

построение образа конечного результата его деятельности;

создание программы поведения в ситуации неопределенности;

создание образов, заменяющих деятельность;

создание образов описываемых объектов

Приемы творческого воображения.

Приемами воображения являются

Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, "склеиваются" так, что получается образ нового предмета (пегас). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

Аналогия - ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.

Типизация – выделение существенного, выделяющегося в существенных образах.

Заострение (Акцентирование) – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Практические задания (приложение 1)

Невербальное воображение

Леонардо Да Винчи писал: «Я не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, использование которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее, полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену. возможно, находите некоторое сходство с горными пейзажем, реками утесами, и деревьями,..а взглянув снова, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры, или странные лики, одеяния, и еще разнообразие картин, которое можно ясно и подробно описать. На стене они представлены в беспорядке, похожем на нестройный колокольный перезвон, в котором можно различить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообразить.»

Необычная игра настраивала ум великого ученого на творческий лад.

Это упражнение полезно выполнять Согласно записным книжкам да Винчи, он иногда просто бросал губку с краской в стену и затем изучал пятна.

Практикуйтесь как можно чаще, изучая облака, пятна на стенах, тени от листвы или любые формы  Можно почувствовать, как воображение начнет работать в полную силу.

Этот способ простой и вместе с тем очень действенный. Он помогает не только разогреть воображение, но и увидеть что-то общее между не связанными на первый взгляд вещами. Как заметил Леонардо, человеческий мозг устроен так, что не может думать о двух объектах и при этом не установить между ними связи, как бы далеки они друг от друга ни были.

Воображение - хозяин в мастерской творчества.

Овладев воображением, вы приобретете мир.

Упражнение ТРОПИНКА

Цель: развитие воображения, активизация внимания, положительных эмоций, совершенствование общей моторики.

Ход игрового упражнения

Взрослый предлагает детям выстроится друг за другом и говорит: «Представьте себе, что мы стоим на тропинке. Нам предстоит небольшое путешествие. На нашем пути встретятся различные препятствия. Я буду предупреждать о них. Вы сможете преодолеть все преграды и дойти до конца тропинки.

Внимание! Отправляемся в путь.

Спокойно идем по тропинке.

Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья.

Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья.

Снова спокойно идем по тропинке.

Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.

 Спокойно идем по тропинке.

Тропинка привела нас к болоту. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре.

Преодолели болото, снова идем спокойно.

Впереди овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем! ...Ух! Наконец-то перешли!

Идем спокойно.

Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отрываем ноги от земли. Идем с трудом.

Вновь дорога стала хорошей. Спокойно идем.

А теперь дорогу перегородило упавшее дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг!

Вот и пришли! Молодцы!»

Примечание. Текст необходимо произносить с соответствующими интонациями, но достаточно спокойно. Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия продвижения по тропинке («тропинку засыпало песком», «посередине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т.п.).

Практические задания (см. презентацию)

Рефлексия «Чудо-остров»

Приложение 2 Трафареты

  1. Добрый-злой волшебник
  2. Заколдованный лес

  C:\Users\1\Desktop\image-m3c8aaa81.png                           C:\Users\1\Desktop\image-m3c8aaa81.png

C:\Users\1\Desktop\7bbe872745cb334d3a753a07e2432a87--workshop-storage-stencil-patterns.jpgC:\Users\1\Desktop\7bbe872745cb334d3a753a07e2432a87--workshop-storage-stencil-patterns.jpg

C:\Users\4\Pictures\Мои сканированные изображения\2020-01 (янв)\сканирование0009.jpg 

C:\Users\4\Pictures\Мои сканированные изображения\2020-01 (янв)\сканирование0009.jpg

C:\Users\4\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\сканирование0010.jpg

C:\Users\4\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\сканирование0010.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 1

«Путешествие в Фигурный город».

Перед детьми лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов. Игра-путешествие начинается с того, что дети одевают «сказочные» треугольные или квадратные, или овальные  очки, и оказываются в воображаемом треугольном ли квадратном, или овальном  городе. Здесь все предметы -  дома, машины, деревья, цветы, даже люди – треугольные или квадратные, или овальные.

Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?»

Цель: расширение стереотипных границ сознания, свобода самовыражения.

Рисунок в несколько рук. Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.

Игра «Теремок».

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.
Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Игра не только закрепляет полученные знания о признаках и свойствах различных объектов, но и учит анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.

Игра «Как мне повезло…»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники. 

Дети по цепочке заканчивают фразу.

Задом наперед

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: б пар картинок, каждая из которых связана единым сюжетом или которые логически дополняют друг друга: гнездо с яйцом - летящая птичка; снеговик с ведром на голове -ведро лежит на снегу; пустая ваза - ваза с цветами; чашка стоит на столе - котенок рядом с разбитой чашкой; куст орешника - белка с орехом сидит на ветке; мальчик держит в руках кораблик - кораблик плывет по ручью.

Ход игры

Взрослый прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) первую пару картинок (гнездо с птенцом - летящая птичка) и говорит: «Внимательно рассмотрите картинки и послушайте историю, которую я расскажу.

В гнезде лежало яйцо. Из него вылупился птенец. Птенец вырос и научился летать».

Взрослый меняет картинки местами и предлагает детям придумать и рассказать другую историю.

Возможный вариант: «Летела птица, увидела подходящее дерево, свила гнездо, снесла яичко».

По окончании обучающего упражнения, дети, аналогичным образом анализируя остальные пары картинок, составляют по ним короткие рассказы.

