Развитие воображения старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Ипатова Наталья Александровна

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изо-деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya.docx629.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развития воображения у детей с дошкольного возраста средствами изо-деятельности.

Развитие воображения ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой, творческой личности. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве. По мнению Л.С. Выготского, именно этот возраст является сенситивным для формирования творчества детей. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития.  Е.Е.Рослякова считает, что развитие воображения делает ребенка более активным и отзывчивым в общении. Таким образом, многими учеными проведены значительные исследования по изучению воображения у дошкольников.

Воображение может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалами. Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников - это изобразительная деятельность. 

Изобразительная деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники позволяют создать образ без каких-либо особых технических художественных навыков и способствовать развитию воображения детей.

Выделяют классификацию воображения по нескольким признакам .

По степени активности и волевых усилий оно может быть:

1. Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность подсознательна, интуитивна.

2. Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

По степени преобразования действительности выделяют:

1. Продуктивное воображение (творческое, преобразующие) - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

2. Репродуктивное воображение (воссоздающее) - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Таким образом, воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения.

Многие педагоги стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать воображение детей через продуктивную деятельность. Одной из таких технологий является пластилинография.

Пластилинография («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования. Его принцип заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются данным видом техники. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Занятие пластилинографией комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции  с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

- выполнение декоративных налепов разной формы;

- сплющивание, прищипывание;

- оттягивание деталей от общей формы;

- плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;

- смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков – приём «вливания одного цвета в другой».

У детей появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Работы детей после проведенной работы :

C:\Users\Alexey\Desktop\НЕ МОЁ\Материал к моей категории\Фото по пластилинографии\SDC11810.JPG

C:\Users\Alexey\Desktop\НЕ МОЁ\Материал к моей категории\Фото по пластилинографии\DSC01160.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников

Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями,  преобразовывать и...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

«Сказка как средство развития воображения старших дошкольников»

Статья на тему: "Сказка как средство развития воображения старших дошкольников"...

Развитие воображения старших дошкольников.

Наиболее чувствительный «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Выготский Л.С. – это дошкольное детство....

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной сто...

Практическое занятие Развитие воображения старших дошкольников

Что такое воображение?Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.Воображение является высшей психической функ...