Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
методическая разработка (старшая группа)
Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник, познавая природную среду, наблюдая объекты природы, может видеть и понимать различные взаимосвязи и зависимости, которые существуют в ней, умеет выражать своё отношение и эмоционально сопереживать им.
Самые первые представления о сезонных изменениях в природе дошкольник получает на прогулках, начиная уже с самого раннего возраста. Так в программе «От рождения до школы» в познавательной области в разделе «Ознакомление с миром природы» первой задачей для детей от 2-3 лет записано: знакомить детей с доступными явлениями природы. И далее подраздел « Сезонные наблюдения», в котором представлены четыре сезона; представления, которых формируются в процессе психолого-педагогической работы. Воспитатели дошкольных образовательных организаций для реализации образовательной деятельности, описанной в примерной программе ДО, должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. Однако, существует противоречие между тем, что воспитатели проводят наблюдения за сезонными изменениями, но увиденные признаки не всегда формируются в представления о сезонных закономерностях. Это противоречие позволило обозначить проблему: каковы условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Следовательно, цель исследования: выявить, при каких условиях формирование представлений о сезонных изменениях в природе будет эффективным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Департамент методики обучения
Махновецкая София Денисовна
Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки/специальность 44.03.01, Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы Дошкольное образование
(заочная форма обучения)
Руководитель ВКР:
кандидат педагогических наук, доцент
Гайнуллова Фазиля Салиховна
______________________
(подпись)
Москва
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Значение формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе 7
1.3 Методы формирования представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе 15
2.2 Работа с детьми старшей группы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе 29
2.3 Результаты экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....52
ВВЕДЕНИЕ
Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник, познавая природную среду, наблюдая объекты природы, может видеть и понимать различные взаимосвязи и зависимости, которые существуют в ней, умеет выражать своё отношение и эмоционально сопереживать им.
Самые первые представления о сезонных изменениях в природе дошкольник получает на прогулках, начиная уже с самого раннего возраста. Так в программе «От рождения до школы» в познавательной области в разделе «Ознакомление с миром природы» первой задачей для детей от 2-3 лет записано: знакомить детей с доступными явлениями природы. И далее подраздел « Сезонные наблюдения», в котором представлены четыре сезона; представления, которых формируются в процессе психолого-педагогической работы. Воспитатели дошкольных образовательных организаций для реализации образовательной деятельности, описанной в примерной программе ДО, должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. Однако, существует противоречие между тем, что воспитатели проводят наблюдения за сезонными изменениями, но увиденные признаки не всегда формируются в представления о сезонных закономерностях. Это противоречие позволило обозначить проблему: каковы условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Следовательно, цель исследования: выявить, при каких условиях формирование представлений о сезонных изменениях в природе будет эффективным.
Объект исследования: представления о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования: условия, способствующие эффективному формированию представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе будет эффективным при условии :
- когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневник сезонных изменений);
- когда природоведческая литература и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать наблюдаемые сезонные изменения в природе.
Задачи исследования:
- Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Определить содержание представлений о сезонных изменениях в природе по старшей группе ДОО;
- Выявить методы формирования представлений о сезонных изменениях в природе;
- Провести педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические: обобщение, анализ, методы работы с литературой (составление библиографий, аннотирование, цитирование) ;
- эмпирические: наблюдения, опрос, беседы, изучение документации, изучение детских рисунков, педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов исследования: качественные и количественные, математические (ранжирование, шкалирование) и статистические (вычисление среднего арифметического и др.
Методологическую основу нашего исследования составляют:
- принцип сезонности и энциклопедичности при ознакомлении детей с природой (Я.А.Коменский–«Великая дидактика») [20];
- разработки выдающихся педагогов Е.Н.Водовозовой [7] и Е.И.Тихеевой [45] о наблюдении как способе развития детского ума и эстетических чувств;
- работы российских педагогов и методистов дошкольного воспитания о том, что природа –неисчерпаемый источник форм, красок, звуков (Э.И.Залкинд [17], В.А.Дрязгуновой [14], В.Г.Фокиной [49]);
- исследования учёных- педагогов П.Г.Саморуковой [38], А.А.Матвеевой [28] о наблюдении как сложном виде психической деятельности, который состоит из различных сенсорных и мыслительных процессов и который опирается на эмоционально- волевые свойства личности ребёнка.
Этапы исследования
1 этап (сентябрь - октябрь 2019 г.) определение темы и основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), анализ литературы, составление плана работы.
2 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) написание первой главы, подбор диагностического инструментария.