Круги на воде

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги и чем дальше, тем они больше. Так и слово, которое мы слышим, может вызвать разные сравнения, воспоминания, образы».

Детям предлагается слушать слова, называть ассоциации и объяснять их связь с заданными словами.

Стимульный   материал:

лимон          часытортель

варенье       радуга       осеньлето

Примечание. Для расширения ассоциативного ряда можно обратить внимание детей на начальную букву слова, первый слог, рифмующиеся слова и т.п.

Бином

Цель: развитие воображения, мышления, речи. Оборудование: доска, мел или предметные картинки.

Ход игры

Взрослый записывает на доске четыре пары существительных и предлагает детям придумать связывающие ассоциации для каждой пары слов.

Например, если в одной паре даны слова «кошка» и «лампочка», то ответы могут быть следующими:

Кошка греется под лампочкой.

Усы кошки похожи на спираль лампочки.

Форма головы кошки напоминает лампочку. И т.д.

Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку.

Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

Примечание. При проведении игры с детьми дошкольного возраста вместо слов используются картинки с изображением знакомых детям предметов.

Постановка необычных проблем

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Xод игры

Взрослый предлагает детям поставить как можно больше необычных проблем, связывающих два указанных понятия.

Например, если в паре даны слова «жук» и «кресло», то проблемы могут быть следующими:

Жук никогда не видел кресло. Как ему объяснить, что это такое?

Жук купил кресло. Как он его доставит в свой дом?

Жук решил поднять кресло. Как ему это сделать?
И т.д.

Стимульный   материал:

пчела - шляпа                муравей - лужа

обезьяна - велосипед        слон - мороженое

бабочка - снеговик        камень - ветер

Игрок, поставивший необычную проблему, получает фишку.

11Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

Примечание. При проведении игры с детьми дошкольного возраста используются картинки с изображениями знакомых детям предметов.

Плохо - хорошо

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Ребята, в каждом событии можно найти и плохое, и хорошее. Например: на дом задали сложную задачу по математике. Что в этом плохого? (Ответы детей.) На решение этой задачи уйдет много времени, поэтому не успеешь выучить другие уроки, посмотреть телевизор, поиграть или почитать книгу. Но зато, решая сложные задачи, человек становится умнее, у него воспитывается сила воли. Это хорошо».

Детям предлагается найти в неприятных на первый взгляд событиях не только отрицательные, но и положительные стороны.

Стимульный   материал:

Человек опоздал на поезд.

У вас сломался телевизор.

Ваш костюм облили супом.

В воскресенье с утра идет проливной дождь.

Поездка в лес отменяется. И т.д.

Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку.

Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

Тропинка

Цель: развитие воображения, активизация внимания, положительныхэмоций, совершенствование общей моторики.

Ход игрового упражнения

Взрослый предлагает детям выстроиться друг за другом и говорит: «Представьте себе, что мы стоим на тропинке. Нам предстоит небольшое путешествие. На нашем пути встретятся различные препятствия. Я буду предупреждать о них. Вы сможете преодолеть все преграды и дойти до конца тропинки.

Внимание! Отправляемся в путь.

Спокойно идем по тропинке.

Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья.

Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья.

Сноваспокойно идем по тропинке.

Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.

 Спокойно идем по тропинке.

Тропинка привела нас к болоту. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре.

Преодолели болото, снова идем спокойно.

Впереди овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем! ...Ух! Наконец-то перешли!

Идем спокойно.

Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отрываем ноги от земли. Идем с трудом.

Вновь дорога стала хорошей. Спокойно идем.

А теперь дорогу перегородило упавшее дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг!

Вот и пришли! Молодцы!»

Примечание. Текст необходимо произносить с соответствующими интонациями, но достаточно спокойно. Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия продвижения по тропинке («тропинку засыпало песком», «посередине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дар фантазии значит для меня больше, чем способность воспринимать знания. Альберт Эйнштейн Развитие воображения старших дошкольников

Слайд 2

Представление того, что существует в действительности События исторического прошлого или предвосхищение того, что будет в будущем Образы того, чего никогда не было и никогда не может быть в действительности Содержание воображения

Слайд 3

Классификация воображения Активное воображение воссоздающее творческое Пассивное воображение непреднамеренное преднамеренное

Слайд 4

Функции воображения Построение образа конечного результата его деятельности Создание программы поведения в ситуации неопределенности Создание образов, заменяющих деятельность Создание образов описываемых объектов

Слайд 5

Агглютинация Аналогия Гиперболизация Типизация Акцентирование Приемы творческого воображения

Слайд 7

Невербальное воображение Упражнение на создание образов на основе заданных элементов Творческие упражнения на создание собственных образов Артестические игры ( психогимнастика , пантомима)

Слайд 8

Заколдованный лес Контуры Добрый – Злой волшебник

Слайд 9

Удивительная ладонь

Слайд 10

монотопия Необычные кляксы кляксография

Слайд 11

Превращения

Слайд 12

Вербальное воображение БИНОМ ПРОБЛЕМА

Слайд 13

Задом наперёд

Слайд 14

Кот Наоборот

Слайд 15

Чудо-остров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников

Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями,  преобразовывать и...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

«Сказка как средство развития воображения старших дошкольников»

Статья на тему: "Сказка как средство развития воображения старших дошкольников"...

Развитие воображения старших дошкольников.

Наиболее чувствительный «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Выготский Л.С. – это дошкольное детство....

Развитие воображения старших дошкольников.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изо-деятельности....

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной сто...