Научная статья.
статья
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_keliy_i.yu_.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Келий И.Ю.
студент магистратуры
Научный руководитель: Чмелева Е.В.
профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета,
д. пед.наук,
СмолГУ,
Смоленск, Россия
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Аннотация. Данная статься раскрывает концептуальные подходы к пониманию сущности социального интеллекта, выявляются основные взгляды на его природу и условия формирования. Исходя из анализа работ выявлено, что до сих пор не существует общепризнанного определения социального интеллекта. Однако большинство ученых сходятся в том, что развивать социальный интеллект необходимо начинать в дошкольном детстве, с использованием всех компонентов социальной среды составляющую окружающий мир ребенка.
Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, социальное развитие старших дошкольников, ознакомление с окружающим миром.
Вход в нашу жизнь современных информационных технологий изменил стандарты и правила взаимодействия между людьми. Возрастающий поток информации, и в большей мере информационного шума, приводит к социальной замкнутости, притуплению «человеческих» чувств, возможности к сочувствию и состраданию. Возрастающая технологическая нагрузка так же приводит к социальной дезадаптации [5]. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования на сегодняшний день, является подготовка ребенка к полноценной социализации в обществе, развитие социального интеллекта.
Важность развития социального интеллекта побудила ученых исследовать его сущность и структуру.
Первоначально социальный интеллект рассматривался в концепции структуры общего интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Ю. Айзенк). В концепции Г.Ю. Айзенка под социальным интеллектом понимался интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием условий определенной социальной среды [4]. Позже в 60-е годы XX века
Дж. Гилфорд подходил к социальному интеллекту как особым интеллектуальным способностям, независящим от фактора общего интеллекта и связанных, в первую очередь, с познанием поведенческой информации [7].
В отечественной психологии одним из первых исследователей социального интеллекта стала М.И. Бобнева, определяя его в системе социального развития личности. В дальнейшем проблемой социального интеллекта занимались Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, Я.И. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.И. Бобнева, В.Н. Куницина, Ю.В. Мартиросова,
О.Б. Чеснокова, А.И.Савенков, Е.В. Субботский и др. Эти специалисты доказали, что развитие социального интеллекта – длительный и многомерный процесс, успешность которого зависит от многих обстоятельств и факторов, где не последнюю роль играет развитие социальных навыков индивида [9].
В процессе анализа данных работ удалось выявить основные взгляды на природу социального интеллекта и условия его формирования. Не вдаваясь в тонкости основных позиций отметим, что понятие социального интеллекта, вошедшее в отечественную и зарубежную науку в начале
ХХ века, до сих пор не имеет общепринятого определения. На наш взгляд, наиболее полно понятие социального интеллекта представлено в обобщенной трактовке Харитоновой И.В., которая выделяет два основных подхода:
1) социальный интеллект понимается как познавательная способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с окружающими людьми;
2) социальный интеллект – поведенческое умение, основанное на способности выполнять внутренние действия [8].
Кроме общих психологических особенностей важное значение в процессе развития социального интеллекта у старших дошкольников имеет ознакомление с окружающим миром. С самого рождения дети активно познают все явления, которые их окружают – природу, людей, предметы, выстраивая свою «картину мира», пытаясь понять закономерности происходящих процессов [1]. Психологами доказано, что элементарные социальные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретаются ребенком именно в дошкольный период. Поэтому проблема формирования представлений об окружающем мире у детей с давних времен привлекала внимание исследователей.
Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах
Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.
Д. Б. Эльконин отмечает, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях и нормах [7].
Мы согласны с мнением Т.И. Бабаевой в том, что социальное развитие дошкольника осуществляется при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада всех компонентов социального опыта и максимальной возможности для детей проявлять самостоятельность в их освоении [2]. Это один из путей развития социального интеллекта у старших дошкольников.
Второй путь - через процесс познавательной деятельности. Каждый компонент картины мира входит в жизнь ребенка старшего дошкольного возраста через средства познания, которые по степени контролируемости педагогом Е.А. Виноградова разделила на три группы:
- получение информации из источников контролируемых и управляемых взрослым (информация передаваемая самим взрослым);
- источники информации частично поддающиеся управлению со стороны взрослого (художественные средства, которые отбирает взрослый исходя из педагогической целесообразности);
- неуправляемые взрослым источники получения информации («случайная» информация из собственного опыта взаимодействия с другими людьми и наблюдения окружающей действительности) [3].
Таким образом, анализ научной литературы показал, что в настоящее время специалисты испытывают большие трудности с определением социального интеллекта. При этом всеми исследователями подчеркивается особая значимость развития социального интеллекта для успешной адаптации в социуме. Кроме того, в процессе ознакомления детей с окружающим миром идет развитие социального интеллекта.
Список литературы
- Волосовец Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии // Сборник статей. – М.: «Русское слово», 2015.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
- Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром: Из опыта работы Виноградовой Е.А., воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 пос. Теплоозерск». – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 48 с.
- Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
- Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации // Автореф. на… канд. фолософ. наук. – М., 2007
- Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
- Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004.
- Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики // Автореф. на соиск. …канд. психол. наук. – Краснодар 2006. – 28 с.
- Чеснокова О. Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал « В поисках смысла». – 2010. - №2(4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"
Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...
научная статья
Ручной труд в умственном развитии дошкольника...
Научнная статья
здоровье сберегающие технологии...
Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
Для воспитателей детских садов...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Опыт работы по проекту театрализованная деятельностьв ДО...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Содержание статьи...
Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума.
Наука и инновации-Современные концепции....