3 этап (январь - апрель 2020 г.) проведение педагогического эксперимента, контрольный этап эксперимента, анализ и сравнение полученных результатов, оформление 2 главы.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования состоит в том, что обобщены теоретические подходы к наблюдению как к сложному виду психической деятельности, состоящий из сенсорных и мыслительных процессов, опирающихся на эмоционально-волевые свойства личности ребёнка. Определены условия эффективного формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Разработанные конспекты наблюдений с детьми за сезонными изменениями в природе могут быть использованы в работе педагогов ДОО.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1245 (Дошкольное отделение 8, город Москва, Варшавское шоссе, дом 142А). В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём составляет 74 страниц. В тексте содержатся 8 таблиц , 2 гистограммы и 5 диаграмм. Список литературы включает 52 источника.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Значение формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
Известные ученые, философы и мыслители разных веков и направлений, такие как Н.А. Бердяев [4], В.М. Бехтерев [5], И. Кант [19], Я.А. Коменский [21], К. Маркс [27], И.Г. Песталоцци [33], К.Д. Ушинский [47] и многие другие занимались вопросами по формированию представлений у детей о сезонных изменениях в природе, особенностями усвоения знаний о природных явлениях. В настоящее время, у данной проблемы открываются все новые и новые грани.
Сезонные изменения в природе имеют повторяющиеся явления, ежегодно в одной и той же очередности. Из - за того, что у ребенка дошкольного возраста маленький запас жизненного опыта, из этого складывается большая проблема в формировании представлений о сезонных изменениях в природе. И, само собой разумеется, данная проблема будет решаться только в том случае, когда ребенок будет накапливать опыт, то есть с годами, поэтому проблема преподавателя, в данном случае, состоит в том, чтобы способствовать сохранению в памяти ребенка такового опыта, помочь ему в утверждении временных взаимосвязей и образовать настоящее грамотное представление об изменениях в природе.
Когда ребенок, старшего дошкольного возраста, изучает сезонные изменения в природе, у него меняется кругозор, он получает больше информации о мире в целом. Впоследствии, у ребенка прививается интерес к природе, он начинает интересоваться тем, что происходит с миром природы, развивается речь дошкольника. Наряду с этим, при формировании представлений о сезонных изменениях в природе, у детей старшего дошкольного возраста развиваются интеллектуальные знания, так как ребенок начинает сравнивать, анализировать и применять свои знания в разных ситуациях. Ребенок старшего дошкольного возраста должен знать о сезонных изменениях в природе то, что каждое время года имеет свою продолжительность дня и ночи, свою погоду, свойственную каждому времени года, температуру воздуха, осадки. В каждый сезон происходят свои изменения в растительном и животном мире.
Классификация знаний о сезонных изменениях происходит на базе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или же другие явления) связей. Принципиально важно развивать у ребенка умение следить за переменами природных явлений, воспитывать ощущение любви ко всему живому, учить простым методикам охраны природы.
По мнению Т. А. Серебряковой [39]), основными задачами по формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста считаются :
- Расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края.
- Развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных.
- Воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного края.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе следует:
- учитывать возрастные особенности и малый жизненный опыт;
- предлагать эмоционально окрашенные знания, начиная от чувственного восприятия, а затем уже переходить к разумно-логическому разъяснению;
- исследовать объекты природы в сопереживательно-щадящем режиме;
- формировать представление о правильном поведении, используя глаголы направленно-позитивного действия (с минимизацией отрицательно-запрещающих);
- при общении, расширять словарный запас детей, используя литературные обороты, синонимы
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема усвоения дошкольниками сезонных изменений в природе заключается в отсутствии у них жизненного опыта, доступного в памяти для сравнительного анализа. Однако определенными педагогическими приемами можно способствовать запоминанию ключевых событий или явлений, развитию памяти и осознанному отношению ребенка к закономерности процессов, происходящих в природе, установлению причинно-следственных взаимосвязей.
1.2 Анализ образовательных программ ДОО по вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с, [32]
Программа состоит из областей, одна из которых называется «Познавательное развитие» (познание), целью которой является: ознакомление детей с миром природы и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Осенью, дети закрепляют свои знания о сентябре, что он первый осенний месяц. Учатся замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве)
Зимой, обогащаются представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и тд.). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря – самый короткий день в году.
Весной, расширить представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще освещает солнце, цветут подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, наступает ледоход; просыпаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птица вьют гнезда; вылетают бабочки – крапивницы; бывают замечены муравьи). Познакомить ребят с градусником (столбик с ртутью имеет возможность проворно взлетать и спускаться, в зависимости от такого, где он располагается – в тени или же на солнце).
Летом, уточняются представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Рассказать о том, 22 июня – день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.[36]
Основные задачи программы «Радуга»: развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Знакомить детей с каждым месяцем (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей. Учить детей любить и оберегать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.
В программе «Радуга» - «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных. На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей. Дошкольники получают много интересных знаний. Дети учатся созерцать, любить и беречь природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе.
В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы:
- «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии;
- «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах;
- «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени;
- «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера; утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
- «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.
Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе.
Сравнительный анализ программ по вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,[32] | Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.[36] | |
Цель | Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. | Обогатить ребенка впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить его всматриваться, любоваться и восхищаться, понимать то, что его окружает, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе как частице Земли. |
Задачи | 1) продолжать учить детей определять состояние погоды (тепло, холодно); 2) знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег и т. п. ); 3) формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края; 4) познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов) | 1) сообщить детям достоверные знания о природных явлениях и их закономерностях, постепенно вводя их в мир фактов, а затем все более сложных причин природных явлений; 2) помочь ребенку осознать себя частью природы и с помощью взрослых найти свое место в мире; 3) формировать у дошкольников умения познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ и на этой основе воспитывать активное заботливое отношение у них ко всему живому, что их окружает |
| Направленность: «Познавательное развитие». Особенность данной программы в том, что в ней идет воспитание и обучение по временам года (осень, зима, весна, лето) и в каждом блоке рассматриваются особенности данного времени года | Отличие данной программы в том, что «Мир природы» (подраздел программы)является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы. Развитие детей происходит по пяти основным темам :
|
1.3 Методы формирования представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе
В детском саду применяются всевозможные формы организации ребят при ознакомлении их с природой. Занятия или же экскурсии чаще всего ведутся со всеми дошкольниками. Для трудовой деятельности и наблюдения, лучше всего организовывать небольшие группы (подгруппы) детей или использовать индивидуальную работу, используя также и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с сезонными явлениями широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, презентация моделей, фильмов, диафильмов. Именно наглядные методы способствуют формированию у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты. Применение данных методов в процессе ознакомления с природой дает возможность педагогу конкретизировать представления ребят, усиливать их через установления связей и отношений между отдельными предметами и изменениями в природе, погружать в систему приобретенные знания, совершенствовать дошкольников в использовании этих знаний.
К практическим методам можно отнести «метод отражённой природы» (С. Н. Николаева [30] «Концепции экологического воспитания дошкольников»). Данный метод предполагает работу с различными календарями природы, отображение наблюдаемых сезонных явлений в жизни растений и животных. Способы и средства отображения природных изменений могут быть разнообразными.
Словесно - литературные (по С. Н. Николаевой [30] ) методы – это рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Система работы с дошкольниками по формированию представлений о сезонных изменениях включает в себя разнообразные виды и способы деятельности: беседы, наблюдения, игровые занятия, элементарные опыты, экскурсии, проблемно-игровые ситуации, викторины, сочинение загадок и сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Если в своей работе с детьми использовать все эти методы, то ребенок в большей мере будет иметь представления о сезонных изменениях в природе (с приходом осени, температура воздуха понижается, а день становиться корче). Дошкольники узнают об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). Узнают о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Дети будут иметь представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Надо помнить, наблюдения за погодой состоит из трёх ключевых компонентов: небо и осадки, движение воздуха (ветер разной силы) и температурный режим (тепло или прохладно, или холодно, или морозно). Дошкольники отмечают не только состояние погоды, но и как это отражается на природных объектах и в природе целом. Например, от дождя появились лужи и на земле и на асфальте, который становиться мокрым, тёмным. В лужах отображаются предметы, которые находятся рядом: они должны быть определённой высоты и расстояния от лужи. Сильный ветер раскачивает большие и маленькие ветки на деревьях. От ветра качается и бельё на верёвке. Наблюдения за погодой обогащают активный словарь детей. Например, состояние погоды: ясная, солнечная, облачная, дождливая, ветреная, тихая, тёплая, морозная, жаркая. Чтобы интерес и активность к наблюдению у детей не угасал, необходимо применять разнообразные методы и приёмы.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, обзор психолого-педагогической литературы показывает, что дошкольники давно сталкиваются с сезонными явлениями в природе. Ученые отмечают, что представления о сезонных изменениях в природе способствуют развитию внимания и памяти детей; расширят кругозор дошкольников, они научатся видеть причинно-следственные связи в природе, делать выводы.
Для общего психического развития ребенка необходимо развитие познавательных способностей, которые позволят оценивать сезонные явления и природные процессы. Представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть включены в процесс дошкольного образования. Самым ярким и интересным объектом в окружающем мире для ребенка является природа.
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свой день и ночь, характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; Особенности неодушевленных явлений определяют состояние мира растений и образ жизни животных в данное время года: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной вместе с увеличением продолжительности дня температура воздуха создает благоприятные условия для роста и развития растений - начинается период активной вегетации. Наиболее благоприятные условия жизни для растений возникают летом: наступает долгий день, температура воздуха повышается, выпадает сильный дождь. Осенью продолжительность дня постепенно уменьшается, температура воздуха падает, жизнь растений замерзает: они готовятся к отдыху. Важно развивать у детей способность наблюдать изменения в природных явлениях, чтобы развивать чувство любви ко всему живому.
При разработке конкретного занятия, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить объем знаний, когнитивных или практических навыков, которые должны усвоить дети. Целесообразно использовать на занятии основной метод которым является наблюдение. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания), репродукции художников, на картинах которых изображены сезонные явления, сезонные изменения в разные периоды самого сезона (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; весна - начало весны или большая вода, зелёная весна, конец весны и т. д.)
Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением.
В построении педагогического процесса используются экологические закономерности или явления закономерного характера, которые существуют в природе. Критерием отбора таких закономерностей могут быть их доступность и возможность понять. Чтобы дети могли заметить изменения в природе, необходимы специальные методы, чтобы помочь сформировать представления о причинно-следственных связях. Эти приемы основаны на двух педагогических моментах: наблюдение и его фиксация в календаре природы или в дневнике наблюдений.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
Опытно- экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.
- На констатирующем этапе организовано первичное обследование детей и определён уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.
- На формирующем этапе эксперимента были проведены разнообразные формы ознакомления детей с природой и определены условия эффективного формирования представлений о сезонных изменениях.
- На контрольном этапе эксперимента состоялась повторная диагностика детей, которая выявила динамику в изменении уровня сформированности представлений и показала эффективность проведённых мероприятий.
База исследования: Школа №1245 города Москвы, дошкольное отделение №8. Участники эксперимента - дети старшей группы (№ 4 – 15детей)
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- подобрать диагностическую методику для определения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе;
- выявить критерии и оценки для определения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе;
- определить направления работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе;
- организовать повторную диагностику и подтвердить эффективность работы по формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе, но при соблюдении определённых условий.
Цель констатирующего этапа исследования: Выявить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе выделяют следующие критерии и показатели:
- Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
- Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделяют три уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов (справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, дети предлагали оригинальные ответы на вопросы).
Средний уровень – 12 – 14 баллов (отвечали на некоторые вопросы только после наводящих, дополнительных подсказок, но находили выход из сложившейся ситуации).
Низкий уровень – 6 – 9 баллов (не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого).
На констатирующем этапе исследования были использованы следующие диагностики:
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень»
Автор : Т.М. Бондаренко [6]
Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.
Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.
- Какие приметы осени тебе известны?
- Что человек убирает осенью с полей, огорода?
- Почему осенью становиться меньше насекомых?
- Как животные готовятся к зиме?
- Куда улетают птицы осенью?
- Что происходит с растениями осенью?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
- Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Таблица 1 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Осень»
Уровень | Количество детей | Количество баллов |
Высокий | 6 | 15 – 18 баллов |
Средний | 6 | 12 – 14 баллов |
Низкий | 3 | 6 – 9 баллов |
Протокол первичной диагностики по заданию «Осень» (приложение 1).
По результатам диагностики можно видеть, что высокий балл показали шестеро детей (5 девочек и 1 мальчик) Они справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, эти дети предложили оригинальные ответы на вопросы.
Шесть детей (4 девочки и 2 мальчика) показали средний результат. Они отвечали на некоторые вопросы только после наводящих, дополнительных подсказок, но находили выход из сложившейся ситуации. Низкий уровень показали трое детей (2 девочки и 1 мальчик) Они не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого.
Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень»
Задание «Зима»
Автор : Т.М. Бондаренко [6]
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.
- Какая погода зимой?
- Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
- Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
- Почему стало меньше птиц?
- Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
- Какой праздник отмечают зимой?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
- Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Таблица 2 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Зима»
Уровень | Количество детей | Количество баллов |
Высокий | 6 | 15 – 18 баллов |
Средний | 6 | 12 – 14 баллов |
Низкий | 3 | 6 – 9 баллов |
Протокол первичной диагностики по заданию «Зима» (приложение 2)
Из 15 детей экспериментальной группы только 6 показали высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе. Еще 6 показали средний уровень и 3 ребенка показали низкий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.
Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Зима»
Задание «Весна»
Автор : Т.М. Бондаренко[6]
Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
- Какие приметы весны тебе известны?
- Как изменяется погода весной?
- Почему стали возвращаться птицы?
- Какие изменения происходят с растениями весной?
- Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
- Что делают животные с приходом весны?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
- Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
- Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Таблица 3 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Весна»
Уровень | Количество детей | Количество баллов |
Высокий | 6 | 15 – 18 баллов |
Средний | 6 | 12 – 14 баллов |
Низкий | 3 | 6 – 9 баллов |
Протокол первичной диагностики по заданию «Весна» ( приложение 3)
Из 15 детей экспериментальной группы только 6 показали высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе. Еще 6 показали средний уровень и 3ребенка показали низкий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.
Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Весна»
По результатам проведенных диагностик, была составлена таблица результатов по уровню сфомированости представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников
Таблица 4
Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе исследования
Уровень | Количество детей | Количество баллов |
Высокий | 6 | 15 – 18 баллов |
Средний | 6 | 12 – 14 баллов |
Низкий | 3 | 6 – 9 баллов |
Протокол диагностики на констатирующем этапе исследования (приложение 4).
Рисунок 4 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Вывод: Таким образом, на формирующем этапе исследования необходимо особое внимание уделить развитию у детей умений определять времена года по осадкам, выпадающим в разные сезоны, изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена года по цветущим растениям и в соответствии с этим, формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.
2.2 Работа с детьми старшей группы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе
На формирующем этапе исследования нами были проведены следующие мероприятия ( см. таблицу 5).
Таблица 5
Занятия
Номер занятия | Название занятия | Учебные цели программы, реализуемые на занятиях и на прогулках |
1 | Экскурсия в природу в начале осени | Цель: Формирование понятия о смене времени года. Уточнить представление детей об особенностях сезона. |
2 | Погода в сентябре Наблюдение на прогулке (беседа) | Характер осадков осенью – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше). |
3 | Художественно – эстетическое развитие «Идет дождь» (рисование) | Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать умения пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым и цветными карандашами |
4 | Погода в октябре «Золотая осень» (беседа) | Цель: уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт. Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья и полетели по воздуху. |
5 | Опыт – эксперимент «Почему желтеют листья?» | Цель: формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать; подвести детей к пониманию значения света (солнца) для роста растений; развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность; подвести к осознанию детьми причинно – следственных связей. |
6 | Чтение художественной литературы на тему «Осень» | Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях осенью. |
7 | Погода в ноябре (беседа) | Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы. |
8 | Праздник «Прощай осень» | Дети закрепили знания об осени, играли, пели, танцевали. |
9 | Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка» | Ежегодное проведение осенней выставки стало традицией для дошкольного отделения. Выставка работ, продуктивная деятельность, совместное творчество – всё это объединило детей и родителей, сблизило ребёнка с семьей. С удовольствием продемонстрировали свою творческую фантазию не только дети, но бабушки, папы и мамы. Педагоги дошкольного отделения и ребята вмести сделали коллективные работы. Участники удивили своей фантазией, оригинальностью и творческими |
10 | Погода в декабре (беседа) | Цели: продолжать формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становиться длиннее, а день- короче); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. |
11 | «Зимние явления в природе» | Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования. |
12 | Утренник «В гостях у Зимушки – зимы» | Цель: закреплять представления детей о зиме. |
13 | Погода в январе (беседа) | Цели: продолжать формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонных явлениях — снегопаде, гололеде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе. |
14 | Экскурсия в зимнюю сказку (территория детского сада) | Цель: показать, что природа зимой не погибает, а погружается в глубокий сон;сформировать представления детей о пользе снега для растений. |
15 | Эксперимент «Какие секреты скрывает снег» | Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом. |
16 | Погода в феврале ( беседа) | Цель:продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.) |
17 | Конкурс чтецов по теме «Зима» | Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. |
18 | Погода в марте (беседа) | Цель: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях весны Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился. Обогащение словарного запаса: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, капель, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, оттепель. |
19 | Дидактическая игра «Угадай какое время года» | Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление; формировать представления о сезонных изменениях в природе. |
20 | Весенняя экскурсия на природу | Цель: уточнять и систематизировать представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). |
21 | Погода в апреле (беседа) | Цель: обратить внимание детей на солнце, рассказать, как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны. Обогащение словарного запаса: ранняя, поздняя, теплая, холодная, дождливая, журчащий, цветущая, поющая, перелетные. |
22 | Праздник «Весна пришла» | Цель: закреплять знания детей о смене времени года |
23 | Наблюдение за солнцем и облаками | Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды. |
24 | Занятие по художественно – эстетическому развитию «Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель» (рисование) | Цель: Расширять кругозор детей, знания о приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира. Закреплять знания о сезонных изменениях: -тает снег, капель - ярко светит солнце и греет; - первые весенние цветы – мать-и-мачеха, - появились первые проталинки на земле; - дни длиннее, а ночи короче; - небо стало голубым; - появляется молоденькая травка; - побежали весенние ручейки; - мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю; - люди вешают на деревья скворечники; - на деревьях и кустарниках набухают почки; - птицы прилетают из теплых стран. |
25 | «Природа и мы» | Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе. |
26 | Знакомство детей со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды» | Цель: Закрепить знание времени года, названия месяцев; закрепить знание примет весны; развивать слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения. |
27 | Погода в мае (беседа) | Цель: закрепление полученных знаний о весне, о весенних изменениях в природе. |
28 | Художественно – эстетическое развитие «Весна — прекрасный сезон» (аппликация) | Цель: проверить и закрепить знания детей о времени года «Весна». |
Выборочные конспекты занятий (приложение 5).
На занятиях широко применялся труд, наблюдения, художественная деятельность, чтение художественной литературы.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе фиксировались в календаре природы. Так же для уточнения у детей механизмов протекания природных изменений в природе использовались опыты и эксперименты (приложение 6), игры (приложение 7). Все проведенные мероприятия на формирующем этапе были направлены на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Результаты экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
Цель: выявить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе после формирующего этапа исследования.
На данном этапе при проведении диагностического исследования, учитывались следующие критерии и показатели сформированности представлений о сезонных изменениях.
- Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
- Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
- Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов (справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, дети предлагали оригинальные ответы на вопросы).
Средний уровень – 12 – 14 баллов (отвечали на некоторые вопросы только после наводящих, дополнительных подсказок, но находили выход из сложившейся ситуации).
Низкий уровень – 6 – 9 баллов (не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого).
Таблица 6
Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования
Уровень | Количество детей | Количество баллов |
Высокий | 12 | 15 – 18 баллов |
Средний | 3 | 12 – 14 баллов |
Протокол диагностики на контрольном этапе исследования ( приложение 8)
Рисунок 5 - Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования.
Чтобы проанализировать эффективность проведенных нами мероприятий мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапов исследования (см. таблицу 7).
Таблица 7
Сравнительная таблица результатов исследования
Уровень | Количество баллов | Количество детей на констатирующем этапе | Количество детей на контрольном этапе |
Высокий | 15 – 18 баллов | 6 | 12 |
Средний | 12 – 14 баллов | 6 | 3 |
Низкий | 6 – 9 баллов | 3 | 0 |
Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования (приложение 9).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.
На первом этапе мы подобрали диагностические методики по определению уровня сформированности представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе. Методика представляет собой беседу по картинкам. Беседа состоит из 6 вопросов по картинкам и устно. Оценка ответов по картинке (тесту) производится от 1 до 3 баллов.
Первичная диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе по данным методикам показала, что в группе 3 ребенок (20%) с низким уровнем сформированности представлений о сезонных явлениях в природе, 6 детей (40%) со средним уровнем, 6 (40%) с высоким уровнем.
Так же мы провели количественный анализ ответов и определили вопросы, которые вызвали затруднения у детей. Таким образом, мы определили, что в формирующем этапе исследования необходимо особое внимание уделить развития у детей умений определять времена года по состоянию и видам осадков, сезонные изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена года по цветущим растениям. Что имеет большое значение в развитии детей.
На формирующем этапе исследования нами были проведены следующие мероприятия: занятия, на которых широко применялся труд, наблюдения, художественная деятельность, чтение художественной литературы; так же для уточнения у детей механизмов протекания природных изменений в природе использовались опыты и эксперименты, игры, моделирование.
При повторной диагностике в группе не было выявлено ни одного (0%) ребенка с низким уровнем представлений о сезонных изменениях в природе, 3 (20%) детей со средним уровнем и 12 (80%) с высоким уровнем.
Чтобы проанализировать эффективность проведенных нами мероприятий мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапа исследования. Анализ показал, что уровень представлений о сезонных изменениях в природе повысился. Дети научились замечать причинно - следственные связи. Правильно называть характерные признаки состояния погоды : облачно, ясно, пасмурно, дождливая, тёплая , или прохладная, жаркая или морозная, ветряная или тихая. Обогатился словарный запас старших дошкольников. Чтение художественной природоведческой литературы помогло восприятию сезонных явлений ярким, живым и образным языком. Интересным оказался опыт проведения циклических недельных наблюдений с последующей фиксацией этих наблюдений на страницах дневника наблюдений и в календаре природы с применением графических символов. Систематически организованные наблюдения за сезонными явлениями способствовали развитию у старших дошкольников интереса к изменениям в окружающей среде, формированию целостной картины мира. В процессе наблюдения за объектами у детей формируется и положительное отношение к природе в целом. Развиваются такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великий русский писатель М.М. Пришвин сказал, что «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».
В теоретической части исследования был проведен обзор психологической, учебно-методической литературы. На основании представленной литературы была определена важность организованных наблюдений сезонных явлений. Мы обнаружили, что общение с природой оказывает положительное влияние на дошкольников, делает их более дружелюбными и мягкими и пробуждает в них самые лучшие чувства. Роль природы в воспитании детей особенно велика.
Великий критик В. Г. Белинский считал природу «вечным образцом искусства». В жизни детей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.
Очень правильно подметила Кулагина И. Ю.[26]:«Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой и явлениями, происходящими в мире природы, происходящими в ней в разное время года изменениями.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, развивать у ребенка его познавательную деятельность, эстетически относится ко всему живому.
Значительная роль в воспитательно - образовательном процессе детей отводится занятиям на которых их учат наблюдать за изменениями в природной среде. Наблюдая за сезонными явлениями, воспитатель учит детей сравнивать предметы между собой, находя не только различия, но и сходства; группировать объекты по нескольким критериям; увидеть причинно-следственные связи; делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений; дать четкое, полное и красочное описание увиденного; овладение практическими методами определения результатов наблюдений и формирование не только знаний о происходящих явлениях, но и развитие их познавательной активности.
Большое количество наблюдений и экспериментов проводится с растениями, из которых дети узнают об условиях, необходимых для жизни растений и их изменениях по сезонам года. Знания, полученные при проведении экспериментов, закрепились в процессе наблюдений за природой, за окружающей жизнью. Таким образом, природа помогает окрашивать в эмоциональные тона восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должны воспитывать систематические наблюдения с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Анализ программ показал, что содержание и объём знаний, связанных с формированием представлений о сезонных наблюдениях представлен в каждой комплексной программе. Разница в том, что каждая программа рекомендует вводить сезонные темы по-разному, но с учетом сезонности, энциклопедии и принципов местного знания. Для каждой комплексной программы были выпущены методические пособия, в которых раскрываются формы, методы и инструменты формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Рассмотрели методы ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе. Развивается интерес к наблюдениям, если учитывать особенности психолого-педагогического развития детей. Создаются яркие представления очевидных изменений в природе, что способствует развитию навыков познавательной деятельности детей и приобщение детей к практической деятельности в природе.
Именно наблюдения за сезонными изменениями в природе обеспечивают непосредственный контакт детей с природой, живыми объектами, окружающей среды.
Вывод: использование приёмов, методов, наблюдений и экспериментов с растениями на занятиях, прогулках, экскурсиях по наблюдению за сезонными явлениями в природе повышают уровень сформированности представлений о сезонных изменениях. развития навыков познавательной деятельности дошкольников. Детские горизонты расширяются, язык становится ярче, выразительнее, эпитеты и синонимы используются для описания состояния времени года. Поэтому целесообразно использовать эти методы в работе педагога с дошкольниками.
В практической части исследования была проведена диагностика сформированности у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Результаты констатирующего этапа показали, что необходимо организовать систему непосредственной образовательной деятельности, способствующей формированию представлений о сезонных явлениях в природе. При формировании у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе применяли разнообразные педагогические технологии. Были опыты и эксперименты, дидактические игры, методы отражённой природы, словесно - литературные методы, работа с календарём природы, моделирование, изобразительная деятельность.
На контрольном этапе эксперимента при повторной диагностике было выявлено, что есть динамика в уровнях сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.
Таким образом, можно сделать вывод. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что для эффективного формирования представлений о сезонных изменениях в природе необходимо:
- когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневник сезонных изменений);
- когда природоведческая литература и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать наблюдаемые сезонные изменения в природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Айвазян, А. Г. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 18-20.
- Антонова, Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 334-336.
- Атеева, Т. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — СПб: Реноме, 2012. — С. 95-98.
- Бердяев, Н. А. Самопознание // "Международные встречи в Женеве" (фр.),организация ученых и деятелей культуры, 2015. – с.199.
- Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека // Институт практической психологии, НПО 'МОДЭК' — 2017. – с. 417.
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - ЧП Лакоценин С. С., 2017.
- Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста // Типография А.М. Котомина (г. Санкт –Петербург) - 2012.
- Гладкова, Ю.А. Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. - ч. 1. - с. 178.
- Гомбын, Б. Метод наблюдения за повседневной деятельностью ребенка // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2017. - № 4. - с. 51-58.
- Гончарова, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 12-14.
- Губайдуллина, Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 117-121.
- Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 76-79.
- Дотолева, И. О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3.
- Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями // Пособие для воспитателя дет.сада. – 2015.
- Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581-583.
- Жиров, А.И. Прикладная экология. - М.: Юрайт, 2018. — 311 с.
- Залкинд, Э. И. Природа в детском саду // Пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей дет.садов. – 2012.
- Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19.
- Кант, И. О педагогике // Трактаты и письма.— М.: Наука, 2014.— 712 с.
- Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное //Издательский дом. – 2008.
- Кондрашева, Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 718-721.
- Коурова, С.И., Яковлева Н.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. № 4 (40). - с. 39-44.
- Кошелева, О. А. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 204-207.
- Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 48-53.
- Крюкова, К.А. Фенологические наблюдения в России: краткая история развития // Приволжский научный вестник. – 2013. - № 8-1 (24). - с. 13-20.
- Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. // М.: Эксмо , 2015. – С. 62.
- Маркс, К. Великий учитель // М.: Детская литература ЦК ВЛКСМ, 2017. - 100 c.
- Матвеева, А. А. Большой годовой курс для занятий с детьми 5-ти лет // Издательство АСТ, Москва – 2018.
- Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-69.
- Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников // Инфра-М – 2018. – 255с.
- Новикова, Д. А. Значение фенологических наблюдений в изучении природы Забайкальского края // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 131-133.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах // Педагогическая библиотека, 2015. – 752с.
- Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536-539
- Поданёва, Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // МНКО. - 2018. - №4 (71). – c. 86-91
- Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М.: Просвещение, 2016. — 111 с. — ISBN 978-5-09-020581-8
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310 (дата обращения 20.04.2020)
- Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 2017 г.
- Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 2019 г.
- Ситак, Л.А., Семенович Т.И. Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста // Гуманитарный научный журнал. – 2017. № 1. с. 64-67.
- Скиф, О. В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. – 2018. - ч. 17. - № 1 (35). - с. 60-68.
- Скоростинская, А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон.научн. журн. 2018. № 13(33).
- Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245.
- Соколова, Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 812-820.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособиедля воспитателей дет. сада/ Под ред. Ф. А Сохина. - 5-е изд. – М.:Просвещение, 2019 – 159с.
- Тюмасева, З. И. Экологическое строительство детской души. – Челябинск: ЧГПИ, 2015. – 240 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания // Гранд-Фаир. – 2015. – 576с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 32 с.
- Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста // Прометей, 2020. – 254 с.
- Ханова,Т. Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. – 2018. - ч. 6. - № 2 (23). - С. 11-24.
- Хвант, Т.А. Экологические основы природопользования. - М: Юрайт, 2019. — 253 с.
- Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 19-21.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект и предмет исследования Объект исследования : представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе Предмет исследования : условия, способствующие эффективному формированию представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе будет эффективным при условии : - когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневника сезонных изменений); - когда природоведческая литература и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать наблюдаемые сезонные изменения в природе.
Ян Амос Коменский Водовозова Елизавета Николаевна Елизавета Ивановна Тихеева Залкинд Эсфирь Ильинична Ушинский Константин Дмитриевич
Констатирующий этап «Диагностическая методика по теме «Зима»
Констатирующий этап 3 ребенка – низкий уровень 6 детей – средний уровень 6 детей – высокий уровень
Формирующий этап Целью формирующего этапа является – формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап Название занятия Учебные темы программы, реализуемые на занятии Экскурсия в природу в начале осени Цель: Формирование понятия о смене времени года. Уточнить представление детей об особенностях сезона. Художественно – эстетическое развитие «Идет дождь» (рисование) Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Чтение художественной литературы на тему «Осень» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях осенью. Эксперимент «Какие секреты скрывает снег» Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом. Дидактическая игра «Угадай какое время года» Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление; формировать представления о сезонных изменениях в природе. Знакомство детей со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды» Цель: Закрепить знание времени года, названия месяцев; закрепить знание примет весны; развивать слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения.
Формирующий этап «Сезонные наблюдения » «Дневник погоды»
Формирующий этап «Погода в октябре «Золотая осень» Утренник «В гостях у Зимушки – зимы» «Погода в марте (беседа )»
Контрольный этап 3 ребенка – средний уровень 12 детей – высокий уровень
Сравнение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них
В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....
ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Исследование иффективности использования новых интегративных технологий на базе детского сада....
"Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе"
Ознокомление окружающей среды начинается с детсва.Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в...
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе...
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом разви...
НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие пункты Федерального государственного...