Мастер - класс «ТРИЗ, как средство развития воображения старших дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии ФГОС ДО. Арт-мастерская - рисование пеной для бритья»
опыты и эксперименты по теме
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Тема: «ТРИЗ, как средство развития воображения старших дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии ФГОС ДО. Арт-мастерская - рисование пеной для бритья»
Автор: Истомина Оксана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Основные задачи:
- Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления, способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации;
- Знакомить с основными графическими изображениями в нетрадиционной технике работы с помощью нетрадиционных инструментов и материалов.
Материалы и оборудование:
- плоский поднос, крышка или тарелка (можно даже плотный целлофановый пакет),
- пена для бритья,
- краски, лучше всего акриловые, но можно жидкую гуашь,
- тонкая кисточка или зубочистки (можно спички),
- листы бумаги, лучше всего альбомные или ватман, но подойдет и обычная бумага для офисной техники,
- линейка или полоски плотного картона.
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему:
Вопросы к педагогам
Актуальность:
Каждый педагог регулярно задаёт себе вопросы: «Как сделать эфективней процесс обучения», «Какая методика будет уместна в современной модели».
Я нахожусь в постоянном поиске чего-то нового, необычного, что будет вызывать интерес не только у детей, но и взрослых. На мой взгляд, я отношусь к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.
В моей практической деятельности, меня привлекают нетрадиционные техники рисования.
Дети в творческой деятельности лучше усваивают полученную информацию, так как они её закрепили на практике, а если они увидели что то новое, необычное, то процесс усвоения становиться ещё успешней. Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и т.д. И, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму. Пена для бритья — очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии — рисование с помощью уникальных отпечатков.
Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д.
Все дети любят фокусы! Эксперименты, это те же самые фокусы, которые вызывают положительные эмоции и вовлечение в процесс. Мне стало интересно попробовать объединить экспериментальную деятельность с нетрадиционными техниками рисования. Развивать творческие способности повышать познавательный интерес через опыты с различными не стандартными материалами.
Практическая часть
Экспериментальная деятельность с пеной
Вопрос к коллегам:
-Какие природные явления вы знаете? (ответы)
-Какой бывает дождь?
-А кто ни будь из вас, видел разноцветный дождь?
1опыт. «Разноцветный дождь»
Нам понадобится: Прозрачная ёмкость с водой, пена для бритья, краски, кисти, стаканчики с водой.
Наносим обильную пену для бритья на поверхность воды, тем самым создаём воздушное облако. В стаканчики наливаем немного воды, чтобы развести краски, тщательно перемешиваем до однородной консистенции. Волшебство начинается! Аккуратно льём разноцветную жидкость сверху на облако из пены и ждём, когда краска пройдёт сквозь пену и прольётся красивыми узорами сверху вниз по воде. В результате опыта дети закрепляют знания о природных явлениях и выявляют причинно - следственные связи.
2 опыт. «Супер – радуга» (нетрадиционное рисование с помощью отпечатков)
Беседа о любимом природном явлении – радуга.
Оборудование: губка для мытья посуды, кисти, краски, лист бумаги, стаканчик с водой.
Вспоминаем стишок на закрепление порядка цветов радуги:
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Берём губку для мытья посуды, наносим полосками в правильном порядке все цвета радуги. Делаем отпечаток на лист бумаги в виде дуги. Получается необыкновенно яркая радуга с плавными переходами от одного цвета к другому.
3 опыт. «Весёлые вулканы»
Оборудование: Поднос, стаканчики, вода, жидкое мыло, сода, уксус, краски, кисточки.
Вопросы о вулкане к педагогам
Для эксперимента берём несколько стаканчиков, наливаем небольшое количество воды, добавляем по ложке соды в каждый скан. Затем льём по капле жидкого мыла и краситель (гуашь, акварель). Полученную массу тщательно перемешиваем и ставим стаканы на поднос с бортиками. В последнюю очередь наливаем уксус по стаканам и наблюдаем, как сода вступает в реакцию с уксусом, а жидкое мыло образует обильную цветную пену, напоминающая настоящее извержение вулкана!
4 опыт. «Шарики»
- Каким способом мы можем надуть воздушный шарик? (ответы)
Есть еще один интересный, нестандартный способ, хотите попробовать?
Нам понадобится: шарики, бутылки, сода, уксус, ложка, лейка.
В каждую бутылку мы наливаем одинаковое количество уксуса, затем при помощи лейки насыпаем соду в каждый шарик. Шарики надеваем на бутылки и переворачиваем, сода попадает в бутылку и вступает в реакцию с уксусом, выделяется большое количество углекислого газа, который надувает шарик.
Показ презентации работы с детьми
Как рисовать на пене для бритья
- Нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки или полоски картона.
- Капнуть на пену краски разных цветов.
- Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены в хаотичном порядке или создавая определенный узор.
- Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе.
- Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.
- Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.
- Оставить рисунок сохнуть.
Как рисовать пеной для бритья
Можно предложить рисовать пеной для бритья на вертикальных поверхностях (обязательно под присмотром взрослых). Как и пальчиковыми красками, пеной рисуют с помощью пальчиков и ладошек.
Занятие полезно тем, что при рисовании на вертикальной поверхности задействована (т.е. тренируется) не только та же группа мышц руки, что при рисовании на горизонтальной поверхности, но и другие мышцы. Пену можно сделать цветной, добавив в нее красители.
Первый рисунок, конечно, самый красивый, но интересные абстрактные картины можно получить, если использовать раскрашенную пену второй или третий раз. Рисунок готов. Дополните его поделками из соленого теста или аппликацией и поставьте в рамочку.
Рефлексия:
«Снежный ком».
Педагоги по кругу передают «снежный ком» (мяч) (из бумаги, и говорят о том, что получилось на мастер-классе и о том, над чем еще стоит поработать.
Что у Вас получилось лучше всего?
Кто помог Вам сегодня?
Что у Вас не получилось и почему?
Что Вы сделаете, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что ещё не получается?
Кого бы Вы хотели бы поблагодарить за работу на мастер-классе?
Я была рада видеть вас на своем мастер-классе, я учту все ваши рекомендации и пожелания. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказка как средство развития воображения старших дошкольников»
Статья на тему: "Сказка как средство развития воображения старших дошкольников"...
Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...
Мастер - класс " Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».Цель:Повышение педагогической культуры родителей;Познакомить родите...
Мастер-классШахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника
Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выраз...
Мастер — класс «Сказка как средство развития речи у дошкольников»
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти короткие интересные истории о драконах, принцессах, добрых волшебниках и невероятные приключения храбрых рыцарей просто обожают все ...