Практическое занятие для педагогов. Мнемотехники для дошкольников
презентация
Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти.
Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим.
Память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehniki_dlya_doshkolnikov.docx | 351.99 КБ |
mnemotehniki_dlya_doshkolnikov.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие для педагогов
Мнемотехники для дошкольников
Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти.
Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим.
Память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.
Возрастные особенности
Особенности дошкольного возраста (пять - шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.
В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное.
Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различных приемов запоминания во время игр и получения новой информации.
С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.
Виды памяти:
- зрительная;
- двигательная;
- слуховая;
- образная;
- словесная.
У детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
В педагогике мнемотехнику называют по разному
Сенсорно-графические схемы -автор В.К. Воробьёва
Предметно схематическими –моделями - автор ТА Ткаченко
Мнемоколлаж , схема составления рассказа.
Название происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначает «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Каков механизм
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Поскольку у детей дошкольного возраст более развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Мнемотехника помогает детям:
- Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, сказки, рассказы;
- Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало - середина - завершение);
- Обогащает словарный запас;
- Помогает развивать мышление;
- Развивает фантазию.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, специальных карточек.
То есть это своего рода конспекты в картинках.
Самый простой вид мнемотехники – это картинка.
На его шкафчике изображён мячик, его полотенце висит под изображением мячика и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе предлагаем и объясняем детям значение символов.
Сначала лучше предлагать картинки понятные для восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Можно предложить детям помочь «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например: ёлочка (какая?) колючая
Получился мнемоквадрат - одна картинка, т.е. мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
Например: как мне нарисовать слово «сильный»?
Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом вместе выбирают наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»
«Скажи по-другому» (синонимы)
«Скажи наоборот» (антонимы)
II этап: Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом.
Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов (короткие стихи , чистоговорки)
Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или педагогом
Благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - главным видом деятельности дошкольника. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении логической цепочки
Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания
Этапы работы со схемой - моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
- учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;
- самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.
Различают такие мнемотаблицы:
- Для стихов, загадок или сказок;
- Для запоминания правил;
- Для рассказов.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
- Составление рассказа по картинкам;
- Запоминание рассказа или стиха.
Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание осени, весны:
Для развития фантазии можно предлагать придумывать собственные сказки
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая.
В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
Нарисуй и запомни.
Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов.
Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость.
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем».
Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, сказки, рассказы; Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина-завершение); Обогащает словарный запас; Помогает развивать мышление; Развивает фантазию.
МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА
I этап: мнемоквадрат ёлочка колючая сильный Спрячь слово в картинку.
II этап: мнемодорожка Загадка Описание предмета цвет форма величина действия с предметом
II этап: мнемодорожка Кошка в окошке Подушку шьёт А мышка в сапожках Избушку метёт Без труда не выловишь и рыбку из пруда
III этап:
КАКАЯ СКАЗКА СПРЯТАЛАСЬ?
СХЕМА ОПИСОТЕЛЬНОГО РАСКАЗА
Перышко По небу летел лебедь в теплые края. Лебедь уронил белое перышко. Перышко увидел ёж. Ёж подумал, что это снежинка. Если это снежинка, значит, скоро зима придет. Надо ежу норку искать. Нашел ёж норку и уснул в ней до весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"
Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастн...
"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)
Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен: договориться о времени пр
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...
Методическое пособие для педагогов " мнемотехника для дошкольников"
В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть э...
Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"
Презентация практического занятия и его содержание направлены на актуализацию знаний педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательс...